Как избавить ребенка от страхов: советы психолога. Ребенок боится: что делать? Лечение страхов у детей

Ребенок боится. Что делать?

Ребенок боится: что делать? Как избавиться от детских страхов? Консультация детского психолога.



Что делать, если ребенок боится (темноты, монстров, врачей, собак, шариков и т.д.)? Такой вопрос задают мне достаточно часто читатели «Родной тропинки». И я попросила ответить на него профессионала в данной области – детского психолога, одного из авторов нашей Мастерской игр «Через игру – к успеху» Наталью Баринову.

Все, кто участвовал в Мастерской игр в апреле 2013 года, помнят Наталью Михайловну по ее замечательным видеоматериалам «Добрые игры для развития эмпатии (сочувтсвия)» и «Экологические игры».

Для новичков проекта представлю Баринову Наталью Михайловну подробнее:

  • практикующий детский психолог,
  • заведующий психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2009»,
  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • преподаватель детской психологии в вузе,
  • один из авторов вебинаров будущей Мастерской игр 2014 года (раскрою этот секрет).

Я попросила Наталью ответить на самые часто встречающиеся в моей почте вопросы от читателей «Родной тропинки». Сегодня я публикую первую из цикла ее статей, написанных специально для участников нашего проекта.

Ребенок боится: что делать?

Страх – боязнь, робость, сильное опасение,

тревожное состояние души от испуга,

от грозящего или воображаемого бедствия.

В.И.Даль «Толковый словарь русского языка»

Опыт работы детского психолога за последние годы высвечивает условный топ-10 детских страхов

Топ- 10 детских страхов.

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

Давайте проанализируем причины возникновения страха:

Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

— В нушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать? Типичные ошибки и правильные варианты.

Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят: Родители хотят, чтобы ребенок понял: Ребенок понимает на самом деле: Вывод, который делает ребенок:
Не бойся! Не надо бояться! Не смей бояться! Меня ругают
Не страшно! Твои страхи беспочвенны Им — то не страшно! Меня не понимают
Ты же у нас храбрый! Мы верим в тебя! Я хуже, чем они обо мне думают Я плохой
Не будь трусом! Мы тебя ободряем Я – трус! Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают Бояться можно Все чего-то боятся Меня понимают
Мы можем научиться преодолевать страхи Все получится Мне хотят помочь Меня любят

Правила для родителей.

Родителям нужно знать правила :

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх. Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

Анкета для родителей. Страхи.

Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

— Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

— Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

— Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

— Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

— Многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

— Конфликтные отношения между родителями: да-нет

— Психические травмы типа испуг: да-нет

— Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье : ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи . Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства . Причиной детских страхов может стать сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее . Излишняя строгость и множественные жесткие запеты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны . Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка . Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скаите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

Например такую, как у Михаила Андрианова:

Бум-бум-бум

— Бум-бум-бум, — что-то постучало в тёмной комнате.

— Мне страшно, кто это? — спросила Вику Алёнка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.

Не знаю, но кто — то здесь есть, — косясь по сторонам, прошептала Вика. — Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум-бум-бум, то тук-тук-тук.

— Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.

— Не бойся, скоро это пройдет.

Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти её от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали, тесно прижавшись друг к другу.

— Почему это только в моей комнате всё время страшное происходит? — думалось Вике. — Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.

И вдруг опять: бум-бум, тук-тук.

— Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, — тихо взвизгивая, прошептала Алёнка.

— Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из-за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.

— Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?

— Ага, помню, она ещё Буратино к себе чуть ли не затянула, — прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло.

Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум-бум-бум и сразу же тук-тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:

— Смотри, смотри.

— Там, занавески.

— Что занавески?

— Они шевелятся.

Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.

Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:

— Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают ещё больше его пугать.

— Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.

— А давай так и сделаем и до занавесок дотронемся, — предложила Вика.

— Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.

— Да не бойся, я впереди буду, давай руку.

Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески — за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум-бум, а потом сразу же о раму: тук-тук.

— Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, — прошептала Вика, — ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.

— А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, — предложила Вика.

— Давай, только, чур, ты опять первая.

И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое — это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.

— Как я раньше не догадалась, — подумала Вика, — целую неделю его боялась.

Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум-бум-бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.

Однако, если же страхи длительно и мучительно преследуют ребенка помочь ему сможет только специалист. Но, в большинстве случаев, понимание и поддержка со стороны мам, пап, бабушек и дедушек способствует тому, что ребенок может вполне самостоятельно преодолеть все свои страхи.

Публикуя эту статью, я уже заранее знаю, что будут вопросы о том, как связаться с автором. Поэтому по согласованию с Натальей Михайловной даю контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

А в заключение хочу рассказать Вам еще одну сказку.

Сказка про смелого Алёшу
Ирина Турина

За окном темнело, наступал тёплый весенний вечер. Солнце осторожно опускалось за город, уютно укутываясь в розовые облака. Скоро на небе появится луна, крохотными капельками заблестят звёзды и все заснут. Только Алёша будет крутиться в своей кроватке и плакать от страха.

Алёша — очень хороший и послушный мальчик, он совсем не трус. Он всегда помогает маленьким, не обижает слабых и заступается за своих друзей. Но по ночам к нему прилетает злой волшебник и превращает все вещи, стоящие в его комнате, в страшные и опасные предметы.

Однажды вечером Алёша, как всегда, долго не отпускал маму, плакал и не разрешал выключать свет. Мама погладила его по головке и включила маленький ночничок над Алёшиной кроваткой.

Как только мама вышла из комнаты, начались обычные превращения. Сначала злой волшебник Страх спрятал за тучей луну. На улице сразу стало темно. Потом Страх постучал по оконному стеклу веткой старой берёзы. Алёша съёжился и натянул одеяло до самого подбородка. Страх пролетел по комнате и окутал всё волшебным тёмным облаком. Шкаф превратился в злобного великана, сердито поблёскивающего двумя глазами на животе. Алёшины игрушки: мишки, машинки и роботы — всё волшебное облако тьмы превратило в страшных чудовищ. Они таращились на Алёшу и что-то шептали. По потолку поползло страшное белое пятно. Оно подкрадывалось всё ближе и ближе к дрожащему от страха мальчику. Страх заполз под кровать и притаился там.

— Эй, — раздался тихий голос из-под Алёшиной подушки. — Сколько можно ждать? Скоро ночь закончится, а ты всё никак не можешь заснуть.
— Кто здесь? — в ужасе прошептал Алёша.
— Это я — сонный гном, — ответила подушка и пошевелилась.

