Как вышивать полукрестом? Описание техники для начинающих. Виды швов при вышивании крестом Неполный стежок крестом нитками разных цветов

В большинстве случаев вышивка выполняется крестиком, но в некоторых дизайнах могут встретиться полукрест, 1/4 креста и 3/4 креста, бэкститч, а также французские узелки . Рассмотрим подробнее каждый из этих швов.

Шов Полный крест

Способ № 1: традиционный

Данный способ выполнения полного креста применяется при вышивки крестом.

Вышивают крестик справа налево. Закрепив нитку в углу клетки (точка 1), по диагонали вкалываем иглу в точку 2, затем делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Снова проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в 4-ю точку квадрата. Чтобы начать вышивать следующий крестик, выводим иглу в точке 1.

Чаще всего таким способом вышивают в том случае, когда в схеме вышивки встречаются одиночные крестики, располагающиеся недалеко друг от друга. Если в схеме есть одиночные крестики одинакового цвета, которые располагаются друг от друга на расстоянии 2-3 см, то нитку можно не обрезать. В этом случае на изнаночной стороне вышивки получатся протяжки, но они закроются другими стежками.

Способ № 2: датский

Чтобы выполнить горизонтальный ряд крестиков, применяем вышивки креста.

Закрепляем нить, выводим иглу на лицевую сторону в левом нижнем углу клетки (точка 1). Делаем диагональный стежок в правый верхний угол (точка 2) и выводим иглу на изнаночную сторону. Затем выполняем вертикальный стежок в левый нижний угол следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом вышиваем весь горизонтальный ряд в направлении слева направо.

В конце ряда делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) и выводим иглу на лицевую сторону в точке 7, т. е. в правый нижний угол последней клетки. Затем выполняем диагональный стежок в направлении справа налево в левый верхний угол клетки (точка 4) и выводим иглу на лицевую сторону в правом нижнем углу следующей клетки (точка 5).

Таким образом закрываем все крестики до конца ряда.

На изнанке горизонтальный ряд крестиков получится в виде двойных вертикальных стежков. Вышивая ряд крестиков именно таким способом, вы приблизитесь к освоению идеальной изнанки!

Основное правило вышивки крестом: верхние стежки крестика всегда лежат в одном направлении.

В схемах вышивки крестом полный крестик обозначается каким-либо символом, занимающим всю клеточку. В ключе схемы обычно указывается во сколько сложений нити вышивать полный крест.

Вся работа вышивается полным крестом

Шов Полукрест

Довольно часто в схемах встречаются фрагменты, которые необходимо вышить полукрестом (его ещё называют 1/2 креста). Если в описании не оговаривается направление полукрестиков, то их вышивают в том же направлении, что и верхние стежки полных крестиков.

Вышиваем полукрестики по тому же принципу, что и полные крестики, только в одном направлении. Сначала выводим иглу на лицевую сторону в левый нижний угол клетки (точка 1). Затем выполняем диагональный стежок в правый верхний угол клетки (точка 2) и выводим иглу с изнаночной стороны в левом нижнем углу следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом, вышиваем в направлении слева направо до конца ряда.

Если вам хочется, чтобы полукрестики располагались в другую сторону, вышивайте по той же схеме, только в зеркальном отображении.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схемах вышивки полукрестик также обозначается символом, занимающим всю клеточку.

Вышивка полукрестом может выполняться в 1, 2 и 3 сложения нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Полукрест в 1 сложение нити

Полукрест в 2 сложения нити

В одной работе могут сочетаться полукрестики, вышитые нитями разной толщины.

Полукрестики в 1 и 2 сложения нити

Чаще всего полукрестиками вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.), таким образом картина приобретает дополнительный объем.

Шов 1/4 креста

Для того, чтобы создать эффект плавного перехода одного цвета в другой и тем самым подчеркнуть реалистичность контуров изображения, в вышивке используются дробные крестики, такие как 1/4 креста.

Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). В переводе с французского, Petite — «маленький, мелкий», отсюда и название стежков.

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он так же, как и обычный полукрест, с единственным отличием: закрепив нить, выводим иголку в нижнем левом углу (точка 1) и делаем диагональный стежок в точку 2, располагающуюся в середине квадратика канвы. Затем на изнанке выполняем вертикальный стежок и выводим иглу в точке 3. После чего выполняем следующий диагональный стежок, вводя иглу в точку 4. С изнанки все швы также получаются вертикальные.

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких.

Подробное описание всех вышеперечисленных швов поможет вам выполнить шов 1/4 крестика без особого труда!

И здесь обязательно придерживайтесь основного правила вышивки: верхние стежки дробного крестика всегда лежат в одном направлении, в том же, что у полных крестиков.

Такие мелкие стежки удобнее делать на ткани равномерного переплетения, например, льне. Если полный крестик вы вышиваете через 2 нити, тогда дробный 1/4 креста будет вышиваться через 1 нить, т. е. иголка вводится в просвет между 2 нитками канвы.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы готовая картина смотрелась естественнее. Очень часто петиты используются при вышивке лиц, тогда получается более плавный и реалистичный переход цветов.

Маргарет Шерри любит использовать в своих дизайнах стежки 1/4 креста. Именно благодаря им, знаменитые котики Шерри выглядят такими детально проработанными.

Кроме этого, петит-поинт и петит-ститч используются тогда, когда необходимо аккуратно скруглить некоторые детали в вышивке. Это очень хорошо видно на примере 2-х вышитых фрагментов:

Фиолетовые ниточки, которыми вышита ягода черники, выходят за границу бэкститча

Благодаря стежкам 1/4 креста, малиновые и жёлтые нитки за границы бэкститча не выходят. Сердечки получились такими, какими мы привыкли их видеть, без лишних квадратных выступов.

Вышивать стежки 1/4 креста можно по-разному, в зависимости от фрагмента изображения и его цветового решения:

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в каком-то определенном уголке.

Цвета ниточек подбираются согласно ключу и чаще всего соответствуют цветам полных крестиков, обозначенных тем же символьным значением на схеме, что и 1/4 креста.

Шов 3/4 креста

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста.

Закрепив нитку, выводим иглу в середине квадратика канвы (точка 1), затем по диагонали вкалываем иглу в точку 2, которая располагается в верхнем углу канвы. Затем выполняется вертикальный стежок (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в точку 4.

При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

Теперь вы без труда выполните стежок 3/4 креста в зеркальном отображении в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке.

Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

В этом случае вам следует хорошенько подумать: какой цвет вышить в 3/4 креста, а какой в 1/4. На помощь придет схема вышивки: найдите фрагмент, который вышиваете в данный момент. Предположим, вы вышиваете глазки этого котика.

Как видно на схеме, прямо над черными глазками-точками идут дробные крестики. В данном случае 3/4 креста лучше вышить нижний левый угол, а на 1/4 креста (в данном случае это будет полукрестик) придётся правый верхний уголок. Нам нужно выделить именно белую шёрстку вокруг глаз, которая обозначена на схеме крестиком или знаком умножить, а желтая шерстка, обозначенная треугольником, не в приоритете. Соответственно, тому, что важнее, отдаём бОльшую часть крестика, т. е. 3/4.

Чтобы вас окончательно запутать (шутка, конечно)), стоит упомянуть и о таком способе вышивки дробных крестиков, как 3/4 креста + 3/4 креста. На схеме обозначаются также двумя символами, а в процессе вышивки выглядят так:

В зависимости от того, в каком направлении идет верхний стежок во всей вашей вышивке, вышиваются и швы 3/4 креста.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Возникает резонный вопрос: каким именно способом вышивать, если в схеме встречаются дробные крестики? 3/4 креста + 1/4 креста, 1/4 креста + 1/4 креста или 3/4 креста + 3/4 креста?

Прежде всего необходимо ориентироваться на вышивку в целом и, конечно, прислушиваться к своему внутреннему голосу) Точнее, попробовать вышить дробный крестик всеми тремя способами и понять, какой из них вам больше нравится.

1/4 креста + 1/4 креста

Ещё один ориентир — это шов бэкститч (подробнее о нём чуть ниже). Если по границе дробных крестиков предполагается пройтись бэком, то лучше всего полный крест вышивать по схеме 1/4 креста + 1/4 креста (при этом вышивать именно маленькие крестики, а не полукрестики). Тогда сам бэкститч ляжет ровненько по диагонали между четвертиками разных цветов!

3/4 креста + 3/4 креста

Если в схеме бэкститч не предусмотрен, то целесообразно вышивать полный крест по схеме 3/4 креста + 3/4 креста. В данном случае верхние длинные стежки образуют красивую видимую границу между цветами. Стоит отметить, что в данном случае верхний диагональный стежок будет состоять из 2-х цветов и, соответственно, будет в 2 раза толще, чем верхний стежок во всех остальных крестиках.

3/4 креста + 1/4 креста

Если вы не любите слишком толстую и плотную вышивку, то схема 3/4 креста + 1/4 креста идеально подойдёт! В данном случае верхний стежок будет выполнен ниткой одного цвета и по толщине будет соответствовать вышитым полным крестикам. 1/4 креста здесь вышивается полукрестиком.

Шов Бэкститч

Шов «назад иголку» или backstitch (бэкститч, бэк) очень часто используется в вышивке крестом и поистине творит с вышивкой настоящие чудеса!

Вышивка крестом без бэка

Вышивка крестом с бэком

Шить швом бэкститч не сложно, просто процесс вышивки требует больше времени по сравнению с теми дизайнами, в которых бэка нет.

Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка.

Количество нитей, используемых для бэка, обычно указывается в ключе к схеме. Чаще всего бэкстич вышивается в 1 или 2 нити.

Способы закрепления нити такие же, как для обычных крестиков. Бэкститч можно шить слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и по диагонали.

Бэк можно вышивать несколькими способами.

Способ № 1: для идеальной изнанки

Можно сначала шить вперед нечетные стежки, потом возвращаться назад, выполняя четные. Если для работы важна идеальная изнанка, то лучше бэкститч вышивать именно этим способом.

Но при таком способе отшива существует вероятность того, что вам не понравится, как легла строчка. Если вам хочется, чтобы всё было идеально, придётся распускать и шить заново.

Способ № 2: назад иголку

Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а имеено швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете тут же распустить пару стежков и отшить их заново.

Сердечки вышиты двумя способами — внешний вид строчки одинаковый.

Однако при отшиве бэка вторым способом, не ждите от изнанки ничего хорошего). Это не так страшно, если изнанка в итоге закроется (при вышивке картин, например), но тем не менее разница ощутима:

Изнаночная сторона работы: слева бэк вышит первым способом, справа — вторым

Анна-Мария:

«По собственному опыту могу сказать, что шить бэк надо очень аккуратно и если видишь, что строчка пошла не туда, то лучше сразу распустить несколько последних стежков и попробовать заново. Но даже если не получается — главное СПОКОЙСТВИЕ! Чем аккуратнее распустишь стежок, тем лучше, ниточка не размахрится и результат получится замечательный.

Я сначала шила бэк строго по схеме (иголку втыкала в те дырочки, которые были указаны) и чаще всего 1 стежок у меня равнялся 1 клеточке канвы (такие малюсенькие стежочки получались). А потом я просто поняла «философию» бэкститча: главное, чтобы он ровненько и аккуратно обводил вышивку и иногда можно сымпровизировать, главное, чтобы самой нравилось, как он ложится! И не обязательно делать стежки такими маленькими, можно в 1 стежок захватить и 2-3 клеточки канвы. Так мне сейчас даже больше нравится) Это своего рода рисование тоненьким карандашиком ровненьких контуров изображения. Красота!»

Чтобы не устать от большого количества бэка, можно отшивать его постепенно, тогда он действительно меньше утомляет.

И ещё: если сама вышивка делается тупой иглой, то для бэкститча лучше пользоваться острой, например, бисерной, чтобы она легко проходила сквозь крестики, не «травмируя» их.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки шов бэкститч видно сразу, он обозначается контурными линиями, придающими деталям чёткие очертания. А некоторые производители прикладывают к набору две схемы: одну основную, вторую — непосредственно для выполнения бэкстича.

В данной схеме бэкститчем «пишется» только надпись и очерчивается клювик

В схеме достаточно большое количество бэка

Бэк может выполняться в 1 и 2 нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Французский узелок

Французский узелок довольно часто используется дизайнерами-разработчиками схем вышивки.

Максимально подробно о технике его выполнения и примерах вышитых работ читайте в отдельной статье «Крестика»:

Теперь вы знаете об основных швах, используемых в вышивке. Для начала потренируйтесь в выполнении всех видов швов на маленькой работе, а потом с уверенностью переходите к большой!

