Ребенок кусается - что делать. Как отучить ребенка кусаться − почему родителям стоит задуматься над своим поведением

По мере того, как ребенок взрослеет, он активно начинает изучать окружающий мир. При этом задействуются все органы чувств, в том числе вкус. Нередко дети тянут в рот различные предметы, грызут игрушки, предметы и даже кусают родителей и других детей. И в отношении укусов зачастую среди родителей и специалистов возникает больше всего споров. Как относиться к укусам, если «пострадавшие» - это родители, старшие дети или чужие малыши на детской площадке, карапуз в детском саду, можно ли ругать детей, когда они кусаются, достигнув возраста 1-2 лет?

Почему дети кусаются?

У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки . Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

  • физиологический возрастной период , когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и , что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
  • эмоциональные переживания у детей после года . Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» - зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
  • особенности поведения . В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе .
  • расстройства психики . В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

Категории детей, которые часто кусаются

Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:

Что делать, если ребенок кусается?

Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи». Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни.

Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом. Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время.

При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример. Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии.

Когда нужна помощь психолога?

Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.

Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.

Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.

Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка. Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза». Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.

Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась. Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы.

Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача . Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами.

Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями . Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников. Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.

Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная.

Когда ребенок кусается в год, это можно объяснить прорезыванием зубов и попыткой исследовать окружающий мир, но когда «показывает зубы» трех- или даже четырехлетний ребенок, это может насторожить не только воспитателей в детском саду, но и родителей малыша. Почему это происходит и что делать в такой ситуации?

Ребенок кусается – это нормально?

Конечно, попытка цапнуть ближнего своего не является абсолютно нормальным явлением. Так или иначе, она скрывает под собой какие-то проблемы психологического или физического характера. Какие именно? В этом стоит разобраться, но пока скажем несколько слов относительно возраста, в котором кусание перестает быть естественным явлением.

  • В возрасте до года кусание вполне обусловлено прорезыванием зубов. Также, если кроха пытается прикусить маму за руку или за грудь, это может означать, что он голоден.
  • В возрасте от года до двух лет ребенок тенят в рот все предметы, которые попадаются под руку. Это можно назвать исследовательским инстинктом.
  • Но после трех лет ребенок должен иначе выражать свои чувства. «Кусачие» дети в детском саду – опасность для сверстников и «головная боль» для воспитателей.

Причины детской кусачести

Причин может быть очень много: от зубной боли до затаенной обиды на взрослого. В каждом случае необходимо принимать индивидуальные меры по устранению неприятного явления. Единственная мера, применимая ко всем случаям детской кусачести, – доброе отношение к ребенку. Не стоит ругать кроху за его поведение, угрожать и кричать, а также излишне акцентировать внимание на проблеме, делать из нее достояние общественности.

Причина 1. Тяжелая атмосфера в семье

Замечено, что дети, в семьях которых нет мира и взаимопонимания, чаще страдают от различных психических расстройств. Кусачесть – это самое малое, что может «показать» ребенок, находящийся в постоянном стрессе.

Важно, чтобы кроха чувствовал любовь и тепло в собственном доме. Дом должен стать для него самым безопасным местом на свете, а не источником стрессов и страха.

  1. В корне поменяйте свое поведение дома, если хотите оградить ребенка от расстройств и психических потрясений.
  2. Проконсультируйтесь у опытного психолога.
  3. Поговорите с малышом. Объясните, что вы его очень любите, а напряженная атмосфера в семье – временное явление. Ему не стоит бояться, ведь папа и мама всегда будут рядом.

Причина 2. Боль или аллергия

Кусачесть может стать симптомом зубной боли у ребенка. Когда режутся постоянные зубы или выпадают молочные, ребенок, скорее всего, будет чувствовать дискомфорт во рту и постарается почесать десну самым доступным способом – кусая все подряд.

Также малыш может кусаться и быть агрессивным из-за аллергии на некоторые продукты. Не стоит сразу отбрасывать этот вариант, а лучше сдать тест.

Причина 3. Обида или злость

Или, другими словами, нехватка любви. Такое часто случается в семьях, где кроме малыша есть другие дети – особенно младшие. Мамы не всегда правильно умеют распределить внимание между детьми, в результате кто-то остается обделен родительским теплом.