Алёша осторожно ткнул её пальцем. Голос был совсем не страшный, даже ласковый. Но ложиться на говорящую подушку не хотелось. Вдруг она кусается?
Неожиданно подушка отпрыгнула в сторону, и Алёша увидел крохотного гномика.
— Фу, как там душно сидеть! — заворчал гном, разглаживая складки на курточке.
— А зачем Вы туда забрались? — вежливо поинтересовался Алёша. Он был рад, что есть с кем поговорить. Алёша очень боялся, что гном исчезнет, а Страх опять вылезет и начнёт свое колдовство.
— Я всегда там сижу, когда ты ложишься спать, — ответил гном. — Я же сказал, что я — сонный гном. Я приношу детям сны: разные волшебные сказки и весёлые праздники. Но ты мне мешаешь, потому что никак не хочешь заснуть. Ложись, я приготовил для тебя новую замечательную сказку. Сегодня мы будем летать на волшебном лебеде.
— Я не могу заснуть, — всхлипнул Алёша. — Злой волшебник Страх сидит у меня под кроватью. Он заколдовал всё вокруг. Посмотрите сами!
— Не вижу! — удивился гном. Он заглянул под кровать и взмахнул волшебной палочкой. Серебряные звёздочки весёлым звенящим ручейком, хихикая и толкаясь, забрались в темноту.
— Никого нет! Никого нет! — послышались из-под кровати их звонкие голосочки.

Веселые звёздочки сложились в маленькую серебряную бабочку и начали порхать по комнате. Сначала они сели на плечо страшного великана с глазами на животе и осыпали его серебристой пылью. Алёша увидел, что на самом деле это старый шкаф, а на животе у него никаких глаз нет. Это блестят круглые ручки.

Потом звёздная бабочка перелетела на подоконник и осыпала его светящимися искорками. Алёша увидел, что на самом деле это не Страх стучится к нему, а ветка берёзы, на которой сладко спят воробушки.
Бабочка замахала крыльями, поднялся ветер и сдул тёмную тучку, прикрывшую луну и звёзды. В комнате сразу стало светлее.

Бабочка покружила над Алёшей и села на полку со страшными чудовищами. И тут Алёша увидел, что на самом деле это его игрушки. Они весело улыбались ему, задорно поблёскивая пластмассовыми глазками.
Бабочка последний раз взмахнула крыльями и рассыпалась на маленькие звёздочки, закружившиеся в весёлом хороводе вокруг гнома.

— Вот видишь, — улыбнулся сонный гномик и аккуратно собрал в волшебную палочку маленькие звёздочки. Когда он коснулся последней звёздочки и она исчезла, Алёша спросил:
— А что это за белые пятна ползали по потолку?
— Это свет фар. Некоторые люди работают ночью, они ездят мимо. А любопытные фары заглядывают в окна домов, потому что ночью на улице темно и скучно. Вот свет от них и бегают по потолку в комнатах. Освещает самые темные уголки и помогает маленьким мальчикам и девочкам увидеть, что никакого Страха нет. А теперь засыпай быстрее, нам с тобой надо посмотреть длинный-длинный сон. Ты же не хочешь, чтобы утром он оборвался на самом интересном месте?
— А если я сейчас засну, то успею досмотреть до конца? -заволновался Алёша.
— Конечно, — важно кивнул гном. — Если заснешь прямо сейчас. И обещай мне, что теперь всегда будешь засыпать вовремя. Я подарю тебе волшебное заклинание. Говори его каждый раз перед сном. Тогда в твою комнату ночью никто не сможет попасть, кроме меня и мамы.
— А какое заклинание? — спросил Алёша.
Гномик поправил шапочку, встал в позу и прошептал:
Хлоп в ладоши: бах-бабах!
Словно шарик, лопнул страх!
Бяки-буки, ну-ка, кыш!
Не боится вас малыш!
— Запомнил?
— Да, — пробормотал Алёша, засыпая. — Спасибо Вам. А теперь я хочу посмотреть сон.
— Ну, смотри, — гном взмахнул волшебной палочкой, и Алёша крепко заснул. Всю ночь он смотрел замечательный сказочный сон.
С тех пор Алёша перед сном всегда повторяет волшебное заклинание и спокойно засыпает, а сонный гном показывает ему чудесные сказки.

Дорогие читатели сайта! Спасибо всем, кто активно задает вопросы и участвует в обсуждениях. Желаю Вам успешно решить проблему:). Что еще Вы хотели бы узнать о детской психологии? Какие проблемы Вас волнуют? Чем помогла Вам эта статья? Предлагаю продолжить разговор в комментариях.

Продолжение бесед с детским психологом Вы найдете в статьях:

Что делать? Почему возникает детская ревность? Пошаговые рекомендации мамам, ждущим второго малыша. Сказки — помощницы в решении проблемы детской ревности.

Я боюсь темноты. Правда. Не сильно, конечно, не до патологии, и не всегда, но в целом опасаюсь. А все началось в детстве. Помню, однажды я не спала всю ночь: мамино пальто на вешалке, которое после чистки повесили на гвоздик проветриться, неожиданно «превратилось» в Пиковую Даму. Я знала, конечно, что это пальто, но у страха-то глаза велики! Да еще и фантазия сделала свое дело – Дама почти натурально «шевелилась» и как-будто смотрела на меня. Позвала бабушку. Она у меня женщина была решительная, местами даже жесткая, такие после войны избы сами отстраивали и поля пахали.

Бабушка не нашла лучшего решения, чем заставить меня идти через всю темную комнату до этой ужасающей вешалки, чтобы я сама убедилась, что это просто пальто. Не буду описывать весь свой детский ужас в процессе преодоления нескольких метров того пути. Скажу только, что эпизодический страх темноты остался со мной как напоминание о детстве.

Подозреваю, что метод бабушка выбрала неправильный. Поэтому, когда мои собственные дети начали заявлять, что у них в комнатах поселились в темноте Бабайки, привидения, пришельцы и прочие «там кто-то есть», действовать я начала иными методами.


Статистика

  1. Из 100 мам 80 отмечают, что из всех видов страха их детям свойственна боязнь темноты. Таким образом, 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет боятся темных комнат.
  2. В 80% случаев страх темноты передается по наследству. Если она была у родителей, то с большой долей вероятности, ребенок тоже будет бояться темноты.
  3. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь.
  4. У 2% он перерастает в болезнь – никтофобию.