Техника вышивания крестом или крестиком и полукрестом - одна из самых известных и популярных в народном творчестве.

Рис.23. Шов «полукрест» и его варианты

Эти техники известны издавна, но широко распространились во второй половине прошлого столетия.
Вышивать этими швами можно по счету нитей на ткани полотняного переплетения, по канве и по контурам, обозначенным точками. Можно вышивать по выдернутым из ткани поперечным и продольным ниткам, образующим квадраты. В каждом квадрате вышивают по одному стежку полукреста или одному крестику.

Во время работы необходимо следить за отсчетом нитей ткани и одинаковым направлением верхних стежков, чем меньше размер крестика, тем изящнее вышивка .
Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полукрест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трехстежковый.

Полукрест, или роспись, - двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд
пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки.

В народных вышивках полукрест, один из наиболее древних швов, применяется и как самостоятельный, и как дополнительный в сочетании с другими швами.


Рис.24. Разновидности шва «полукрест»: а - чешуйка; б - клетка; в - шашечки; г - кустики; д - птичка

К разновидностям полукреста относятся ступенчатые стежки, чешуйка, клетка, шашечка и многие другие (рис. 24,а-в).
На основе шва «роспись» создано много декоративных узоров, выполняемых одним или несколькими цветами ниток (рис. 24,г,д). Стежками полукреста вышивают обводку отдельных мотивов узора, выполненных другими швами: гладью, выкалыванием, крестиком и др.


Рис.25. Шов «пилочка»: а - в два хода; б - в один ход; в - трехрядная «пилочка»

Шов «пилочка», или «кривулька», выполняется как в два хода (рис. 25,а), так и одним ходом (рис. 25,6). Она может быть в один, два и три ряда (рис. 25,в), с украшением.


Рис.26. Шов «мудреный»

Шов «мудреный» выполняется стежками полукреста в два хода. Сначала вышивается контур фигуры, а затем при обратном ходе заполняется площадь узора (рис. 26).
В народных вышивках женских рубах встречаются небольшие прямоугольники такого шва, вышитые белыми нитками и расположенные вертикальными полосами по длине рукава.


Рис.27. Шов «косая стежка»: а - стежки разного наклона и длины; б-г - последовательность выполнения рядов «косой стежки»; д,е - изменение направления стежков в зависимости от узора; ж - орнаментальная полоса

Косая стежка - глухой односторонний счетный шов. Выполняется наклонными, плотно прилегающими друг к другу или отстоящими друг от друга на некотором расстоянии стежками разного наклона и длины (рис. 27,а). Удлиненные стежки выполняют на четном количестве нитей ткани, где количество нитей по горизонтали (4-8-12) в два раза больше, чем по вертикали (2-4-6). Наклон отдельных стежков и наклон всего ряда зависят от количества нитей ткани, взятых под стежок как в вертикальном так и в горизонтальном направлениях.

Косой стежкой можно вышивать прямые (узкие и широкие) полосы, отдельные фигуры или заполнять ею целые орнаментальные мотивы.
Для первого стежка (1 -2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, то есть места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). .Второй стежок (3-4) делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5- 6) - на две нити выше второго и т.д. (рис.27,б).

Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. 27,в,г).

В зависимости от рисунка можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. 27,д), или начать вышивание с центра фигуры (рис. 27,е). Последовательность вышивания косой стежкой орнаментальной полосы показана на рисунке 27,ж. Ход работы напоминает одностороннюю счетную гладь.


Рис.28. Шов «куриный брод»

Этот вид вышивания встречается- у многих народов и имеет свои местные названия, колорит, богатство орнаментальных мотивов. В народных вышивках Белоруссии, России, Украины косыми стежками выполнялись двух- и трехрядные диагональные полосы, дополняющие узоры гладью, крестом, выколом, вырезыванием. Иногда они носят местные названия - «куриный» или «сорочий брод» (рис. 28).


Рис.29 Шов поддевчатый: а - в один ряд; б - из отдельных звездочек; в - сплошной ряд со звездочками

Поддевчатый шов - глухой односторонний шов, который выполняется по счету нитей вертикальными стежками, поддетыми короткими поперечными. С изнанки образуются горизонтальные стежки. В России выполняется красными, белыми и желтыми нитками по синей крашенине или черному бархату; по кумачу оранжевыми, желтыми и черными шерстяными или льняными нитками.

Сочетается с косой стежкой, крестом, мишурой, блестками и золотным шитьем.
Узоры, выполненные поддевчатым швом, состоят из ажурных полос разной ширины, треугольников, ромбов. Этим швом подчеркивали орнаментальные полосы других швов и заполняли плоскости геометризованных фигур.

Узкая полоса шириной в один ряд выполняется в два приема (рис. 29,а). Сначала по счету нитей ткани кладут вертикальные стежки ряда слева направо. В последнем стежке рабочую нить выводят на одну нить выше нижнего конца стежка. На иглу слева направо, снизу вверх поддевают предыдущий (предпоследний) стежок и протягивают рабочую нить. Справа налево сверху вниз поддевают предпоследний стежок и вводят иголку с ниткой сверху вниз слева направо под предыдущий (третий) стежок. Поочередно обвивая вертикальные стежки рабочей ниткой то сверху, то снизу, вышивают декоративную полоску любой длины.

Ряд из отдельных звездочек делают на двух рядах вертикальных стежков в четыре хода (рис. 29,6). При переходе от одной фигуры к другой делают длинный горизонтальный стежок с изнанки. Сначала кладут верхний ряд вертикальных стежков слева направо, а затем справа налево - нижний. Далее перевивают верхние стежки рабочей ниткой слева направо, а нижние, возвращаясь, справа налево. Более сложный узор поддевчатого шва дан на рисунке 29,в.


Рис.30. Варианты поддевчатого шва

Украинский «верхоплут» выполняется в один, два и более рядов, создавая ажурные фигуры из ромбов и треугольников, которые используются как самостоятельная вышивка или как дополнение к другим швам (рис. 30,а). Эстонские «торн» и «кюла», украинский «бегунец» (рис. 30,б,в) созданы на основе перевива наклонных стежков и очень красочны.


Рис.31. Крест косой односторонний в два хода: а - в варианты выполнения

Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 31,а - в)


Рис.32. Крест косой в один ход: а - в варианты выполнения

и в один прием в современных (рис. 32).


