Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран снг. Пенсионное обеспечение граждан из снг Кузнецкий городской суд постановил вышеуказанное решение

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.


Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf .


При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года , -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия , учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва , принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.


Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное место жительства в Россию из государств - республик бывшего СССР

Законодательные акты, регулирующие условия и нормы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Россию из республик бывшего СССР

    Федеральные законы Российской Федерации:

    Международные договоры:

    • Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (вступило в силу 4 декабря 1995 года);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (вступило в силу 28 июня 2002 года);

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (вступило в силу 29 мая 2001 года);

Документы, подтверждающие личность, возраст, место жительства и гражданство лица, которому устанавливается пенсия, в зависимости от его правового статуса на территории России:

    Паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве (см. вопрос 28 и 29 Обзора практики применения пенсионного законодательства за 4 кв. 2003г.);

  • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории России на 06.02.1992г.;
  • Вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Законом от 17.12.2001г. №173-ФЗ:

    Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

    Лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г., учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в трудовой (страховой) стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

    Лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства - участника Соглашения от 29 июня 1999 г., принимается во внимание страховой (трудовой) стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из Сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

    Лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы, включаемые в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

В общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - республиках бывшего СССР до 1 января 2002 года.

При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

Заработок для оценки пенсионных прав на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае если в государствах - участниках данного Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса на 01.01.2002г.

Исчисление расчетного размера трудовой пенсии при применении Соглашения от 10 февраля 1995 г. и Соглашения от 16 мая 1997 г. осуществляется из заработка (дохода), имевшего место в Российской Федерации, после переселения.

Для граждан, которые после переселения на территорию Российской Федерации не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии в Российской Федерации.

При невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории Российской Федерации.

В этом случае во внимание следует принимать сведения о заработке по аналогичной должности или о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за декабрь 2001 года в размере 1671 руб., утвержденной Правительством Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, и соотносить с заработком по стране за аналогичный период (1671 рубль).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам - участникам Соглашения от 29.06.1999 учитывается заработок в рублях (СССР или РФ) в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ.

Лицам, которые после переселения на территорию РФ не работали, расчетный размер трудовой пенсии может определяться с учетом среднемесячной заработной платы в Российской Федерации для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденной Правительством (1671 руб.), которая соотносится с заработком по стране за аналогичный период (1671 руб.).

При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

Министерство благосостояния напоминает, что 19 января 2011 года вступит в силу договор между Латвией и Россией о сотрудничестве в области социальной защищенности, и представляет детализированную информацию о нем.

Договор регулирует социальную защищенность человека, если он уезжает работать в другую страну, права на отдельные пособия, например, по безработице или пособие социального обеспечения, говорится на сайте Минблага. Но более всего договор затрагивает пенсионную область.

А именно, договор расширяет круг живущих в Латвии лиц, у которых будет возможность получать пенсию за российские периоды. Главным образом это затронет латвийских неграждан и граждан Российской Федерации. Договор не будет распространяться на живущих в Латвии граждан третьих стран.

Каждое государство устанавливает страховой стаж в соответствии со своими законодательными актами и начисляет пенсию только за свой страховой стаж. Но все же нужно учитывать особые условия при установлении страхового стажа за период до 31 декабря 1990 года, отмечает Минблаг.

Договор предусматривает, что за периоды работы и периоды, приравненные к работе, которые накоплены на территории Латвии или России до 31 декабря 1990 года, пенсию начисляет та сторона, которая является местом жительства лица на момент затребования пенсии. В свою очередь за трудовой и приравненный к трудовому периоды после 1 января 1991 года пенсию обеспечивает та сторона, на чьей территории период накоплен.

Права на пенсию проживающих в Латвии лиц

Латвийскую пенсию могут затребовать лица, страховой стаж которых в Латвии не менее 10 лет. В соответствии с условиями договора латвийский страховой стаж формируют также трудовые и приравненные к этому периоды в России (до 31.12.1990). При назначении латвийской пенсии принимается во внимание условие, что за эти периоды уже не начислена пенсия другого государства.

В свою очередь, если латвийского страхового стажа будет недостаточно для назначения латвийской пенсии, то для установления права можно будет использовать суммирование страховых периодов, т.е. беря во внимание и российские страховые периоды (после 01.01.1991), если их подтвердит Пенсионный фонд РФ. Латвийскую пенсию будут высчитывать только за страховые периоды в Латвии.

Если латвийская пенсия начислена до дня вступления в силу договора и трудовые и приравненные к ним периоды в России (до 31.12.1990) при ее подсчете не приняты о внимание, то такую пенсию можно будет пересчитать по заявлению лица. Могут понадобиться документы, которые удостоверят страховой стаж. Пенсию пересчитают с месяца, следующего за месяцем, когда было подано заявление.

Живущие в Латвии лица могут запросить и росийскую пенсию, если достигли установленного в России пенсионного возраста или могут получать пенсию по инвалидности, выслуге лет или потере кормильца за страховой период в России, при существования необходимых условий для начисления пенсии.