Причины

Страх темноты – это не страх перед отсутствием света как такового. Это страх перед тем неизведанным и неприятным, что может скрываться в этой темноте. Поскольку во мгле наш мозг не получает четкого сигнала от органов зрения о безопасности окружающей обстановки, возникает некая неопределенность. А если фантазия богатая, то она быстро «дорисует» отсутствующие элементы. И пожалуйста – страшная картина готова! Дети, как известно, обладают большей способностью фантазировать, а потому детские страхи – явление столь распространенное.

Страх, как выяснили ученые, у ребенка начинается еще во время внутриутробного развития. Именно тогда кроха уже способен чувствовать, если мама тревожится, пугается или сильно переживает.

Неродившийся пока малыш, конечно, еще не способен понять, что именно происходит, но его нервная система и головной мозг отлично «запоминают» биологическую реакцию на страх. В результате эмбрион получает способность бояться. Правда, пока инстинктивно.


Когда страх становится осознанным?

  1. Чаще других страх перед темнотой испытывают дети, которые спят одни. Поэтому косвенно страх темноты - это страх перед одиночеством. Испытывать его могут даже новорожденные.
  2. Если родители увлекаются «страшилками». «Не будешь есть кашу - позову Бабая» или «Если ты не перестанешь баловаться, за тобой придет злой колдун!». В темноте, когда ребенок расслабляется перед сном и мысленно, как и взрослые, прокручивает в голове дневные переживания, именно этот «Бабай» или «злой колдун» могут материализоваться в воображении малыша в темной комнате.
  3. Если в присутствии ребенка старшие смотрят фильмы ужасов, рассказывают жуткие истории. Помните, мозг ребенка, даже маленького и несмышленого, фиксирует яркие образы и потом воспроизводит их в самый неподходящий момент.
  4. Если ребенок часто просматривает со взрослыми выпуски новостей. Любой случайно увиденный образ в сюжете о катастрофе, убийстве или нападении может стать причиной страха темноты.
  5. Если ребенку слишком многое запрещается.
  6. Если в семье разгораются нешуточные конфликты, в которые оказываются втянуты дети.


Есть еще несколько факторов, влияющих на развитие страха темноты. Как ни странно, но более других этому виду фобии подвержены единственные дети в семье. Когда нет сестры или брата, с которыми можно контактировать, уровень тревожности у ребенка выше.

Кроме того, страх темноты часто свойственен детям «возрастных» родителей. Чем больше лет маме на момент рождения ребенка, тем сильнее она и домочадцы о «поздней» крохе беспокоятся. Бегут по первому зову, охают-ахают и всплескивают руками. В результате у них растет неврастеничный, легковозбудимый, инфантильный малыш, очень подверженный страхам, и не только темноты.

Темноты часто боятся дети из неполных семей. Причем первые «звоночки» боязни приходятся, как правило, на период развода или ухода одного из родителей.


Что делать родителям?

1. Поговорить с ребенком

На полном серьезе, доброжелательно выяснить у него, чего именно он боится, почему, кто живет в его темной комнате, что он может сделать малышу и зачем он вообще пришел? Иными словами, так вы сможете установить фактор, давший «старт» врожденной программе страха.

2. Контролировать увиденное

Нужно проследить за тем, чтобы ребенок не имел доступа к просмотру кровавых и пугающих фильмов, не играл в такие же компьютерные игры. Любой страх - как костер, если в него подбрасывать дрова, он будет разгораться все больше и больше.

Следите за своей речью, постарайтесь в присутствии ребенка не обсуждать негативных тем и уж тем более не стоит пугать непослушного малыша злыми персонажами, которые «придут и в лес унесут».



3. Исследовать комнату и подарить талисман

Постарайтесь вместе с ребенком исследовать темную комнату. Пройдите по ней вдвоем или всей семьей, включив ночник, и покажите чаду, что ни в одном углу никто не спрятался.

Скажу сразу, работает этот совет не всегда. Дело в том, что в присутствии родителей малыш вроде бы успокаивается. А как только наступает ночь и гасят свет, он категорически отказывается оставаться один. Потому как от души верит, что чудовища, которых прогнали папа и мама, вернутся. Поэтому я предпочитаю «долгосрочную» профилактику.

Мама и папа оставляют в комнате у ребенка кого-то или что-то, способное прогонять монстров. Пусть это будет специально купленная игрушка или новый ночник. Главное - чтобы ребенок поверил, что с этой штукой ему теперь ничего не грозит.

4. Визуализация страха и превращение его в доброе существо

Дополнительный способ. Попросите ребенка нарисовать монстра - так он его визуализирует и поймет, что он не так и страшен, ведь воображение всегда рисует более «красочные» картинки. Обязательно в конце превратите чудовище в доброжелательного монстрика, нарисуйте ему широкую улыбку и добрые глаза. Поговорите и поиграйте с ним вместе с ребенком.

Что родителям делать нельзя?

  1. Критиковать и смеяться над ребенком. Если ваш малыш признался, что боится оставаться один в своей комнате, ложиться спать вечером потому, что в темноте страшно, не критикуйте его и не называйте трусом. Это для вас затаившиеся у шкафа страшилки – нереальны. Для ребенка они самые что ни на есть настоящие. И он не капризничает, когда сообщает о своем страхе, как думают некоторые родители, а выражает вам доверие. Он делится с вами своей главной бедой.
  2. Вышибать «клин клином». Это тот самый метод моей бабушки. Если ребенок боится темноты, не стоит закрывать его намеренно в темной комнате, чтобы он осознал, что повода для страха нет. Это способно вызвать панику и закрепить ужас, сделав из него настоящую фобию.
  3. Ни в коем случае нельзя включаться в эту игру. Если малыш говорит, что у него под кроватью живет дракон, не нужно заглядывать туда и восклицать: «Ой, и правда страшный какой! Вот не будешь слушаться, обязательно вылезет и цапнет тебя за ногу!». Малыш поверит. И страх усилится в разы.


Чтобы помочь ребенку справиться с фобией, прежде всего необходимо поговорить с ним и выяснить причину детских страхов

Последствия

Если родители игнорируют страх ребенка перед темнотой и вовремя не принимают мер, обычная детская боязнь может стать настоящей патологией. Сформировавшаяся никтофобия повлечет за собой еще целый клубок различных страхов. Это может стать причиной нервных и психических расстройств у ребенка, панических приступов на протяжении всей жизни.