Рис.ЗЗ. Крест удлиненный: а - в высоту; б - в длину; в - в узор

Удлиненный косой крест вытянут в высоту (рис. 33,а) или в длину (рис. 33,6), то есть вышивается по прямоугольнику, стороны которого не равны (рис. 33, в). Применяется в декоративных вышивках.


Рис.34. Крест рассыпной: а - узор; б - ход;в - в два хода

Крест разреженный (рассыпной) был очень популярен в вышивках первой четверти нашего столетия. Ажурные узоры, вышитые черными нитками на белом полотне, очень напоминали кружево и назывались «обманка» или «фальшивое кружево» (рис. 34,а). Выполняется двумя способами: в один прием (рис. 34,6) и в два приема (рис. 34,в). Второй способ - двусторонний, применяется в вышивке блузок из прозрачных тканей, на рушниках и занавесках, где просматривается изнаночная сторона.


Рис.35. Косой крест: а - двухрядный; б - трехрядный

Крест двухрядный (косой) представляет собой два ряда косых крестиков, расположенных в шахматном порядке (рис. 35,а). Применяется в оформлении краев изделий (подшивка манжет, салфеток), может дополнять узор в сочетании с другими швами. Таким же способом выполняется и крест трехрядный (рис. 35,6).


Рис.36. Крест прямой


Рис.37. Крест двусторонний в четыре хода: а-г - последовательность выполнения

Крест прямой состоит из двух взаимно перпендикулярных стежков. Вышивается в один и два приема (рис. 36,а-г). Применяется как самостоятельный или в сочетании с косым крестом (рис. 36,д).
До середины XIX в. вышивали в основном двусторонним крестиком, одинаковым и с лица, и с изнанки ткани. Он встречается в старинных вышивках и на изделиях, изнанка которых должна выглядеть так же красиво, как лицевая сторона: на рушниках, занавесках, блузках.

Выполнялся двусторонний крестик в четыре хода и в один.
Крест двусторонний в четыре хода. Сначала шьют «пилочку» в два хода слева направо и справа налево (рис. 37,а,б), а затем перекрывают ее стежки перекрестными стежками третьего хода слева направо (рис. 37,в) и заканчивают ряд, перекрывая пропуски с лица и изнанки справа налево (рис. 37,г). Можно заканчивать ряд полустежками.


Рис.38. Крест двусторонний в один ход: а-ж - последовательность выполнения

Крест двусторонний в один прием вышивается каждый отдельно слева направо с помощью дополнительных полустежков. Начинают работу с середины будущего крестика, закрепляя кончик нитки (1 - 2), затем прокладывают первый диагональный двусторонний стежок из левого нижнего угла в правый верхний (2-3) и выводят иглу в начале ст.ежка (3-4) (рис. 38,а). Ко второму диагональному стежку переходят с помощью полустежка из нижнего левого угла в середину крестика (4-5) и выводят иглу в правый нижний угол (5-6) (рис. 38,6). Второй двойной диагональный стежок прокладывают из правого нижнего угла в левый верхний (6-7), а иглу выводят с изнанки в нижний правый угол креста (7-8) (рис. 38,в). Второй крестик и все последующие начинают двойным диагональным стежком слева направо (8-9-10) (рис. 38.г). Затем с помощью полустежка (10-11) и изнаночного полустежка (li-12) (рис 38,д) переходят ко второму диагональному стежку (12-13-14) (рис. 38,е) и всем последующим (рис. 38,ж).
Способ этот немного кропотливый и требует внимания и аккуратности при прокладывания, стежков.


Рис.39. Крест двойной: а-6 - последовательность выполнения; в - трехстежковый крест

Крест двойной, или болгарский (рис. 39) выполняется четырьмя стежками: двумя диагональными и двумя взаимно- перпендикулярными в один прием. Сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 39.а). Второй способ показан на рис. 39,6.

Применяется болгарский крест в вышивке салфеток, подушек, панно, ковров, дорожек. Встречается в народных вышивках, дополняя узоры, вышитые мелким косым крестом.
В народных вышивках Полесья очень часто встречается косой крест «в три стежка» (рис. 39,в).


Рис.40. Косичка и плетенка; а-д - последовательность выполнения косички; е.ж - плетенка

Косичка - разновидность косого креста, является дополнением к другим счетным швам и маскирует соединительные швы.
Вышивают косичку слева направо равносторонними или удлиненными крестиками. Сначала делают косой крест, а потом из нижнего левого угла прокладывают направо вверх косой стежок на расстоянии в один крест. Иголку прокалывают в верхний правый угол креста и перекрывают крестик длинным стежком (рис. 40,а,6). Набирая на иголку нитки ткани то вверху, то внизу, шьют косичку нужной длины и направления (рис. 40,в- д).

Плетенка выполняется из скрещенных стежков одинаковой длины (рис. 40,е,ж) и применяется как дополнение к другим щвам.
много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шелковых ковров и покрывал и похожих на большой барабан - тамбур. В вышивках Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии ручные тамбурные швы были известны еше до нашей эры, а вышивки тамбурным швом из Пазырыкских курганов датируются YI - III вв. до н.э. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.

Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Вышивка - одно из самых распространённых и любимых занятий рукодельниц всех возрастов. Среди многообразия видов вышивки именно вышивка крестом обладает наибольшей притягательностью и не теряет своей популярности со времен своего появления. Отчасти этому послужили широкие возможности этой техники – вышивают крестом узоры на одежде, скатертях, подушках, салфетках и на других аксессуарах и предметах декора, а также создают картины и панно, при этом вышивка даёт практически бескрайние возможности для воплощения самых разных идей – от простых картинок до картин мировой классики.

Из урока вы узнаете:

Вышиваем крестик

Вышивка крестом - это способ вышивания рисунка на канве с использованием иглы и цветных ниток (мулине) или других нитей для вышивания с помощью техники «крестик». Вышивка крестом относится к счётным видам рукоделия. Основной элемент – шов «крестик», который состоит из двух пересекающихся косых стежков. Видов креста достаточно много, в вышивке крестом обычно используются техника в полный крест или полукрест.

Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх. Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении , нижние – в противоположном направлении.

Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.

– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.

Также можно выделить другие виды «креста»: удлинённый крест, удлинённый крест со строчкой, славянский крест, прямой крест, чередующиеся крестики, «Звёздочка», Левиафан, Рисовый шов, Итальянский крест.