  1. Всеми силами показывайте свою любовь к крохе: хвалите, спрашивайте о детском садике, об увлечениях, о друзьях. Почаще целуйте и обнимайте малыша, и уже в скором времени он забудет про свою дурную привычку.
  2. Выберитесь с малышом куда-нибудь вдвоем. Например, можно вместе сходить в парк аттракционов или в цирк. Если в семье есть другие дети, их лучше оставить с бабушкой или папой.
  3. Придумайте «свою» игру и играйте в нее каждый день. А можно научить ребенка уже существующим играм, например, пригласите чадо поиграть в бадминтон или в мяч.
  4. В игровой форме ненавязчиво выспросите у крохи, почему он решил кусаться.

Причина 4. Много запретов

Все знают, что наиболее счастливые дети – те, которым дозволено почти все (в разумных пределах). Не стоит ругать ребенка за пролитый чай, разбитую посуду, беспорядок и шум. Помните, что постоянными запретами и наказаниями вы угнетаете психику малыша, мешаете формированию полноценной, здоровой и свободной личности.

Желание кусаться в этом случае – способ высвободить скопившиеся эмоции, показать собственное «Я». Это протест, направленный в сторону родителей, но страдают от детских укусов в основном другие малыши из детсадовской группы.

  1. Сдерживайте себя, когда хотите сказать ребенку «нет!». Вас можно понять, но разбитая чашка и разрисованные стены не стоят того, чтобы из-за них ломать детскую психику.
  2. Спокойно и сдержанно скажите ребенку, что именно не нравится вам в его поведении. Предложите вместе исправить ситуацию. Посулите награду за хорошее поведение.
  3. Почитайте книги по детской психологии. Это поможет вам лучше понять своего кроху, избежать ошибок в воспитании и понять, почему вы всегда хотите ограничивать свое чадо.

Причина 5. Неумение выражать свои чувства другим способом

Бывает, что маленькие детки в 2-3 года просто не могут выразить свои чувства иным образом, кроме как через физическое воздействие. Причем речь идет не только о злости и обиде, но и о страхе, волнении, любви и нежности. Да-да, даже свою привязанность малыши иногда выражают довольно неординарным образом, стремясь прикусить вас за руку или плечо. Что делать в этом случае?

  1. Поговорите с чадом, расскажите, что если ему хочется выразить свои чувства, он должен делать это словами (или, если речь о любви, с помощью поцелуев и объятий).
  2. Подайте ребенку пример. Чаще целуйте и обнимайте его, не ссорьтесь с домочадцами и уж тем более не применяйте силу к другим людям.

Причина 6. Дурной пример сверстников

Детки в 3-4 года склонны копировать не только взрослых, но и своих сверстников. В детском саду непременно найдется лидер, который будет «задавать тон». К сожалению, такой лидер далеко не всегда обладает хорошими манерами и может оказаться именно «кусачим» ребенком.

Вспомните, когда ваш малыш «принес» из детского сада свою дурную привычку. Лучше подробно расспросить малыша, почему ему нравится кусаться. Дети в 3-4 года охотно делятся с родителями событиями, происходящими в детском саду, поэтому кроха, скорее всего, расскажет вам про «кусача» в детском саду.

  1. Поговорите с воспитателем в детском саду. Попросите повлиять на детей. Напомните, что кусание не такая уж безобидная игра. После некоторых детских укусов приходилось накладывать швы!
  2. Повлияйте на ребенка сами. Найдите слова, которые убедят кроху. Можно подключить к процессу перевоспитания любимых детских персонажей – героев сказок и мультиков. Скажите, что они никогда бы не стали кусаться. В особо запущенном случае можно вызвать аниматора, который сыграет роль того или иного персонажа.
  3. Пообщайтесь с родителями «кусача». Теперь, когда поведение их ребенка стало социально опасным, они обязаны принять соответствующие меры.

Причина 7. Излишняя активность

Если ребенку не хватает в жизни физической активности, он может начать кусаться. Что делать в таком случае, понятно и так. Конечно же, обеспечить малыша занятием, на которое он потратит всю свою скопившуюся энергию!

Для детей любого возраста подходят:

  • плаванье;
  • бадминтон/теннис;
  • конный спорт;
  • секция самообороны;
  • коллективные игры (футбол, хоккей, баскетбол).

Девочек можно записать на аэробику или танцы.

