Национальная одежда таджичек (Фотолента). Картинки на тему «Таджикский национальный костюм Таджикистан национальный костюм

Журнал с фарфоровой куклой - Куклы в народных костюмах.

56 номер журнала - Таджикский свадебный костюм.

Тюбетейки

Лучше сберечь голову в шапке, чем чалму без головы.

Голову обязательно покрывали и взрослые таджики, и дети. Летом мужчины носили тюбетейки. Они различались кроем, тканью и орнаментом. Существовали четырехгранные тюбетейки с плоским донышком и с конусообразным верхом. На плоских ферганских, изготовленных в Худжанде (с 1936-го по 1991 год город Ленинабад, ранее Ходжент), по черному сатиновому верху вышивали изображения миндаля - бодом или стручкового перца - каламфур, нередко называвшегося также павлинье перо.

Тюбетейки ташкентского образца, сделанные из бархата зеленого цвета, встречались как без вышивки, так и украшенные красочным растительным орнаментом в виде букета цветов. Верх шахрисябзских тюбетеек был сплошь покрыт цветочным рисунком.

В обиходе таджиков имелось два вида шапочек. Аракчин - легкую на подкладке, сшитую из простых тканей (тика), надевали для предохранения нарядных тюбетеек от загрязнения. По краям околыш заканчивался зубчиками. Кулохом - мягкой шапочкой на вате с острым верхом конусообразной формы - заменяли тюбетейку под чалмой. Для изготовления последней, а также для поясного кушака - футы - материю ткали в виде длинных узких полос.

Чалма чаще всего встречалась в гардеробе жителей селений Зеравшана и Согдийской области.

Матчинцы большей частью летом обходились лишь тюбетейками. В прохладное время года они на манер ферганцев обвязывали голову поясным платком, вышитым по краям.

Таджикская обувь

На ноги таджики надевали мягкие сапоги - масси, чоруки. Их шили из кожи горного или домашнего козла (в Матче - из коровьей или бараньей), а покупали на базаре или заказывали местному сапожнику. Башмакиткафш - кожаные с широким закрытым носком и низкими задниками - носили в основном старики.

Сапоги надевали на портянки, сделанные из карбоса или шерстяной ткани. Носили и шерстяные чулки с невывязанной пяткой - джураб, особенно распространены они были в Матче. По верхнему краю их украшали геометрическим орнаментом - квадратами, ромбами, трапециями, зигзагами и прямыми параллельными линиями.

В обликах красавиц чудо красоты


Таджикский народный костюм, кукла и разворот журнала.

Комплект женской зимней и летней одежды состоял из рубахи - курта, штанов - изор, легкого халата - мунисак, платков - каре, шапочки - кулута, сапог - чорук. Женщины носили рубахи двух видов: кифтаки и пешкушо.

Девушки и молодые женщины надевали кифтаки. Для кормления ребенка в них делали отверстия по бокам.

Рубаху с треугольным вырезом - пешкушо - носили женщины старшего возраста, ее начинали надевать через 4-6 лет после замужества. Для кормления младенца на ней с обеих сторон распарывали швы между станом и боковым клином, края обшивали нитками или окантовывали различными тканями контрастных цветов. Края ее украшали оторочкой из бумажных или шерстяных ниток.

Тесьма с обеих сторон выреза соединялась в одну линию и спускалась до колен. Позднее его окантовывали лишь полоской какой-либо ткани.

Женские рубахи, как детские и мужские, были длинными и широкими. В прохладное время поверх них надевали лишь легкий халат мунисак (в Матче его делали с ватной простежкой). В Согде, Гиссаре и Матче его носили повседневно. За пределами гор, в Зеравшанской долине, в конце XIX века мунисак почти вышел из употребления, оставшись одеждой пожилых людей или траурной. Его надевали на похороны близкие родственницы покойных. Превращение мунисака в обрядовую одежду происходило и в других районах.