Право затребовать российскую пенсию

Чтобы затребовать пенсию за страховой период в России (после 01.01.1991), человек должен обратиться в отдел Государственного агенства социального страхования (ГАСС) и подать заявление на получение пенсии, документы, которые удостоверяют трудовые и приравненные к ним периоды на территории России, а также другие документы, необходимые для начисления конкретного вида пенсии. Полученый запрос и документы будут посланы на рассмотрение Пенсионного фонда РФ. Если будет необходимо, для установления права на российскую пенсию будут использованы и страховые периоды в Латвии. Однако пенсию подсчитают только за страховые периоды в России.

Если будет начислена российская пенсия, то она выплачивается при посредничестве ГАСС один раз в квартал. В запросе человек должен указать свой номер счета в кредитном учреждении ЛР, куда перечислять пенсию.

Пенсии граждан Российской Федерации

Министерство обращает внимание на то, что граждане РФ имеют право выбрать, получать ли им пенсию в соответствии с условиями договора или пенсию гражданина РФ только в соответствии с национальным законодательством России за трудоые и приравненные к ним периоды в Латвии и России. Выбирая пенсию гражданина РФ, гражданин РФ не сможет претендовать на латвийскую пенсию за те страховые периоды в Латвии, за которые ему начислена пенсия гражданина России.

Права на пенсию лицам, живущим в Российской Федерации

В соответствии с договором жители России получают возможность затребовать латвийскую пенсию за трудовой или приравненный к таковому период на территории Латвии после 1 января 1991 года, если за эти периоды уже не начислена Российская пенсия или пенсия другого государства. В случае необходимости право на латвийскую пенсию может быть установлено в результате суммирования страховых периодов.

Запрос пенсии и документы о страховом стаже подаются в Пенсионный фонд РФ, который их пересылает в ГАСС для оценки. Если у лица будет право на латвийскую пенсию, ее будут выплачивать один раз в квартал при посредничестве Пенсионного фонда РФ, который будет ее перечислять на счет лица в кредитном учреждении РФ.

Выплата пенсии в связи с переменой места жительства

Условия договора предусматривают, что получателю пенсии после переезда на постоянное место жительства в Россию прододжается выплата латвийской пенсии. Чтобы получать пенсию в России, получатель пенсии должен подать запрос в Пенсионный фонд РФ, в котором нужно будет указать свой номер счета в кредитном учреждении РФ, на который перечислять латвийскую пенсию. Все же живущие в России лица не имеют права получать доплату к латвийской пенсии по старости или инвалидности за страховой стаж до 31 декабря 1995 года. Поэтому при замене постоянного места жительства, выплата доплаты прекращается.

Если получатель российской пенсии переселяется на постоянное место жительства в Латвию, то Пенсионный фонд РФ при посредничестае ГАСС продолжает выплачивать свою назначенную пенсию.

Пенсионным законодательством РФ регулируются условия и правила назначения пенсии иностранным гражданам. Т.е. право на пенсию иностранные граждане имеют наравне с российскими гражданами (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами). Но это относится только к иностранным гражданам, постоянно проживающим в РФ, и, как минимум, имеющим вид на жительство (т.е. в случае отсутствия вида на жительство право на пенсию у иностранного гражданина не возникает), В этом случае граждане имеют право на страховые, накопительные или государственные пенсии. Это предусмотрено п.1 с.3 Закона от 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», частью 3 ст. 4 Закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; частью 2 ст.4 Закона 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Во всем остальном условия и порядок получения пенсии иностранными гражданами не отличаются от условий и порядка для граждан РФ.

Пенсии бывшим гражданам СССР

Бывшие граждане СССР имеют право на пенсионное обеспечение в РФ. Механизм пенсионного обеспечения бывших граждан СССР подробно описан в соответствующих международных договорах. Причем, это относится только к тем гражданам, которые прибыли в Российскую Федерацию из государства, которое являлось бывшей Союзной республикой. В качестве примера международного договора, регулирующего пенсионное обеспечение, можно назвать Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение СНГ ); полный текст Соглашения СНГ можно посмотреть (скачать) — . Данным соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

Претендент на установление пенсии представляет следующие документы (в зависимости от его правового статуса на территории РФ):

  • паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания на территории РФ при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве;
  • паспорт гражданина СССР с отметкой о регистрации по месту жительства на территории РФ не позднее чем по состоянию на 6 февраля 1992 г.;
  • вид на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Порядок и правила установления периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, дающих право на страховую пенсию по старости, устанавливается соответствующими нормативными документами.

Для граждан, прибывших из государств — участников Соглашения СНГ предусмотрен учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 1 января 2002 г. может быть учтен при подсчете страхового стажа, но только при условии уплаты страховых пенсионных в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в РФ из Республики Литва, регулируется Соглашением между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29.06.1999 «О пенсионном обеспечении» полный текс Соглашения СНГ можно посмотреть (скачать) . Для этих граждан принимается во внимание их страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе до вступления в силу указанного Соглашения (активная ссылка). Исчисление периодов работы за пределами территории РФ после 1 декабря 1991 г. производится на основании справки о страховом стаже, выдаваемой Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Для граждан, прибывших из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный ими в соответствии с законодательством РФ или указанных республик, а также трудовой стаж на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 г. Периоды работы на территории Молдовы и Грузии после 1 января 1991 г. включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов этих государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Этими компетентными органами являются Социальный фонд Республики Молдова и Единый государственный фонд социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Для граждан, прибывших из Азербайджана, страховой стаж определяется с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Для граждан, прибывших, из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, при определении расчетного размера страховой пенсии во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 г.