Желательно, чтобы кроха сам выбрал то занятие, которому ему хочется посвящать свое время.

Заключение

Помните, что только доброе отношение к малышу поможет искоренить в нем привычку кусаться. Будьте терпеливы и ласковы с ребенком, и очень скоро он перестанет выражать свои чувства через укусы сверстников и родителей.

Психологи утверждают, что кусающийся ребенок – это нормально. Малыш таким способом познает мир, пробуя его на зуб. Оставляя синяки и ранки на мамином теле, кроха показывает свою любовь или плохое настроение. Нападая на сверстников, он пытается завоевать лидерство или защититься от хулиганов. Конечно, терпеть агрессивное поведение ребенка нельзя, но избавляться от вредной привычки нужно аккуратно, чтобы не травмировать детскую психику.

Плохой пример

В 1,5–2 года дети копируют поведение родителей. Папа ущипнул или укусил маму за плечо, а она только засмеялась в ответ? Малыш поймет, что действия отца – способ выражения любви, и обязательно сделает так, как взрослый. Только дети не умеют рассчитывать силу удара или укуса.

Если ребенок агрессивен со сверстниками или нападает на воспитателей в садике, психологи советуют присмотреться к его родителям. Вероятно, взрослые часто:

  • кричат друг на друга;
  • громко ругаются;
  • наказывают малыша за любую провинность.

В семьях с нездоровой атмосферой, где постоянно скандалят, а отец периодически поднимает руку на мать, вырастает агрессивные дети. Они не умеют контролировать собственные эмоции, даже положительные. Ребенок кусается, потому что не знает, как по-другому выразить симпатию или антипатию. Он берет пример с родителей, которые умеют кричать, драться и обижать друг друга.

Взрослые учатся разговаривать и не выяснять отношения при ребенке. Демонстрируют малышу, что чувства можно выражать словами, не прибегая к физической силе. Когда атмосфера в семье станет спокойной и дружелюбной, ребенок забудет о своей вредной привычке и перестанет кусаться.

  • не щекотать кроху;
  • отказаться от шлепков по попе и прочих физических наказаний;
  • не кричать на ребенка.

Некоторые мамы от избытка чувств любят нежно кусать кроху за носик или ягодицы. Так делать запрещено, чтобы не поощрять и не провоцировать ребенка. Шутливые укусы заменяют крепкими объятиями и поцелуями.

Объяснить и пожалеть

Малыш бегал по комнате, играл с мамой в мяч или машинки, а потом неожиданно впился зубами в ее руку или ногу? Возможно, он устал. Дети, которым 2–3 года, только учатся говорить о своих чувствах и физическом состоянии. Ребенку сложно подобрать слова, чтобы сообщить родителю, что у него закончилась энергия, поэтому он кусается.

Если малыш выглядит измотанным и уставшим, мама сначала объясняет, что нельзя делать другим больно, а затем предлагает порисовать мелками или красками. Творчество успокаивает и расслабляет ребенка, помогает отдохнуть. Ребенка можно занять:

  • аппликациями из цветной бумаги;
  • лепкой из глины или соленого теста;
  • кинетическим песком;
  • пластилином.

Малыш сосредотачивается на процессе и отвлекается. С помощью рисунков или фигурок юный творец выплескивает накопившиеся эмоции. Но важно не только переключить внимание ребенка, но и донести до него, что кусаться – плохо.

Мама делает несколько глубоких выдохов-вдохов, чтобы успокоиться, ведь первая реакция – накричать и отшлепать. Затем садится на корточки и обнимает ребенка. Смотрит в глаза и спокойным голосом говорит, что у малыша очень острые зубки, и когда он кусается, остаются синяки. Маме так больно, что она сейчас заплачет.

Желательно после этих слов положить ладонь на укушенное место и сделать грустное лицо. Ребенок обязательно захочет пожалеть любимую мамочку. Она предлагает помазать покрасневшую кожу прозрачным антисептиком, а сверху наклеить лейкопластырь. Затем малыш целует маму в щеку и обнимает, они мирятся и идут вместе рисовать.

Нужно, чтобы ребенок понял, что кусая кого-то, он делает человеку больно. Нежные и эмоциональные дети быстро усваивают урок и перестают проявлять агрессию.