Штаны изор - непременный атрибут женского костюма - носили на бедрах, ниже талии, и шли длинными и широкими. Верхнюю их часть изготавливали из дешевого материала, например карбоса, а нижнюю - из дорогого, алчи или ситца. Внизу штанины сужались и спадали на ступню складками. Шнурки, которыми подвязывали женские штаны, делали из хлопчатобумажных ниток.

Женские шнурки были менее нарядные, чем мужские - шерстяные, плетеные, с рисунком и кистями на концах. Мне подарила свой платок, что лепестка нежней Головные уборы таджикских женщин - платки и шапочки с накосником - кулата, без накосника - кул ох, а также вышитые тюбетейки. Кулута шили на подкладке, зимние их варианты прокладывали слоем ваты. Верхний край шапочки слегка стягивали толстой ниткой, оставляя макушку открытой. Сзади к кулута пришивали накосник, сшитый снизу в трубочку.

В Матче шапочки кулута носили женщины и девочки, в Согдийской и Самаркандской областях, а также в Пенджикенте и верховьях Кашкадарьи - преимущественно пожилые таджички, в особенности достигшие 63 лет, возраста пророка Мухаммеда.

В прежние времена кулута носили под платком (молодые женщины повязывали голову одним, а пожилые двумя).

Украшения таджичек составляли сережки, кольца, браслеты, шейные повязки, ожерелья из бисера, а также подвески для кос и платков.

« ТАДЖИКСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ» Проект – исследование ученицы 4 «а» класса МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Латиповой Ганджины Руководитель проекта учитель высшей категории Ионесян Лариса Викторовна


Введение Моя работа посвящена исследованию национального таджикского костюма. Эта тема заинтересовала меня неожиданно. Сама я родилась в Таджикистане в городе Душанбе. Мой папа военный и его перевели служить в Нальчик, в военный городок. Здесь меня все очень удивляло. Люди в городе одеваются современно, совсем никого не увидишь в национальных костюмах. А на моей родине очень многие люди всегда ходят в своем национальном костюме. Недавно на уроке рисования мы рисовали национальные костюмы Кабардино – Балкарии. И вот мне пришла мысль рассказать о своем национальном костюме. Ведь он тоже очень яркий и красивый.


Моя главная цель – познакомить одноклассников с таджикским национальном костюмом, рассказать об истории возникновения знаменитого во всем мире таджикского атласа. Моя гипотеза – хотя традиционная одежда у таджиков отличается в зависимости от района проживания, но имеет общие черты. К методам, которые я использовала, можно отнести следующие: мои наблюдения, рассказы моих родственников, анализ публикаций материала интернета по данной теме.


Женский таджикский костюм. Женщины одевались в просторные платья из гладких тканей. В горных южных районах, особенно в Дарвале и Кулябе, платья богато вышивались и являли собою образцы народного декоративного искусства. Костюм дополняли широкие шаровары с напуском у щиколоток. Головной убор - платки, тюбетейки. Горожанки и равнинные таджички носили распашной халат и местную обувь. У горянок халатов не было. Традиционные украшения - ожерелья, браслеты, подвески, серьги, кольца.


Женский костюм, по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта") и шаровары. Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком. Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.


Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому. Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу (" фаранджи"). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой (чачван).


В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки. Традиционные украшения сочетаются современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.


Мужской таджикский костюм Мужчины носили рубаху туникообразного покроя, штаны с широким шагом, распашной халат, пояс-платок, тюбетейку, чалму. Обувью служили кожаные сапоги на мягкой подошве, кожаные с заостренным носом галоши (их носили отдельно, иногда надевали на сапоги), в горных местностях - туфли типа сабо с тремя шипами на подошве для удобства ходьбы по горным тропам. В современной одежде таджиков традиционные элементы (верхний халат, тюбетейка) сочетаются с городской одеждой, а в женской одежде национальные элементы доминируют и сегодня.


Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта" сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары, одевавшийся сверху халат, поясной платок и головной убор - тюбетейка. Рубаху, обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.


Брюки – шаровары ("эзор") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат («чапан»), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы – более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани.