Кроме того, детские страхи, запрятавшиеся глубоко в подсознание человека, обрастут массой неприятных и неполезных для нормальной жизни комплексов. Возможно, ребенок не станет больным человеком, но низкая самооценка, боязнь перемен и ответственности ему гарантированы.

Возрастные этапы страха

2 года

Бояться темноты дети, как правило, начинают в 2 года, когда их фантазия уже достаточно развита и способна создавать целостные образы, в том числе и негативные. Но малыши в этом возрасте еще не могут внятно и детально сообщить родителям о том, что их беспокоит. Поэтому они могут просыпаться по ночам, устраивать истерики, упорно отказываться спать в своей кроватке и постоянно проситься спать вместе с родителями.


3 года

В 3 года, когда начинается кризис, связанный с первым переходным возрастом, границы окружающего мира для ребенка раздвигаются. Он теперь знает, что за пределами квартиры есть что-то еще: площадка, парк, детский сад… По мере накопления опыта и знаний, растут и страхи. Ребенок в состоянии рассказать о них, нарисовать их по вашей просьбе. Воспользуйтесь этим, чтобы устранить причину боязни.

4-7 лет

В 4 года почти все дети невероятно впечатлительны. У них появляются оценочные суждения, они хорошо запоминают события, диалоги, лица. Вкупе с буйной фантазией все это может приводить к страху темноты.



В 5 лет ребенок активно общается со сверстниками, и поводом для ночных страхов может стать история-страшилка, рассказанная кем-то в детском саду или увиденная по телевизору. Малыш еще не способен отличать вымысел от правды, и его мозг сразу «нарисует» пугающий образ. С пятилетнними малышами важно обсуждать страхи, рассуждать самим и учить дитя мыслить логически.

В 6 лет ребенок способен «видеть» в темноте своей комнаты персонажей любимых книг и мультфильмов. Фантастические герои, не всегда положительные и добрые, приходят, как назло, ближе к ночи. И разве тут уснешь!

Кроме того, в этом возрасте развивается ассоциативное мышление. Так, обычный комод может стать злым монстром, а висящее пальто (как это было в моем случае) мистическим существом. Важно продемонстрировать ребенку, что в комнате никого нет.

В 7 лет страх темноты может быть следствием стресса, который ребенок испытывает в связи с началом обучения в школе. Если уговоры не помогают, сделайте в комнате первоклассника перестановку. Пусть все пугающие предметы поменяют место дислокации.


Поводом для ночных страхов у пятилетнего ребенка могут быть страшные истории, рассказанные сверстником

В возрасте 7 лет ребенок может бояться темноты из-за стресса, вызванного походом в школу

8-10 лет

В 8 лет страх темноты обычно отступает. Но если ребенок все еще боится, не нужно игнорировать его проблемы, думая, что «скоро все само пройдет».

В 9 лет, равно как и в 10 лет, страх темноты – явление не такое уж частое. И обычно оно связано с тем, что у растущего быстрыми темпами чада меняется психика. Это нормальный процесс, просто каждый переживает его по-своему. Если страх темноты не носит панического характера, повода для волнений нет. С помощью психолога родители легко справятся с неприятной ситуацией.

К 8 годам страх перед темнотой обычно отступает


Когда обращаться к специалистам?

  • Если ребенку уже 10 лет, а он сильно пугается темной комнаты и боится спать без света. Младшие школьники прекрасно различают, где правда, а где сказки. Поэтому рассказы о фантастических тварях, живущих в темноте его комнаты, должны стать поводом для обращения к психологу или психотерапевту.
  • Если страх темноты у ребенка связан с громкими ночными истериками, криками и даже страхом смерти.
  • Если страх темноты выражается в панических атаках. Ребенок неровно дышит, теряет сознание.

О работе с детскими страхами подробно рассказывает клинический психолог Вероника Степанова в следующем видео.

  1. Страх темноты у ребенка можно преодолеть только вместе с ним. Сам малыш не справится.
  2. Правильно установленная причина страхов быстрее подскажет, как отучить ребенка бояться темноты.
  3. Если ребенок стал бояться темноты уже в сознательном возрасте (от 7 до 10 лет), есть смысл пересмотреть семейные взаимоотношения и выяснить, как ребенок общается в коллективе. Возможно, причина кроется в конфликтной ситуации.
  4. Дать ребенку дополнительную физическую нагрузку – записать в секции, кружки, где от него потребуется большой выброс энергии. На страхи сил попросту не останется.
  5. Показать на личном примере, как можно преодолевать страхи.
  6. Увлечь ребенка рисованием. Способность переносить образы из воображения на бумагу позволяет выплескивать эмоции, а нарисованная страшилка вовсе перестает быть страшной. Особенно если мама добавит к рисунку что-то от себя, что развеселит малыша.
  7. Хорошо помогает в борьбе со страхом темноты графический тест. С ним справятся школьники. Пусть ребенок напишет о своих опасениях. Разберите с ним «мини-сочинение», причем, объясните, что «страшные» слова – всего лишь слова. Обратите внимание сына или дочки на то, как они пишутся.
  8. Используйте в борьбе со страхом игры. Такие, к примеру, как прятки. Ведь там нужно прятаться и в темные места. А в процессе занимательной игры ребенок не успеет ощутить страх.

Если ребенок будет выплескивать всю энергию днем, то, вероятнее вечером на страхи просто не останется сил

Ребенок не преодолеет этот страх самостоятельно, ему обязательно нужна помощь взрослого, любящего его родителя

Если вас настораживает чрезмерный страх ребенка, обратитесь к детскому психологу для решения проблемы со специалистом

В борьбе со страхом могут помочь совместные игры

Запишите своего ребенка на консультацию к психологу, если страх переходит все границы разумного, не игнорируйте его призыв о помощи, не обсуждайте это с посторонними, чтобы чадо не потеряло к вам доверия. Есть ситуации, когда страх темноты - проявление весьма серьезных проблем. Специалист поможет разобраться в них и подскажет, как помочь ребенку.

Посмотрите следующие видео, в которых психологи дают свои рекомендации.

Ребенок панически боится темноты или чего-либо другого? Не ждите, когда страхи возьмут под контроль его жизнь, узнайте, как избавиться от них прямо сейчас!

Детский страх представляет собой сильное отрицательное чувство, возникновению которого в немалой степени способствуют реальные, либо надуманные опасности.