Серьезные разговоры

Ребенок начал кусаться, когда пошел в садик? Он обижает только сверстников, а с воспитателями и мамой общается нормально? Детские группы – это мини-версия общества, где есть изгои и лидеры. Но если взрослые пытаются привлечь внимание поступками и внешним видом, то малыши руководствуются первобытными инстинктами. Кусая сверстников, ребенок старается продемонстрировать свою силу и завоевать уважение. Занять лидерские позиции, завести новых друзей.

Чувствительным деткам достаточно объяснить, что он обижает других малышей. Укушенного ребенка нужно пожалеть, подойти к нему вместе с обидчиком, чтобы он извинился перед своей жертвой. Загладить вину можно конфетой или яблочком. Угощения помогают детям наладить контакт и подружиться.

Если обычные разговоры не работают, взрослые изменяют тактику. Маленькому хулигану объясняют, что малыши, которых он укусил, не захотят дружить или играть с обидчиком. Они надуются и перестанут с ним разговаривать.

Детям 2–4 лет рассказывают поучительную сказку о кролике или котенке, который обижал и кусал друзей. Малышу было весело, но остальные зализывали раны и плакали. Однажды звери решили, что не хотят общаться с таким вредным и агрессивным хулиганом. Они ушли в другой детский садик, оставив котенка одного. Сначала он обрадовался, ведь мог забрать все игрушки себе, а потом загрустил. Без друзей было скучно. Котенок понял свою ошибку, извинился перед друзьями и пообещал больше не кусаться. Звери простили хулигана и вновь начали с ним играть.

Персонаж сказки должен быть похож на ребенка характером и внешностью. Мама предлагает малышу рассказать, почему зверек кусал остальных. А в конце сказки ребенка подталкивают к выводу, что обижать других – плохо. Если кусать сверстников, то никто не будет дружить с забиякой.

Когда ребенок озвучит свой вывод, мама предлагает придумать правильные и веселые способы, как стать лидером. Например, помогать воспитательнице и вместе с ней собирать игрушки. Делиться машинками и конфетами со сверстниками.

Ребенок после сказки продолжил обижать остальных детей? Можно сказать, что на коже других людей живут злые микробы. Когда малыш кого-то кусают, бактерии попадают в его животик. Они там размножаются, и ребенок может заболеть.

С агрессивными детьми, у которых тяжелый и сложный характер, должен работать психолог. Специалист подкорректирует поведение малыша. Подскажет родителям, как воспитывать маленького хулигана. Поможет ребенку адаптироваться и научит сдерживать агрессию.

Самозащита

Если тихий и послушный малыш превратился в забияку, родителям советуют сходить в садик и понаблюдать, как с ним общаются сверстники или педагоги. Возможно, ребенка обижают или унижают. Кричат, отбирают игрушки или даже бьют.

В такой ситуации укусы – лишь способ самозащиты. Нет, бросаться на маленьких хулиганов с кулаками или криками нельзя. Мама или папа не может перевоспитать чужих детей. Но родители способны научить своего малыша защищаться и отстаивать собственно мнение.

Ребенка нужно хвалить, чтобы повысить его самооценку. Затем мама рассказывает, что малыш не обязан отдавать кому-то игрушки, если не хочет делиться. Он должен твердо говорить «нет» и «нельзя». Взрослые показывают ребенку свою любовь и готовность выслушать, поддержать и помочь советом. Но попутно объясняют, что кусаться или драться не стоит.

Причиной детской агрессии стали воспитатели? Персонал грубит и применяет физическую силу к малышам? Есть два выхода: искать другое дошкольное учреждение или обращаться к руководству. Разговаривать с заведующей, требовать, чтобы грубых педагогов уволили или наказали. Если ничего не изменилось, лучше доверить воспитание малыша бабушке или перевестись в частный детский сад.

Скука и нехватка внимания

Ребенок кусает маму, когда она сидит за компьютером или занята собственными делами, а в остальное время ведет себя прилежно? Возможно, малышу не хватает общения с родителями, и он пытается привлечь внимание хотя бы таким способом.

Взрослым нужно больше играть с маленьким членом семьи, смотреть вместе мультфильмы или читать книги. Чаще обнимать его и показывать свою любовь.