Жители горных районов предпочитали носить «чапаны» из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент. Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб"), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук").


Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - " махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.


Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К XX веку в моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название – « чусти «, по месту ее изготовления в городе Чуст. Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.


Из истории возникновения таджикского атласа Первое упоминание об этой материи относится ко 2 веку нашей эры, во времена Великого Шелкового Пути. Но ничего конкретно, именно об узоре этой материи, нигде не сказано. Я спросила у своей бабушки, откуда взялся такой чудесный рисунок, и она рассказала мне такую старинную легенду: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.


Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну».



Проект занял 3 место во II Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Первые шаги в науку»

В конце 19 - начале 20 века традиционная одежда таджиков, проживавших в Заравшанском регионе, уже имела конкретную сложившуюся форму: свободный туникообразный силуэт и крой по прямой линии; одежда была свободной, широкой, скрывающей форму человеческого тела. Мужской, женский и детский костюмы были очень близки по форме и крою. При этом особое значение имели декоративные качества используемых в одежде тканей, которые являлись свидетельством богатства и своеобразия народного искусства. Особенно стоит упомянуть о яркости и выразительности колорита и тоне переливающихся цветов таких женских платьев, как «куйляк», «курта»; и халатах «мунисак», «калтача» из кустарных полушелковых тканей «адрас» - нарядных и торжественных, шелковых «шои» и «калагай» - легких и тонких, цветного бархата «бахмал», «хафтранг».
Узоры на бархатных тканях создавались также как и на шелковых, техникой «абрбанди», которая заключалась в резервации отдельных участков основы путем перевязки нитей с последующим окрашиванием.

Мужская национальная одежда.
Мужские халаты таджиков, которые называются «джома», «яктаг», существовали нескольких видов: легкие, на подкладке, теплые, стеганные; в основном их шили из яркой и пестрой ткани, покрой халата не зависел от возраста и был одинаков для всех. Халаты кроили из целого полотнища, его складывали поперек, в результате чего образовывались перед и спинка без шва на плечах. Пройма не имела выреза, к ней пришивались прямые, длинные рукава, сужающиеся книзу, под мышкой вшивалась ластовица, в боках - клинья, на полах халата с обеих сторон были вертикальные разрезы. Края бортов, подола, рукавов и ворота обшивались узкой плетеной тесьмой ручной работы - «зехи дасти», украшались завязками на груди «камарча». Основным материалом для создания повседневных мужских халатов были фабричные ткани сатин и ситец с крупным цветочным узором и сукно синего и сине-зеленого цветов.

В начале 20 века в городах вошли в моду камзолы (камзул), представляющие собой род глухого сюртука, но без разреза сзади. Зимой поверх ватного, стеганого халата, носили крытые фабричным сукном меховые шубы «пустин» и халаты «чакман» из домотканого сукна.

В комплекс мужского костюма входила нательная одежда - туникообразная рубаха, которую в этом регионе называли «куртаи мардона», «кифтаки» или «куйлак» и штаны «эзор» или «иштон». Головным убором мужчин служила чалма - «салла», навернутая на тюбетейку («токи») или шапку «кулох».

Поясами служили кушаки - «фута», сделанные из длинного куска узкой материи. У молодых людей на концах пояса были вышиты квадратные платки «бельбог» или «миёнбанд». Состоятельные мужчины и чиновники носили широкие пояса «камарбанд» из бархата, вышитые золотой нитью или крестом.

Обычной обувью городского населения, как мужчин, так и женщин были мягкие сапожки «махси», которые носили с калошами (кожаные «кауши»). Ичиги из козловой кожи назывались здесь «кайроки» («каменные», т.е. прочные). В сельской местности ассортимент обуви был более разнообразным, кроме легких сапожек, носили еще сапоги на высоком каблуке, зимой в горных районах надевали «кафши чубин» - деревянные башмаки на трех ножках.