Чаще всего он возникает благодаря неадекватному психологическому воздействию взрослых людей или же вследствие богатой фантазии, рисующей перед неокрепшим разумом по-настоящему пугающие картины.

Чего боятся наши дети

  1. Одиночества . Страх одиночества преследует малышей с момента рождения. Испытывая глубокую эмоциональную привязанность к матери, являющейся для новорожденных средоточием их маленького мирка, а также единственной защитой и опорой, они панически боятся ее исчезновения. Внезапный уход родного человека крохи воспринимают, как самую настоящую катастрофу и реагируют соответствующим образом – надрывно кричат и горько плачут.
  2. Чужих людей . Примерно с 8 месяцев дети начинают всерьез опасаться различных незнакомцев, так или иначе проявляющих к ним интерес. Эта боязнь не в последнюю очередь связана с инстинктом самосохранения, который подсказывает малышам, что чужие люди могут причинить им вред. Реакцией на опасность становится стремление укрыться от посторонних взглядов и прикосновений за теплым и надежным плечом матери.
  3. Темноты . Оказавшись в темной комнате, многие дети проявляют признаки тревожного состояния. Причина подобного поведения кроется в том, что темнота служит для них символом все того же одиночества, олицетворяет собой беззащитность, обреченность и беспомощность. В темноте предметы теряют свои очертания, привычные ориентиры исчезают и ребенок попадает в чужой мир, полный зла и неизведанных опасностей.
  4. Выдуманных персонажей . Появлению страха перед сказочными «монстрами», возникающему у детей примерно в 3 года, в немалой степени способствуют близкие родственники, пытающиеся с их помощью манипулировать маленькими непоседами («засыпай скорее, а то Баба-Яга придет», «ешь кашу или Бармалея позову»). В результате ребенок пугается не на шутку, ведь на рисунках и в мультфильмах эти «герои» выглядят для него более чем устрашающе.
  5. Смерти . Приблизительно с 5 лет мальчишки и девчонки начинают испытывать мучительный страх смерти, обусловленный особенностями их развития. Дело в том, что именно в этом возрасте дети знакомятся с таким понятием, как «время» и узнают, что оно включает в себя рождение, продвижение, старение и конец. Осознание того, что рано или поздно им придется умереть – приводит их в ужас.
  6. Смерти родителей . Остаться без родителей для любого ребенка означает, прежде всего, оказаться совсем одиноким и ненужным в этом огромном, непонятном, непознанном и оттого еще более страшном мире. Страх смерти близких людей, зарождающийся в 6-7 лет, как никакой другой обладает способностью активизировать и остальные фобии дошкольника – боязнь одиночества, темноты, посторонних людей.
  7. Школьных проблем . С наступлением ученического возраста у детей появляется много страхов, напрямую связанных с обучающим учреждением. Они боятся опозданий, неуспеваемости, насилия со стороны одноклассников, а также непонимания учителей. Помимо этого, девчонки и мальчишки переживают, что не смогут соответствовать идеальному образу хорошего ученика и разочаруют своих родителей.
  8. Проблем с внешностью . Вступая в подростковый период, дети всерьез опасаются тех изменений, что происходят с их телом. Полные сомнений и неуверенности, они боятся оказаться предметом всеобщего обсуждения или, что еще хуже, насмешек. Это очень сложный этап, во время которого особенно важно помочь ребенку преодолеть свой страх, иначе комплексы останутся с ним на всю жизнь.

Каковы причины

Наиболее часто страх у ребенка порождают:

  1. Заботливые родственник и, считающие свои долгом ограждать малыша от любых неприятностей. Однако, осуществляя гиперопеку, они лишь превращают его в слабого, зависимого и испуганного человечка. При этом панически бояться он начинает даже самых безобидных вещей – испачкаться в песке, упасть со стула, вступить в контакт с другими детьми.
  2. Конфликтующие родители , находящиеся на грани развода или же уже расторгнувшие брак. Мальчикам и девочкам намного труднее справиться со своими страхами, если их мамы и папы находятся в состоянии непрекращающейся войны. Более того, постоянное наблюдение за противостоянием двух сторон многократно усиливает любые фобии.
  3. Взрослые люди (родители, учителя, родственники), привыкшие добиваться желаемого результата путем угроз и шантажа: «не пойдешь кушать – отдам тебя Кикиморе болотной», «будешь препираться – позову врача, пусть сделает укол», «не выучишь уроки – пожалуюсь отцу, и он тебя накажет».
  4. Реальные случаи , травмировавшие нежную психику ребенка. Даже единожды столкнувшись с пугающей действительностью, он может бояться потом всю свою жизнь. И неважно, что именно произошло – это мог быть укус собаки, насилие со стороны подвыпившего хулигана, автомобильная авария и даже внезапно разразившаяся гроза.
  5. Недружелюбно настроенные сверстники , решившие во что бы то ни стало проверить нервную систему нового «друга» на прочность. К сожалению, обиды и притеснение со стороны других детей могут серьезно повлиять на самооценку и характер ребенка. Желая справиться со своим страхом, он может стать агрессивным или плаксивым, неуправляемым или излишне покорным, беспощадным или безвольным.

Как избавить ребенка от страха

  • считать, что детские страхи — это проблема, которая «яйца выеденного не стоит»;
  • смеяться над ребенком и давать ему нелицеприятные прозвища;
  • пытаться пристыдить испуганного малыша, намекая ему, что «хорошие, послушные и умные дети ничего не боятся»;
  • ругать и унижать ребенка, даже если он писается от страха и не только в постель;
  • терпеливо ждать, когда проблема разрешится как-нибудь сама.

Что делать можно и нужно:

  • проявлять по отношению к ребенку максимум внимания и понимания;
  • признаваться, что тоже иногда боитесь;
  • внимательно слушать, запоминать и делать выводы;
  • всеми доступными средствами помогать сыну или дочери в борьбе со страхами (включать на ночь светильник, поселить в шкафу вместо злобной Кикиморы дружелюбного Лунтика, пригласить сверстников в гости и устроить веселую вечеринку, благодаря которой «недруги», наконец-то, смогут подружиться).

Программа устранения фобий

Метод № 1. Вычислительная канцелярия

Многие родители недооценивают роль рисования в жизни ребенка, а зря! С помощью нехитрых сюжетов, отображенных в альбоме, он может раскрыть перед ними свой внутренний мир и показать, какие эмоции и чувства обуревают его на самом деле.