Рассмотрим, как же освоить вышивку крестом начинающим, с чего начать и что для этого понадобится.

Техники вышивки крестом

Крестик – самый простой в освоении шов. Даже начинающие мастерицы смогут выполнить простую вышивку крестом, ведь для освоения техники не потребуется много времени и сил. Вышивание крестиком легко в освоении и для детей. Для них это не только увлекательное занятие, но и хобби, помогающее в развитии художественного вкуса и чувства прекрасного, которое воспитывает усидчивость и способность концентрировать внимание.

Выполнить «крестик» можно несколькими способами:

1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»

Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.

2. Датский способ

Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.

3. Простая диагональ

Порядок действий: Используя эту технику вышивайте, делая стежки сначала снизу вверх, не забывая чередовать нижние и верхние, а затем в обратном порядке – сверху вниз.

3.1. Двойная диагональ (слева направо)

Чтобы попробовать эту технику, внимательно рассмотрите схему. Вышиваемый отрезок представлен двойной цепочкой красных квадратов.

Порядок действий: начните вышивать снизу двумя одинарными стежками в параллельных квадратах. Закончив сторону, спускайтесь обратно вниз, закрывая стежки и делая крестики.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Техника вышивки по диагонали справа налево сильно отличается от той же, но слева направо, несмотря на кажущуюся схожесть. Если вы уже освоили двойную диагональ слева направо, то будьте внимательны при выполнении этой техники.

Порядок действий: Начните вышивать снизу, двигаясь постепенно вверх. Диагональные стежки необходимо заканчивать, доделывая крест, только во внешнем ряду. Дойдя до конца, возвращайтесь обратно, доделывая из диагональных стежков крестики во внутреннем ряду.

Пошаговая схема изображена на рисунке:


Порядок действий: Начните вышивать сверху, делая диагональные стежки вниз. Сделав все, продолжайте двигаться вверх, завершая кресты верхними стежками.

Пошаговая схема изображена на рисунке:

Порядок действий: Начните вышивать с самого длинного ряда. Выполняйте диагональные стежки. Перейдя к ряду с меньшим количеством стежков и выполнив его, не вышивайте сразу весь последующий ряд с большим количеством стежков. Завершив фрагмент, доделайте диагональные стежки в рядах с большим количеством заполненных «ячеек» канвы, поднимаясь вверх. Далее, завершите крестики, как указано на схеме.

Пошаговая схема:

6. Гобелен (полукрест)

Отдельно стоит упомянуть технику «Гобелен». Многие любят эту технику благодаря экономии времени на её выполнение.

Гобеленовый стежок – это полукрест, который выполняется слева снизу направо вверх. При вышивании ряда справа-налево меняется направление выполнения стежка – справа сверху налево вниз. Стежки идут строго параллельно друг другу. Нить при выполнении работы не должна затягиваться.

Важной особенностью техники «Гобелен» является выполнение стежков – они все должны быть направлены в одну сторону, канва при этом должна быть туго натянута на пяльцах, но не перетянута до перекоса. Если ткань не будет натянута при вышивке, то после завершения работы будет сложно выровнять готовый рисунок.

Закрепляем нить

В идеально выполненной работе не бывает узелков. Как этого добиться?

Начало вышивки

В начале работы над вышивкой необходимо закрепить нить. Это можно сделать следующим образом по методы «Петля»: отрезок нити-мулине необходимо сложить пополам посередине и получившуюся петлю вдеть в ушко иглы. Иглу ввести в угол «ячейки» канвы так, чтобы игла вышла на лицевую сторону, а петелька, которую мы сделали на предыдущем шаге, осталась с изнанки. Сделав небольшой отступ, вывести иглу на изнаночную сторону, продеть в петельку и затянуть узелок. Далее, начинаем вышивать.

Если у вас ещё остались вопросы по закреплению нити, то на видео вы можете детально рассмотреть, как выполняется метод «Петля».

Продолжение работы

Ещё один распространённый вид работы с нитью – присоединение новой нити. Этот приём может понадобиться с тех случаях, когда необходимо сменить цвет нити или закончилась рабочая нить. Для того чтобы аккуратно присоединить новую нитку, осторожно протяните её под несколькими стежками с обратной стороны картины к месту, откуда начнётся работа с ней. Сделайте в этом месте стежок «назад иголку» и продолжайте вышивку.

Завершение вышивки

Чтобы завершить вышивание, закрепить нить с помощью техники «назад иголку». Это можно сделать похожим способом, как и присоединение нити. Оставшийся хвостик, длиной примерно 5 сантиметров, проведите через несколько ближайших стежков с изнаночной стороны. Закрепите его стежком «назад иголку». Готово.

Выбор и работа с мулине

Традиционно для вышивки крестом используются специальные нити под названием мулине .

Мулине - пряжа, полученная заводским способом, реже ручной выделкой, произведенная специально для вышивания, а также других видов рукоделия.

Для своей работы вы можете выбрать любые нити, даже обычные нитки для шитья (лучше использовать только для простых картин), однако, как правило, лучше выбирать из хлопчатобумажных или шелковых мулине. В некоторых случаях подойдёт тонкая шерстяная пряжа.

Мулине бывает самых разных цветов и оттенков. Современные производства не ограничивают себя, стараясь угодить даже самым искушенным мастерицам, и предоставляют покупателям широкую гамму цветов – от классических оттенков до самых редких.

Иглы

Иглы для вышивки не требуют особых параметров – подойдут любые. Просто запомните несколько нюансов, которые помогут вам упростить процесс рукоделия и сделать красивую и аккуратную вышивку.

1. Обратите внимание на форму и размер игольного ушка. В него должна легко вставляться нить, но при этом канва не должна деформироваться при его прохождении через неё.

2.Если у вас канва крупного плетения, возьмите иглу средней толщины с тупым кончиком.

3. Толщина иглы зависит от плотности канвы: чем она плотнее, тем тоньше игла.

Канва

Канва - это основа для вышивки. Она представляет собой специально выработанное полотно, размеченное клетками, которые являются местом для вышивания крестика с помощью ниток. Канву производят из различных материалов - хлопок, лён, смесь материалов, пластик.

В вышивальных наборах вы можете встретить канву, на которую уже нанесён рисунок. В процессе рукоделия он заполняется вышитыми крестиками. Такая техника называется «печатный крест». Если канва без рисунка, то используется техника «счётный крест», т.е. вам самим придётся отсчитывать количество крестов.