Традиционная женская одежда.
Традиционный женский костюм некогда состоял из длинной, доходившей до щиколотки, рубашки-платья «курта» туникообразного покроя; его боковины и рукава слегка раскашивались, а квадратные ластовицы «кульфак» или «хиштак» (кирпичик) создавались из материи другого цвета, что имело магическое значение (обеспечивало плодовитость).

Девичьи платья имели горизонтальный разрез ворота «китфаки» («плечо») с легкой выемкой под горлом и завязками у концов разреза. После замужества невеста начинала носить женские платья с вертикальным вырезом ворота «пешкушо» или «пешяла». Нередко грудной разрез украшался планкой, вышитой тесьмой или «пешкуртой». На платье «пешяла» по обеим сторонам вертикального разреза ворота делали густые сборы «чим» (до начало 90-х годов 19 века). Стоячий воротничок обычно был на белых платьях, которые, при выходе на люди, выступали в качестве нижнего белья. Поверх него надевали несколько ярких шелковых или адрасовых платьев. Эти платья имели вертикальный, немного вынутый разрез, чтобы был виден лишь нарядный плиссированный воротник нижнего белого платья.
Рукава женских платьев туникообразного покроя были широкие, ровные по всей длине.

Второй основной частью женского костюма являются глухие шаровары «эзор», «пойджома», «лозими», стягивающиеся на талии поясом из тесьмы - «гашником». Они шились в основном из двух видов ткани, нижняя их часть была из дорогого материала, верхняя - из более простой, дешевой ткани. Внизу шаровары обшивались тесьмой «зех» или «кокма» (плетеной или вышитой).
Позднее появились платья с отрезной кокеткой, которые заняли прочное место в таджикском женском гардеробе, в настоящее время они являются основной формой женских платьев.

Головной убор женщин имел три составляющие: «салля» (чалма), шапочка «кулута пушак» или «кулюта», надеваемая под чалму и «лачак» - прямоугольный кусок ткани, свешивающийся под подбородком и прикрывающий шею и грудь. Кроме того, существовал особо вышитый платок невесты «сарандоз» (накидка на голову), украшенный вышивкой. В начале 20 века его заменило покрывало из гардинного тюля - «тур», который накидывали на голову невесты, концы этого платка были украшены вышивкой, исполненной на тамбурной машинке.

Кроме платьев в комплекс старинного традиционного женского костюма этого региона (помимо стеганого халата) входили еще два вида верхней туникообразной одежды - «мунисак» или «калтача» и паранджа. Мунисак, а потом калтача, отличались от обычных халатов в покрое: отсутствовал пришивной воротник, на груди ворот был несколько вынут, имелась узкая спинка «нимча» (прутик), передние и боковые клинья слегка были раскошены внизу, под мышками собирались в один пучок складок - «чуча», по краям халат обшивался тесьмой ручного плетения «зех» и имел яркие, нарядные подполки «фаровез», на боках имелись небольшие разрезы. Мунисаки пожилых женщин не имели ни подкладки, ни тесьмы, а подшивались узкой косой полоской другой ткани (вторая половина 19 века).

В начале 20 века вместо описанных выше двух видов верхней одежды в равнинных городах и селениях вошли в моду немного прилегающие в талии халаты с короткими и узкими рукавами с вырезной проймой, с отложным воротником и карманами на боках, называемые «камзул».

При выходе на улицу горожанки на голову поверх головного убора накидывали паранджу - большой широкий халат с откинутыми на спину длинными ложными рукавами, скрепленными внизу друг с другом, которые назывались здесь «думи фаранджи» (хвост паранджи). Лицо женщины закрывали плотной сеткой прямоугольной формы «чашмбанд», выполненной из черного конского волоса, обшитой со всех сторон полосой черной материи и иногда украшенной тамбурной вышивкой или мелкими голубыми бусинками.

Паранджу носили большей частью в городе, где ее изготавливали и продавали на рынках. В сельских местностях ее покупали состоятельные семьи для приданного невесты. В основном же, здесь носили халат-накидку «джелак», сделанную из местной кустарной маты с узкими полосами, из белой бязи, или из красного сатина с вышивкой.