Как правильно наказывать

Если ребенок вышел на улицу и начал обижать других детей, мама сразу уводит его домой. Отчитывать перед посторонними нельзя, чтобы не унижать малыша. Он должен понимать, что поступил плохо, поэтому наказан. Нельзя отступать от первоначального решения, даже если виновник устроит истерику посреди улицы, упадет на землю или будет кричать.

Дома мама объясняет, что хорошие мальчики или девочки, которые поступают плохо, заслуживают наказания. Ребенок не получит конфету или будет сидеть в квартире, пока не осознает, что кусаться нельзя.

Если малыш проявляет агрессию по отношению к родным, никто из членов семьи не должен поощрять его поведение. Нельзя умиляться или считать, что вредная привычка пройдет через год. Мама наказала ребенка, который укусил ее за ногу? Тогда папа или бабушка не имеет права давать расстроенному малышу конфету, включать мультики или обещать, что вечером они пойдут гулять на детскую площадку.

Взрослые не должны кусать ребенка или бить, запрещать обижать других людей. Иногда дети проявляют агрессию, чтобы позлить родителей или в качестве протеста.

Чтобы малыш избавился от вредной привычки, следует:

  1. Ввести в его рацион сушку, яблоки, морковку, сухарики и другие твердые продукты.
  2. Выделить ребенку отдельную комнату или часть помещения, чтобы у него было пространство для игр.
  3. Следить, чтобы малыш вовремя ложился спать и много двигался, избавляясь от лишней энергии.

Обычно маме достаточно несколько раз наказать маленького хулигана и провести профилактическую беседу, чтобы он перестал кусаться. С агрессивными и сложными детьми, которые не реагируют на замечания родителей, должен работать психолог.

Видео: ребенок кусает маму- как правильно себя вести

Маленькие детки — маленькие бедки. Не раз слышала такое высказывание от родителей. Даже если дети еще маленькие, проблем с ними бывает ох как много. И одна не очень приятная ситуация возникла с моим ребенком. Он вдруг стал кусать своих сверстников в детском саду. Я испугалась и сразу решила обратиться к компетентному специалисту. Оказалось, не все так страшно. Главное, вовремя обратить внимание на тревожные сигналы подобного рода.

Почему маленькие дети кусаются: изучаю причины

Малыши могут кусаться по многим причинам. Этого не надо пугаться. Однако желательно побыстрее начать отучать их от подобного занятия.

Рассматривая жизнь ребенка, можно выделить два периода. Неумышленный (от 5 месяцев до 1,5 лет) характеризуется неосознанным поведением. И у мышленный период , от 1,5 лет до 3 и старше, когда малыш уже осознает характер своих поступков.

С 5 до 7 месяцев причинами кусания могут быть болевые ощущения. Так, детки часто испытывают дискомфорт во рту, возникают проблемы с животиком либо прорезываются зубы. В этом возрасте объектами покусывания становятся родители и другие родственники.

В возрасте 8-14 месяцев дети кусаются, пребывая в сильном возбужденном состоянии. Ребенок уже начинает общаться со своими сверстниками, кусает их и остальных людей, находящихся рядом с ним.

В 1,5-3 года причиной кусания окружающих обычно является раздражение, а также желание держать под контролем действия другого человека. Теперь агрессия направлена в основном на знакомых детей, все реже покусанными становятся родители.

У детей старше 3 лет причиной кусания становится ощущение своей беспомощности или сильного испуга. Так, например, у моей подруги сын кусал других детей в процессе игры. Она его сразу показала врачу, и совместными усилиями проблема была быстро решена.

Кусание для маленьких детей — это нормальное явление. Но есть ряд случаев, когда обязательно нужно показаться врачу. И это ситуации, когда:

  • ребенок кусается часто и не обращает внимания на замечания родителей;
  • малышу уже 3 года, а он продолжает кусаться;
  • наносит ранения своими укусами;
  • кусается в порывах злости или когда хочет любыми способами заполучить нужную ему вещь;
  • укусы сопровождаются совершением других агрессивных действий.

Если у ребенка наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не стоит надеяться на «авось», мол, с возрастом все пройдет. Ведь след в психике остается на всю жизнь. Поэтому первоочередная задача, которая стоит сейчас перед родителями, заключается в поиске хорошего специалиста.

Многие родители воспринимают кусание как баловство, очередную шалость. Маленький, вырастет и поймет, что так делать нельзя. Это не так безобидно, как выглядит на первый взгляд.