Если вы сами выбираете канву, то следует обратить внимание на её размерность. Размерность - это значение из английских традиций и означает число крестиков на дюйм полотна. Размерность канвы можно узнать по её маркировке (номер, присваиваемый канве).

Популярны следующие размерности:

  1. Канва №14 (55 кл. на 10 см) - подходит для начинающих вышивальщиц. Она довольно крупная, поэтому на ней легко вышивать так, что нет необходимости использовать лупу или очки. На ней можно вышивать даже нитками в два сложения, для лучшего заполнения полотна. Вышивка на такой канве получается аккуратная, но будьте готовы, что картина может получиться немного больше, чем на канве другой размерности.
  2. Канва №16 (60 кл. на 10 см) подходит для вышивальщиц с опытом. Размеры крестиков на ней будут меньше, поэтому сама картина немного меньше, чем на канве №14, а крестики будут плотнее. Здесь также рекомендуется вышивать в две нити.
  3. Канва №18 - очень мелкая (72 клетки на 10 см). Чтобы работать с ней вам понадобятся специальные приспособления (например, лупа). Вышивать можно как двумя нитями, так в одну нить - в зависимости от желаемой плотности вышивки. Эта канва идеально подходит для создания картин, отличающихся большой реалистичностью.

Также вы можете встретить в магазинах канву №8 - используется для обучения (можно вышивать крестиком, полукрестом), №11 - используется для простых схем, а также для вышивания скатертей, салфеток и т.п., №20 - самая мелкая, используется для вышивки гобеленовым стежком или чтобы придать элегантность обычной вышивке.

Канва для вышивки крестиком бывает нескольких видов - Аида (AIDA) и Хардангер (Hardanger) . Это самые популярные среди рукодельниц.

Канва Аида наиболее удобна для вышивки счётным крестом, так как крестики получаются ровными и аккуратными без особого труда. Она состоит из 100 % хлопка, а полотно представляет собой основу из нитей 4×4, формирующих чёткие квадраты. Может быть следующих размерностей: 8, 11, 14, 16, 18, 20.

Канва Хардангер - льняное полотно с равномерным переплетением, поэтому вышивальщица сама определяет размер крестиков. Чаше всего на ней вышивают в технике гобелен, но также возможна вышивка крестиком или гладью. Используется только опытными вышивальщицами, поэтому для начинающих рукодельниц рекомендуется брать канву Аида.

Важный момент по работе с канвой - усадка хлопковой канвы после стирки. Происходит она по долевой линии, поэтому нужен правильный раскрой канвы, чтобы вышитая картина осталась симметричной, а не вытянулась в высоту. Это наиболее актуально для картин на всю рабочую поверхность, для картин с пустым фоном такая деформация будет менее заметна.

Пяльца

Пяльца - приспособление для закрепления и натяжения канвы. Бываю разных диаметров и из различных материалов.

  1. Пластмассовые круглые пяльца - удобный и недорогой вариант для начинающих. Лёгкие, широкий выбор диаметров, но хрупкие. Также могут деформировать канву, если она слишком «рыхлая».
  2. Деревянные пяльца -могут быть не только разного диаметра, но и формы (круглые, квадратные, прямоугольные). Лёгкие, удобные, универсальные, из них не выскальзывает канва, как из пластмассовых. Основное преимущество - наружное кольцо разомкнуто, его диаметр регулируется винтом, поэтому канва не деформируется при закреплении. Если у вас деревянные пяльца, то вы можете работать с тканью любой толщины.
  3. Пяльца-рамка – это пяльца и рамка в одном. Сначала вы натягиваете канву для вышивания, а потом в ней же и вешаете на стену. Универсальные, большое разнообразие форм и размеров, хорошо натягивают полотно, не деформируя его.
  4. Пяльца кресельные - вариант для тех, кто серьёзно увлекается вышивкой. Благодаря ножке с «лапкой» крепятся на кресло, что позволяет работать двумя руками. Помимо того, что процесс пойдёт быстрее, руки, спина и шея не будут уставать, так как вам не нужно будет держать вышивку.

Есть и другие виды пялец, но они для профессионалов и стоят дороже, для начинающих вполне хватит перечисленных вариантов.

Размер пялец очень важен: чем больше пяльца, тем меньше закреплений канвы потребуется, чтобы вышить фрагменты картины, тем самым меньше шансов повредить канву. В остальном выбирайте по вкусу и бюджету.

Выбор готового набора для вышивки

Итак, теперь у вас есть все необходимые знания и приспособления, чтобы приступить к вышивке. Осталось только определить с картиной для вышивания. Производители предлагают широкий спектр готовых схем и наборов для вышивания крестиком, а многообразие идей для картин воодушевит даже самую привередливую рукодельницу. Так как вы только начинающая мастерица, то для вас лучше всего подойдут не просто схемы, а готовые наборы для вышивания крестиком . В них есть всё необходимое для рукоделия, поэтому вам не придётся выбирать канву и мулине для будущей картины, а схема снабжена полезными пометками, благодаря которым вы сразу найдёте в наборе нити нужного цвета. Вам останется только выбрать пяльца для вышивания и запастись терпением и энтузиазмом.

Чтобы первая работа с вышивкой не стала последней, нужно тщательно подойти к выбору готового набора для вышивания, иначе вы рискуете потерять интерес к творчеству из-за сложности выбранной вышивки.

Как выбрать первый набор для вышивания крестом? Эти советы будут полезны для начинающих:

1. Какой размер картины выбрать?

Не берите большие картины со сложным рисунком. Да, они такие красивые, что непременно захочется вышить их все и повесить с гордостью на стену. И такие картины обязательно у вас появятся, но начинать лучше с чего-нибудь простого, чтобы понять, как работать с вышивкой. Оптимальным вариантом будет рисунок 25Х25 см: так вы потренируетесь, успеете почувствовать вкус к рукоделию, а получившаяся картина украсит вашу комнату.

2. Какой выбрать рисунок?

Для начинающих не подойдут картины с большим количеством мелких деталей. Кроме того, это сильно затягивает процесс. Лучше взять картину с крупными деталями: достаточно быстро вышиваются орнаменты и «сюжетные» рисунки (домики, игрушки, корабли).