Фаранджи.
Паранджа, фаранджи (от арабского «фараджийя» - верхняя свободная одежда) - так в прошлом называлась халатообразная накидка для женщин, которые надевали ее в городе. Она имеет длинные ложные рукава, скрепленные концами на спине. Паранджу накидывают на голову, в результате чего она целиком скрывает фигуру женщины. У таджиков еще сравнительно недавно женщины спереди надевали закрывающую лицо черную волосяную сетку, так называемый «чачван» (от персидского «чашмбанд» - повязка для глаз).
Мусульманская религия, которая требует максимального сокрытия лица и фигуры женщины, всегда поддерживала и поддерживает обычай ношения паранджи.

Необходимо отметить, что женское покрывало типа фаранджи изначально было атрибутом наряда невесты, для которой замужество означало первый выход за пределы родительского дома. Интересно, что в живой лексике таджиков существует выражение «духтари хона» (т.е. «девушка дома» или «домашняя девушка»); с некоторыми оговорками оно соответствует русскому «девушка на выданье». Смысл выражения «духтари хона» заключается в том, что раньше до замужества ей запрещалось без острой необходимости выходить из дома, а в дом будущего мужа, как и в наше время, она отправлялась в покрывале с занавеской перед глазами. Отсюда следует вывод, что фаранджи являлся составляющей выходного женского костюма, выполняя первоначально функцию свадебного наряда невесты.

Говоря о рационалистическом смысле ношения женщинами покрывала, следует отметить, что на протяжении веков оно воплощало собой женскую скромность, чистоту, добродетель, целомудрие и супружескую верность.

Прослеживая практические функции фаранджи, нужно сказать о характерной для него подкладке. Она всегда являлась показателем приспособленности этой одежды к климатическим условиям Средней Азии. Благодаря подкладке фаранджи защищало не только от холода в зимнее время, но также от воздействия ветра на разогретое тело матери с ребенком на руках в летнее время. Таким образом, элементы интересующего нас покрывала были обусловлены природно-климатическими условиями региона. Фаранджи, в отличие от закрытых женских накидок, например в Афганистане, не натягивалось через голову, а благодаря своей халатообразной форме набрасывалось на нее. Такой способ его ношения был удобен для кормящей матери, когда она выходила из дома с ребенком на руках. Сетка «чашмбанд», спускающаяся с головы на грудь, позволяла женщине кормить младенца, не обнажая грудь при возможных посторонних.

Представление о женщине как существе, нуждающемся в защите, относилось в особенности к беременной женщине. Общество заботилось о ней, предписывая ей ношение фаранджи как охранительной меры от воображаемых темных сил. Таджики верили, что воздействие, которые эти силы оказывают на беременную женщину, наносят вред и плоду.

Поверья и представления, связанные с необходимостью ношения фаранджи, помогают раскрыть его определенные символические функции. Конечно, многие из этих поверий ныне утрачены, поэтому в настоящее время исследователям приходится выявлять их путем анализа сохранившихся образов. Как уже говорилось, в Средней Азии такое покрывало носили главным образом в городах. В сельских районах среди жизни преимущественно «своих» в нем большой нужды не было. Город же, наоборот, представлял собой мир «чужих». Поэтому при выходе на улицу, в соответствии с древним обычаем, женщины надевали накидку, скрывающую их фигуру, которая, таким образом, позволяла сохранить им неузнаваемость.

Джурабы.
У народов Кавказа, Передней и Средней Азии джурабы (также джорабы или джороп) представляли собой толстые вязаные носки.

Джурабы изготавливают из бараньей шерсти, которую обрабатывают специальным способом, а затем окрашивают. Вяжут джурабы одним крючком. По окончании работы они становятся легкими по весу, но вместе с тем очень теплыми. Вязание толстых шерстяных чулок широко распространено на Памире. Нигде, как там, не вяжут такие яркие и красивые джурабы. Умело сочетая красный, желтый, зеленый, коричневый, черный и белый тона, каждая женщина внедряет в традиционный рисунок новые мотивы. Часто встречаемыми мотивами орнамента являются грудь сокола, скорпион, трехступенчатые пирамиды и другие.