О чем «говорят» рисунки детей:

  • если малыш отдает предпочтение серым и черным цветам родителям стоит серьезно задуматься, ведь использование мрачных тонов свидетельствует о том, что он находится в подавленном состоянии и явно чего-то боится;
  • если ребенок пользуется яркими, сочными, жизнеутверждающими красками – это отличное доказательство того, что все в порядке, он полон оптимизма и пребывает в хорошем настроении;
  • если рисуя семью, маленький художник располагает себя в центре листа , а родителей рядом, на равном удалении, значит, в семье царят гармоничные отношения, благотворно влияющие на психику малыша;
  • если ребенок изображает себя в стороне от матери и отца – это тревожный знак, сигнализирующий о том, что семейная лодка пошла ко дну и он, как минимум, чувствует себя брошенным;
  • если малыш с завидным постоянством рисует себя и маму одним цветом , а папу другим (или наоборот), из этого следует, что первая уделяет ему гораздо больше внимания, либо лучше находит с ним общий язык.

Чтобы избавить любимое чадо от страхов с помощью рисования понадобится пройти несколько этапов:

  1. Для начала необходимо попросить ребенка изобразить на бумаге домашних питомцев, вашу семью в полном составе или его друзей с детской площадки. Увлеченно рисуя что-то приятное и хорошо знакомое, он быстрее настроится на позитивный лад и будет охотнее принимать участие в эксперименте.
  2. После того как первый рисунок будет готов , следует осторожно затронуть тему детских страхов и выяснить, чего малыш боится больше всего. Именно этих «монстров» ему и предстоит нарисовать следующими. Только имейте в виду, что тему смерти лучше исключить из общего списка, она слишком сложна, как для понимания, так и для изображения.
  3. Если ребенок проявил смелость и в альбоме появились первые рисунки его фобий, значит, пришло время для рассматривания и обсуждения пугающих картинок. Как правило, увидев своих «монстров» на бумаге, дети понимают, что «не так черт страшен, как его малюют».
  4. Приступая к программе устранения фобий , следует помнить, что многим детям не удается победить свои страхи с первого раза. Поэтому следующий рисунок должен содержать изображение вашего сына или дочки ничего и никого не боящимися.
  5. В качестве завершающего штриха нужно предложить ребенку нарисовать еще одну картинку на тему «Кем я буду, когда вырасту». Это простое действие позволит ему увидеть себя таким, каким он хочет быть — сильным, уверенным и очень храбрым.

Важно : дети всегда придают огромное значение тому, что делают и как ведут себя их родители. Чтобы ребенок действительно научился справляться со своими страхами, необходимо оказывать ему реальную помощь и поддержку. Отнеситесь к заданию серьезно, не забывайте хвалить малыша и ободрять его, даже если на самом деле считаете, что все эти фобии – сущий пустяк.


Метод № 2. Сказки нужны не только для забавы

Сделать первый шаг и нарисовать страхи – еще не значит вылечить боящееся чадо. Желая закрепить успех необходимо предложить ему увлекательную игру, носящую название «Кто лучше всех придумает историю».

В сочиненном творении должен присутствовать отважный воин (гордый принц, неунывающий Робокоп) смело шагнувший навстречу всему, чего боялся и вышедший победителем из этой битвы.

Если малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно придумать полноценную историю, родители должны помочь ему, не забывая использовать в качестве основы любой из реальных страхов ребенка.

В большинстве случаев, узнав, что любимые герои сумели побороть свою боязнь, дети изо всех сил стараются следовать их примеру.

Метод № 3. Родители = режиссеры

Еще один важный момент в программе устранения фобий – мини-спектакль, сюжет которого будет также повествовать о страхах и методах их преодоления.

Для того чтобы воплотить в жизнь это задание, родителям могут понадобиться различные игрушки, маски, костюмы, озорные куплеты, немного фантазии и актерского мастерства.

Будет просто отлично, если в основу спектакля ляжет придуманная ранее история, также можно попробовать инсценировку не выдуманных событий, когда-либо случавшихся с ребенком или его близкими.

Что касается распределения ролей, ведущим актером лучше всего назначить «виновника торжества», для которого импровизированное действо станет отличной возможностью наглядно увидеть, как можно и нужно справляться со своими страхами.

Вполне возможно, что после участия в спектакле ночные приступы панического ужаса у ребенка прекратятся и вам больше не придется бороться с их последствиями.

  • не бросайте ребенка «тонуть» в различных фобиях , иначе рискуете навсегда лишиться его доверия (не стоит насильно подводить малыша к собаке, которую он боится или настойчиво совать в маленькую ладонь «безобидных» насекомых);
  • имейте в виду , что оставляя ребенка наедине со страхами можно превратить его в заику или неврастеника;
  • помните , что убрать из детской памяти страшные воспоминания можно только демонстрируя отпрыску свою искреннюю любовь и заботу;
  • не конфликтуйте при ребенке с мужем, ведь доброжелательные внутрисемейные отношения – залог его психического здоровья;
  • подумайте о том, что обманывать некрасиво , прежде чем сказать испуганному малышу, будто у вас и у папы совсем нет чувства страха;
  • умейте вовремя признавать свое поражение , если проходит время, а никакие домашние методы не помогают и страхи только усиливаются – значит, пришла пора обратиться за помощью к опытному специалисту.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что неконтролируемые детские страхи в отдельных случаях действительно представляют собой серьезный повод для беспокойства.

Однако чаще всего родителям достаточно всего лишь снять с лица строгую маску, уделить своему ребенку чуть больше времени, и проблема будет решена.

Играйте с малышом, гуляйте с ним, занимайтесь совместным творчеством и, чувствуя вашу поддержку, он без труда сможет справиться и с Бармалеем, и с темнотой, и с прочими детскими бедами!

Видео: Говорит специалист

Советует Анна Арутюнян, психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям :

— Сами по себе страхи естественны для маленького ребёнка. И не всегда стоит так уж оберегать его от них. Есть страхи, присущие только определённому возрасту, — ребёнок перерастает их и перестаёт бояться. Например, малыши боятся неожиданных резких звуков, остаться одни без матери и т. д. Дети школьного возраста нередко боятся плохих оценок или насмешек сверстников (из-за внешнего вида, например). Такие детские страхи даже полезны: преодолевая их, ребёнок взрослеет. Но всё хорошо в меру. Страхи — их количество и сила воздействия — должны быть посильны для психики ребёнка. Если справиться самому у малыша не получается, то нужно помочь ему победить тревогу. А иначе страхи перерастут в неврозы, бессонницу, а потом и в более серьёзные заболевания — тогда уже даже специалисту будет трудно докопаться, откуда взялась проблема со здоровьем, что стало её истинной причиной.