Например, можно попробовать такую схему:

Если вам понравилось несколько наборов, посмотрите, какая цветовая гамма вам больше нравится, с какими нитками будет приятнее работать. Также обратите внимание на схему в комплекте. Схемы для вышивки бывают цветные и чёрно-белые. Здесь дело вкуса: одним нравится сразу видеть цвет на схеме, а другим кажется, что чёрно-белая не отвлекает внимание буйством красок, а пометки на ней чётче выражены.

3. Какая канва должна быть в наборе?

В наборы может входить разная канва. Обратите внимание на маркировку. Номер канве присваивается в зависимости от величины и плотности крестов. Канва №14 - идеальный вариант для начинающих. Если в наборе будет канва №16, то крестики будут меньше и плотнее, поэтому вам будет сложнее вышивать. Канва №18 - самая сложная, здесь вам даже может понадобиться лупа.

4. Каким должен быть первый набор для вышивания крестом?

В первую очередь он должен нравиться! Тогда и вышивка пойдёт легче, и рукоделие будет в радость.

Подготовка рабочего места

Главное требование к рабочему месту - вам должно быть комфортно. Так как на вышивание уйдёт не один час, то место должно быть удобным. Лучше всего подойдёт мягкое кресло.

Следующее требование - освещение. Вы будете работать с мелкими деталями, поэтому место должно быть хорошо освещено, чтобы вам не пришлось «ломать глаза» в полутьме. Удобнее всего, чтобы свет падал с левой стороны для правшей и с правой для левшей. Если вы творите по вечерам, то кроме люстры, желательно включать настольную лампу.

Схему для вышивания крестом желательно расположить ближе к источнику света. Всё остальное - в произвольном порядке.

Всё, можно приступать к рукоделию!

Приступаем к вышиванию крестом

Если вы купили канву отдельно, то перед началом работы необходимо обработать края - обметать или промазать специальным прозрачным лаком или клеем.

Чтобы легче было работать с канвой, нужно её разметить. Для этого сложите канву пополам дважды и прогладьте места сложения. Далее, карандашом или смываемым маркером разметьте канву на квадраты 10х10 см.

Не забудьте оставить не менее 5 см свободной канвы на припуски. Это необходимо для лучшего натягивания вышивки на подложку. Если у вашей работы предполагается пустой фон, то помните о том, сколько вы хотите оставить отступ от рисунка до рамы или паспарту.

Закрепите канву в пяльцах так, чтобы полотно легло ровно, без перекосов. Не перетягивайте канву - так вы можете её деформировать, и канва или вышивка будет испорчена.

Выберите подходящую для себя технику вышивки крестиком и наслаждайтесь процессом.

Завершение вышивки и оформление готовой работы

После того, как вышитая картина готова, её нужно привести в порядок и оформить в рамку.

Чтобы удалить смываемый маркер с канвы, а также если ваша работа в процессе подготовки немного испачкалась, то замочите её в теплой мыльной воде, а затем прополощите, но ни в коем случае не трите и не выжимайте. Просушите работу в вертикальном положении. После этого прогладьте утюгом с отпаривателем с изнаночной стороны через чистую белую ткань. На доску перед глажкой положите ещё одну белую ткань или простыню, чтобы избежать случайного окрашивания.

Готовую картину можно оформить в рамку для фотографий или купить специальный багет.

Конечно, большая часть пространства вышивки заполняется простым счетным крестом. Однако иногда встречаются случаи, когда необходимо делать не полный крест, а например ½ крестика, ¾ и так далее. Определить, где необходимо сделать ½, а где ¼ крестика просто. В этом случае на схеме в одной клеточке будет расположено сразу два символа.

Их изображают друг напротив друга. Цвета стежков зависят от цвета заполнения фона вокруг этой клетки. Если слева цвет фона желтый, а справа синий, то и неполный крестик слева будет желтым. Количество стежков будет зависеть от контура рисунка.

По технике исполнения все неполные крестики – это простые крестики с отсутствием какой-либо части. Чаще всего их применяют для придания рисунку легкости и более сглаженных контуров изображения.


Хоть канва и считается наиболее удобной тканью для вышивки крестом, но для вышивки, в которой необходимо использование неполных крестиков лучше использовать счетные ткани. Сложность исполнения на канве заключается в том, что иглу необходимо ввести ровно в середину клетки. Для этого подойдут тоненькие иглы номера, которых 26 или 28. При выполнении вышивки на льняной ткани, можно обойтись и простой иглой. Она легко будет входить в ткань между волокнами, раздвигая их в разные стороны.

При выполнении стежка в одну четверть, иглу выводят из угла и направляют в центр.

Крестик в три четверти выполняют немного иначе. Его начинают со стежка в одну четверть, а затем сверху дополняют половиной крестика из угла в угол. Правда, иногда, что бы достичь нужного эффекта от смены цветов, его выполняют наоборот: сначала прошивают половину крестика, а затем стежок в одну четверть. В этом случае направление верхнего стежка может не совпадать с направлением всей работы.

Несмотря на то что в большинстве ситуаций с определением цвета все более или менее понятно, бывает случаи, когда решение о вышивке того или иного стежка определенным цветом, остается за мастерицей. В этом случае следует обратить внимание на несколько моментов.


Первым из них может стать наличие обратного шва, проходящего ровно посередине клетки. В этом случае выполняются только стежки в одну четвертую клетки, а стежок из угла в угол выполняется обратным швом.

Чаще всего стежки в три четверти выполняются тем цветом, который расположен на первом плане и является частью основного рисунка. Здесь вышивать рисунок лучше сразу двумя нитями и двумя иглами. Вначале выполняем одну четвертую стежка, его цвет не имеет значения. Далее приступаем к выполнению трех четвертей. В нашем случае мы делаем два раза по три четверти и этот крестик как бы возвышается над всей работой.


Помимо выполнения крестиков в одну четвертую или три четверти встречается ситуация, когда требуется выполнить и ¼ крестика. С определением их цвета все намного проще. Их цвет соответствует цвету указанному в схеме. Направление стежка зависит от вашего вкуса. Если сомневаетесь в правильности выбора, просто присмотритесь к направлению наклона основного рисунка.