Если разобраться, одежда различных групп этнических таджиков, с незапамятных времен различалась только в деталях.

Так, для мужского комплекта горного, или равнинного населения были характерны: широкая рубаха - "курта " сделанная из хлопчатобумажной ткани, брюки - шаровары , одевавшийся сверху халат , поясной платок и головной убор - тюбетейка .

Рубаху , обычно, шили из одного куска ткани, перегнув на плечах и сделав в середине вырез для горловины. Бока и рукава просто пришивались к основанию. Получалось широкое, не стесняющее движений изделие, названо в среде этнографов - туникообразным.

Брюки - шаровары ("эзор ") шились широкими, не стесняющими шаг сверху и узкими к низу. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная сложенным по диагонали поясным платком. Здесь нужно отметить, что платок, в этом случае выполнял функцию ремня и карманов одновременно, поддерживая брюки и делая функциональнее длинную рубаху. Прямо поверх рубахи надевали халат чапан »), распашного, прямого кроя. Для лета был предусмотрен легкий его вариант - без подкладки, для зимы - более плотный, на вате, имевший простежку по всему полю изделия. Халаты, как правило, шили из полосатой (полосами вдоль) или цветной хлопчатобумажной ткани. Жители горных районов предпочитали носить «чапаны » из некрашеной домотканой шерсти, ворот которых украшал вышитый орнамент.

Гардероб горцев дополняли высокие, вязаные цветной нитью, чулки ("джураб "), на которые надевали башмаки из сыромятной кожи на мягкой подошве - чарыки ("чорук ").

Равнинные жители надевали на ноги мягкие высокие сапоги-чулки из выделанной кожи - "махси ", в которые заправляли шаровары, а при выходе из дома прямо на них надевали кожаные калоши. В обиходе так же были кожаные сапоги с каблуком, и загнутым носом, используемые для верховой езды.

Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка , которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой, лучше всякого документа указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму.

К XX в. моду у таджиков вошла плоская квадратная тюбетейка , черная с белой вышивкой, которая получила название - "чусти ", по месту ее изготовления в городе Чуст . Ее стали охотно надевать и женщины, ранее использовавшие в качестве головного убора только платок.

Женский костюм , по составу обязательных элементов, был подобен мужскому, его точно так же составляла рубаха ("курта ") и шаровары . Женская рубаха кроилась так же, как и мужская, но в отличие от последней, была значительно длиннее и украшалась богатой вышивкой. «Курта» могла быть и однотонной и яркой, многоцветной, оформленной рисунком.

Женские шаровары обычно шили из двух типов ткани: верхнюю часть делали из более дешевой, хлопчатобумажной - приятной для тела и «дышащей», а нижнюю, которую видно из-под рубахи, из нарядной и более дорогой материи. Шаровары заканчивались красивой тесьмой, которая затягивалась вокруг щиколотки.

Верхней одежды таджикские женщины вообще не имели, в холода им предписывалось сидеть дома. Однако, если по необходимости нужно было выйти на улицу, они просто надевали несколько платьев, а сверху накидывали стеганый халат, сделанный подобно мужскому.

Выходя из дома, каждая женщина должна была надеть особый вид накидки - паранджу ("фаранджи "). Она представляла собой стилизованный халат-мешок со сложенными и сшитыми за спиной рукавами, впереди паранджа оформлялась черной волосяной сеткой («чачван "). Вся эта конструкция одевалась на голову, и надежно укрывала лицо и фигуру. Ношение паранджи - чисто мусульманский обычай, и пришел в Таджикистан в VII- VIII веках, вместе с арабами, принесшими Ислам. И хоть эта традиция усиленно насаждалась духовенством, прижилась она только в городах равнинной части страны. А в кишлаках и горных аулах ее и вовсе игнорировали.