Группы детских страхов

1. «Боюсь, что Бабайка меня заберёт»

Страхи, спровоцированные или внушённые родителями.

Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу. Или постоянно опекает малыша: «Не лезь туда, а то упадёшь», «Не бери нож, а то порежешься» и т. п. Или предупреждает: «Эта девочка плохая, а вот тот мальчик — хулиган». Многие мамы и бабушки любят строптивого малыша пугать страшилками про Бабу-ягу или про чужого дядю, волка, которые его заберут и утащат, если не будет слушаться. В такой ситуации не стоит потом удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам. Понаблюдайте за собой, часто ли вы в разговорах с другими людьми употребляете фразу «Я боюсь, что...». Дети очень чутко воспринимают состояние родителей, их неуверенность в себе, волнение, переживание из-за чего-то и начинают бояться сами. Кроме того, ребёнок в младшем возрасте не всегда может объяснить себе, почему мама, всегда такая добрая и ласковая, вдруг накричала или отшлёпала. Проявить агрессию к маме, которую он любит, он не может. Вот и появляются негативные персонажи типа монстров, через них находят выход негативные эмоции.

2. «Боюсь монстра под кроватью!»

Боязнь чего-то конкретного — темноты, одиночества, смерти, собак, плохих оценок в школе, монстров из мультика.

С ними разобраться проще всего. Ребёнку надо спокойно и терпеливо объяснять необоснованность таких страхов. Показывать, как устроен тот или иной «страшный» механизм, как он работает (например, если ребёнок боится пылесоса или шумного лифта).

3. «Боюсь, но не знаю чего»

Неосознанная тревога, которая ни с чем вроде бы не связана.

Поговорите с ребёнком, повспоминайте вместе, когда он начал бояться, какие события предшествовали страхам. Возможно, это были страшный мультик или «взрослое» кино, ваша ссора с мужем (чем больше мама с папой скандалят при детях, тем больше у них страхов), происшествие на улице (например, на него набросилась чужая собака) или его кто-то обидел в детском саду, школе.

4. «Боюсь, потому что так нужно»

Говоря о своём страхе, ребёнок просто манипулирует родителями.

Например, потому что ему хочется обратить на себя внимание, почаще быть с мамой. Или спать в родительской кровати, хотя он уже большой. Если это так, то надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Если он привык засыпать с мамой, постарайтесь поменять этот ритуал. Замените лежание с ребёнком, пока он не заснёт, на чтение книги перед сном, например. Потом можете ещё 5-10 минут посидеть с ребёнком, обсудить с ним прошедший день, планы на завтра, поговорить, а затем всё же оставить спать одного. Объясните, что теперь время для общения родителей между собой, а его время с ними закончилось. И проявите твёрдость в ответ на его манипуляции. Невозможно всегда удовлетворять все потребности ребёнка, рано или поздно ему нужно самому научиться самостоятельности.

Как помочь ребёнку преодолеть страх?

  • Уделяйте ребёнку больше внимания.
  • Чаще сажайте на колени, обнимайте, берите за руку, смотрите в глаза, когда разговариваете.
  • Говорите, как вы его любите и всегда готовы защитить.
  • Пусть ребёнок подробно расскажет, как выглядят пугающие его чудовища и монстры, какие у его страшилки голова-руки-ноги, а потом нарисует или слепит его. Нечто абстрактное всегда страшнее чего-то более конкретного. Когда враг известен в подробностях, он уже не так страшен, с ним легче бороться. После этого нарисованного монстра можно сжечь (можно даже разрешить самому поджечь бумагу в кастрюльке и потом залить водой) или порвать. Подойдёт любой ритуал уничтожения — всё зависит от вашей фантазии.
  • Подключите юмор. Например, поведайте ребёнку по секрету, что страшилища очень боятся громких звуков. Поэтому монстров или чудовищ, которые спрятались по углам, можно попугать громкими песнями, тигриным рычанием, хлопушками и т. д., и тогда они разбегутся.
  • Объясняйте. Многим страшным вещам (например, пугающим теням на стене ночью, звукам с улицы, шуму грозы и т. д.) можно найти вполне логичное объяснение.

Что нельзя делать родителям, если ребёнок чего-то боится?

  • Не наказывайте за проявленную «трусость». Будет ещё хуже, если малыш, чтобы не потерять вашу любовь, станет скрывать, что он чего-то сильно боится. Страхи уйдут внутрь и перерастут в невроз. Избавиться от них потом будет очень непросто.
  • Не выясняйте отношения с мужем (или своими родителями, другими взрослыми) при ребёнке. Нервная, неспокойная обстановка в доме способствует культивации детских страхов. Чем меньше в семье любви, тем больше страхов.
  • Не заставляйте ребёнка пересиливать страх любой ценой. Например, если он боится собак — принуждать его гладить животное. Пусть сначала понаблюдает за ними издалека, на безопасном расстоянии.
  • Не разрешайте перед сном смот-реть «страшные» фильмы. Лучше почитать книжку или посмотреть какой-нибудь добрый мультик.
  • Никогда не стыдите и не высмеивайте ребёнка.
  • Не называйте трусом, не говорите «что ты разнылся и ведёшь себя как девчонка», «мальчики не должны бояться» и т. д.

Вопросы и ответы

Сын выпрашивает монстров в подарок. Можно ли покупать детям страшные игрушки?

Оксана Кривовяз, Мытищи

— Убеждение, что у ребёнка не должно быть страшных игрушек, распространено. И многие специально покупают детям только мягких приятных зверюшек. Но это неправильно. Точно так же неправильно делить игрушки по половому признаку: куклы — только для девочек, машинки — для мальчиков. Игрушечные монстры нужны! Ребёнок может их ломать, «убивать» в игре. Так, через игрушки, он убивает свои страхи, снижает уровень тревожности и внутренне успокаивается. Когда внутренняя проблема будет ребёнком решена, он сам потеряет интерес к этой игрушке. Детские пистолеты, оружие тоже должны быть. Когда ребёнок играет в «войнушку», он выплёскивает агрессию и негативную энергию. Ведь в реальном мире есть агрессия и жестокость, ребёнок должен научиться с ними справляться, и задача родителей помочь ему делать это адекватно.