  • Для разных схем разработчики могут применять различны наклон стежков. Поэтому, перед выполнением вышивки по схеме, изучите инструкцию повнимательней. За основной принято принимать наклон слева направо, то есть нижняя часть полного креста. Но есть и такие схемы, где применяются разные наклоны стежков;
  • Этот вид вышивки позволяет явно увидеть все недостатки на лицевой стороне. Поэтому не обращайте внимания на изнанку, сосредоточьтесь на внешнем виде вышивания. Очень внимательно нужно совершать переход из ряда в ряд, последний стежок первого ряда и первый следующего требуют особого внимания;
  • Чтоб нитка не перекручивалась, как можно чаще отпускайте нитку свободно свисать. Под весом иглы нить сама раскрутится;

  • Имейте в виду, что с изнаночной стороны полукреста одиночные вертикальные колонки, а не двойные, как при вышивке крестом, поэтому концы нитки, которые вы закрепляете под нитками изнанки, должны быть длиннее, а количество стежков – больше. Если вам необходимо сделать одиночный темный полукрестик в окружении более светлых, есть риск, что конец темной нити, пропущенный под светлыми, будет просвечиваться через ткань. Это испортит цветовую схему рисунка. В этом случае, вы должны взять нить в одно сложение и дважды повторить косой стежок, закрепив темную нить под ней же самой;
  • Вышивка этим стилем требует аккуратного обращения, при перемещении пялец или рамы в местах, где ткань зажимается, стежки могут деформироваться. Используйте пяльцы больших размеров, или снимайте пяльцы каждый раз, когда делаете перерыв в работе;
  • Не пугайтесь, если вам кажется, что прямоугольная форма вышивки в технике полукрест поменяла свою форму в сторону наклона стежков, при оформлении картины мастер, натягивающий ткань, легко это поправит;
  • Если вы не пользуетесь канвой, вышивая неполным крестом, не делайте стежки слишком тугими, от этого на ткани могут появиться дырочки, что подпортит внешний вид работы;
  • Вы можете добиться очень интересного эффекта, используя на белой однотонной канве нитки меланжевой расцветки. Фон будет переливаться и играть, это оживит любую самую скучную картинку;
  • Сейчас стала известна техника, при которой вышивальщицы при большом объеме работы с диагональным стежками, применяют сразу две техники: гобелен и полукрест. Этот прием позволяет сохранить форму вышиваемого объекта и создать более ровную поверхность вышивки. Просто необходимо чередовать ряды с похожими стежками.
  • Урок по технике вышивки «полукрест»

    Натягиваем ткань на рамку. Лучше, если это будет канва. Для тренировки возьмите одинарную темную или яркую нить мулине;

  • Протяните ее в игольное ушко и соедините концы;
  • Возьмите простой узор и определите, в каком месте он будет расположен на ткани. Начинать следует с верхнего левого угла;
  • Первый стежок выполняется из нижнего левого угла клетки, на картинке точка №1. Иглу выводите с изнаночной стороны, оставив свободным хвостик нитки;
  • Иглу вводите в верхний правый угол в точку №2, протягивая нить с лица на изнанку. Первый стежок выполнен;
  • В следующем по рисунку квадрате начинайте стежок также, как и в первом, с нижнего левого угла из точки №3. При этом, на изнанке свободный конец нитки пропускайте по ткани под вертикальными стежками;

  • В первом ряду выполните необходимое число стежков, затем переходите на второй ряд;
  • Во четном ряду стежок начинается из верхнего правого угла. Иголка выводится с изнаночной стороны, затем выводится с лицевой в нижний левый угол;
  • Таким образом, чередуя нечетные и четные ряды, выполняется весь рисунок до конца. В этом случае с изнаночной стороны и получаются ровные ряды из вертикальных стежков.
  • Видео: техника вышивки полукрестом


    Чередование техники полукрест и гобеленового шва

    Гобеленовый шов, представленный на картинке, при первом взгляде не отличается от неполного креста. Однако, на изнанке мы видим совсем другую картинку: ряд еще более косых стежков, чем на лицевой стороне, но с тем же наклоном.


    Если использовать только технику полукрест, то возможность легкой деформации готовой картинке значительно выше, чем при чередовании двух техник. Происходит это из-за того, что при вышивании неполным крестом, клетка стягивается вертикальными изнаночными стежками и становится похожей на прямоугольник. Это незаметно, если объем вышивки полукрестом небольшой. Но если вышивается большая площадь, то изменения рисунка не избежать. При гобеленовой технике перекос клетки тоже существует, но не такой сильный. Для уравновешивания перекосов и используется двойная техника.

  • При чередовании двух техник, первый ряд выполняется таким же образом, как и при технике полукрест;
  • Во втором ряду на смену полукресту приходит гобелен. В первой клеточке второго ряда начинаем выводить иглу с нижнего левого угла, затем вводим в верхний правый;
  • Второй стежок выполняем также, как первый;
  • Изнаночная сторона выглядит не так красиво, как при полукресте, зато на лице нитки ложатся более ровно. Это обусловлено тем, что игла вводится с изнанки только в свободные дырочки канвы. Таким образом, не происходит вытягивание нитей уже готовых стежков, как при технике полукреста.
  • Видео: вышивка крестиком и гобеленовый стежок

    Полукрест – роспись

    Полукрест «роспись»

    Техника полукрест – это не только вышивка по рядам, но и в технике росписи. Такая техника интересна тем, что создает контурный рисунок из стежков. Стежки могут быть прямыми и косыми, главное, чтоб они создавали непрерывную цепочку из стежков.

    Выполняется такая цепочка в два этапа. Первым делом вышиваются прокладочные стежки. Они, чередуя лицевые и изнаночные стежки, очерчивают примерный контур будущего рисунка. Следующий этап: заполнение места между прокладочными стежками. Лицевые и изнаночные стежки меняются местами, и рисунок складывается окончательно. Это очень интересная техника. Выполняя ее в различных цветах, вы можете получить прекрасный кант или самостоятельную картинку.

    Шов «Бэкстич»

    На основе неполного креста существует множество узоров, используемых в сочетании с другими техниками вышивки или в качестве окантовки основного рисунка. Внешне техника росписи похожа на шов бэкстич или «назад иголкой». Для многих начинающих рукодельниц этот шов становится одним из первых в их вышивках. Он подходит для обрамления вышивки и исполнения контуров и мелких частей рисунка. Только бэкстич отличается тем, что стежки прокладываются один за другим без пропуска. Есть и еще одно существенное отличие – шов бэкстич предназначен для простых линий и фигур, для более сложных узоров следует полукрест роспись. Впрочем, тамбурный, бэкстич, роспись, любой крестообразный шов – все они могут быть использованы для придания вышитым работам самобытности и стиля.

    Видео: вышиваем швом бэкстич