Как реагировать, если ребёнок боится, что мы все умрём? Как его успокоить?

Ольга Панова, Саратов

Все страхи ребёнка так или иначе связаны со страхом не быть, и страх смерти тревожит большинство детей. Дети с самого раннего возраста сталкиваются со смертью — дохлые жучки, содержание фильмов и мультфильмов, поэтому замалчивать и стараться уйти от этой темы нежелательно. Поговорите с ребёнком о смерти. Ведь непонятное страшит больше всего. Расскажите, что у всего живого есть свой цикл рождения, взросления и умирания. Лучше избегать таких объяснений, что смерть — это вечный сон. Тогда ребёнок точно будет бояться уснуть. В первую очередь дети боятся смерти, потому что боятся остаться без родителей. Объясните, что до этого ещё далеко, что и ребёнку самому сначала предстоит вырасти, повзрослеть, что впереди его ждёт много интересных и радостных событий. Что случается с человеком после смерти? Это можно объяснить с точки зрения ваших собственных представлений: например, что умирает только тело, а душа бессмертна и т. д.

В редакцию журнала Матроны.РУ пришло письмо от мамы, встревоженной поведением своей восьмилетней дочери. Отвечает сотрудник психологического центра Мегаполис Вероника Петрова, аналитический психолог, детский и семейный психотерапевт Венского института интергративной психотерапии OKIDs.

Моей дочери 8 лет. Последнее время она стала бояться находиться под солнцем без головного убора. Этому есть объяснение: 2 года назад дочка получила тепловой удар и с тех пор всегда носит шляпку, без неё не может успокоиться. Но в течение этого года стали проявляться страхи, более похожие на фобическое расстройство. Например, страх переедания, она боится ужинать после 20.00.
Ребёнок стал беспокойным, постоянно на негативе, я уже теряюсь, как с ней общаться, чтобы не навредить. Подскажите, что можно предпринять в этом случае? Насколько серьёзная ситуация?

Здравствуйте!

Очень хорошо, что вы не оставляете без внимания страхи и переживания своего ребенка. Тем более, что 8 лет — это время, когда с проблемой еще можно справиться с помощью психолога или психотерапевта. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем меньше потребуется времени для работы со страхом. Если же бездействовать, то страхи постепенно закрепляются, наслаиваются, тормозят развитие ребенка и не дают ему полностью развить свой интеллектуальный потенциал. Страхи забирают так много энергии, что ребенок начинает быстро уставать, теряет интерес к учебе, а иногда даже к играм и любой активной деятельности.

Возможно, вы спросите, почему я направляю вас к психологу или психотерапевту, а не даю простых рекомендаций. Дело в том, что исходя из особенности истории развития ребенка, семейных отношений, характера и наличия травмирующих факторов, специалист находит причину, характерную именно для этого ребенка и выбирает индивидуальный путь работы с ним.

Я постараюсь вам коротко рассказать о возможных источниках страха.

Итак: 7- 8 лет-это время, когда одним из ведущих страхов является страх смерти. Это может быть страх смерти родителей, или своей собственной. Но страхи зачастую не действуют напрямую, а ищут обходные пути, что бы не быть пойманными и разоблаченными. Хорошо, если ребенок может прямо спросить или сказать о том, что его беспокоит. Но в 8 лет уже исчезает наивная непосредственность дошкольника, и ребенок чаще всего не может просто рассказать о своих чувствах и переживаниях. К тому же присоединяется страх быть смешным, каким-то не таким, неправильным. В этом возрасте о своих переживаниях легче рассказать опосредованно, через игру или рисунок.

Конечно, в основе страха может лежать какое-то травмирующее событие. Например, как в вашем случае — тепловой удар. Вы ничего не пишите о том, на сколько сильно пострадал ребенок. Одно дело, если это было легкое недомогание… Тогда причина страха лежит в другой области, а тепловой удар — лишь пусковой механизм. Но если состояние ребенка было тяжелым, с потерей сознания или госпитализацией, тогда страх повторения этого травмирующего события заставляет защищаться.

Но важно даже не только то, каким было состояние ребенка, а еще и реакция окружающих. Например, в случае одной девочки мама так испугалась эксгибициониста, подошедшего к ним на улице, что девочка долгое время вообще отказывалась выходить из дома, хотя сама даже не поняла, что произошло и в чем причина маминых криков. И тогда, мы видим, что здесь сработал страх самого родителя и рикошетом угодил в ребенка. В таких случаях бывает достаточно несколько встреч с ребенком, а далее работа со страхами матери. Дети очень чувствительны к бессознательным переживаниям взрослого, и чем меньше тревожатся родители, тем более безопасно и уверенно чувствуют себя дети.

Важно и то, кто занимается воспитанием ребенка, есть ли бабушки и дедушки? Какие взаимоотношения в семье между взрослыми? Есть ли у ребенка братья или сестры?

А так же еще ряд вопросов, которые мне, как специалисту важно было бы вам задать, для прояснения природы страхов вашего ребенка.

И в заключении, я хочу дать вам несколько простых рекомендаций, которые, помогут ослабить симптомы, пока вы подыскиваете специалиста.

1) Помните, что для ребенка страхи — это настоящие, серьезные переживания. Не стоит убеждать его в том, что это совсем нестрашно или что ничего не случится, если ты поешь после 20.00. Лучше спросите о том, что, по ее мнению, может произойти. Найдите какой-нибудь компромисс или защиту. Это облегчит состояние на какое-то время.

2) Попробуйте посмотреть на проблему или мучающий страх глазами самого ребенка. Возможно, вам удастся увидеть его настоящую причину.

3) Будьте с ребенком честны, говорите ему о своих чувствах. Тем самым вы учите его говорить о своих.

4) Предложите нарисовать свое настроение или страх. Например, как солнце наносит солнечный удар. Предложите поиграть в это, «поговорить» с солнцем и найти с ним общий язык.

5) Не опекайте ребенка слишком сильно, но будьте внимательны к тому, что происходит в его детской жизни. А так же не отказывайте в помощи, если ребенок об этом просит.

6) Позволяйте ребенку выражать агрессию, учите это делать в приемлемой форме. Озвучивайте его чувства, в том числе и негативные. (Например: «Ты злишься, потому, что я не разрешаю тебе смотреть фильм для взрослых» и т.д.)

И, конечно, давайте ребенку ощущение стабильности, спокойствия, поддержки и любви.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.