Поведение детей в большей степени связано с взаимоотношениями родителей и родственников в семье. Дети, как копирка, повторяют все за взрослыми. Скандалы, крики, слезы, агрессивное поведение — все это становится причиной появлений такой привычки.

Если укусил, нужно спокойно объяснить, что так делать нельзя, человеку больно. При этом лучше вести диалог, спросить, может, ребенок о чем-то хочет сказать или попросить. Необходимо дать понять, что его любят и прислушиваются к просьбам.

И, конечно, любой разговор лучше заканчивать выводом. Например, скажите: «Так делать нехорошо, мне больно, я огорчаюсь, когда ты так делаешь». Главное, установить доверительные, уважительные отношения, тогда можно будет избежать многих проблем.

Почему ребенок кусает себя?

Когда ребенок делает себе больно, это серьезный повод для беспокойства. Потенциальных причин может быть много. Необходимо вспомнить, когда именно началось отклонение в поведении, какие события этому предшествовали. Может, крохе уделялось мало внимания, он тем самым выражал свою агрессию. Или он чем-то расстроен. В любом случае, желательно уделять малышу больше внимания, читать сказки. И важно останавливать его, когда он причиняет себе боль. Также нужно ненавязчиво показать, что причинять боль и бить себя недопустимо.

В малом возрасте отклонения в поведении проходят также внезапно, как и появляются. Но, если ребенок продолжает кусать себя, лучше обратиться к специалисту.

Почему дети кусаются в детском саду?

Я не любила детский сад, у меня никогда не было желания туда идти. Посещала я его совсем немного, благо, моим воспитанием занималась бабушка. Но для детей быть в коллективе очень важно. Ведь они могут показать себя, общаться со сверстниками, получать уникальный опыт, который пригодится в жизни.

Как быть тем родителям, чьи чада кусаются в садике? Надо помнить, что ребенок — это такое существо, для которого есть либо правда, либо ложь, хорошо или плохо, замечательно или ужасно. Все это сопровождается у него сильным выражением эмоций. Дети острее чувствуют все происходящее, поскольку нет той защиты и спокойствия, которые дома обеспечивают родители. В восприятии крохой окружающего мира большую роль играет воспитатель. Он должен показать другие способы выражения эмоций, понаблюдать за кусающимся малышом, помочь родителям бороться с этой вредной привычкой.

Как отучить ребенка кусаться: эти способы помогут

Способов отучить немало. Мой семейный психолог дал мне целый ряд советов.

Что делать категорически нельзя?

Ни в коем случае нельзя наказывать за укусы. Может получиться обратный эффект.

Малыш чувствует, что ему запрещается это делать, и назло всем будет дальше продолжать кусаться. Лучше действовать следующим образом. На укус реагировать резко, без злости и агрессии. Отвечать твердо, что нельзя, мы не кусаемся. Доходчиво объяснить, почему категорически нельзя причинять боль другим, рассказать, как по-другому выражаются чувства, например, словами.

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Увы, но и мой сын кусался в садике. Помню тот день, когда воспитательница сообщила мне эту новость. Я очень расстроилась, но сразу поспешила к врачу на консультацию. И не пожалела. Ведь получила тут советы относительно того, как победить эту плохую привычку.

Я с ребенком старалась беседовать спокойно. От наказаний за укусы отказалась. Понимала, что негатив, идущий от меня, ничему хорошему не научит, лишь только усугубит ситуацию. Приходя домой, мы садились напротив друг друга, я в доверительной беседе рассказывала, почему нельзя кусаться, объясняла, что своими действиями он причиняет боль другим, а это недопустимо. Главное, показать недовольство поступком, а не самим ребенком. Поверьте, это очень важно для малыша, ведь он — личность.

Также мы начали усиленно заниматься упражнениями для развития речи. Чем быстрее кроха научится хорошо говорить, тем быстрее будет самостоятельно выражать свои эмоции словесно. Вредная привычка уйдет сама собой.

И еще я стала добавлять в рацион больше твердых продуктов в виде овощей и фруктов (морковь, яблоки). Малыш кусает эту пищу, и ему уже не так сильно хочется кусать еще что-то.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии - преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения - в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале - силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года - оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей - еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре - определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе - преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, - среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки - диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра - любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх - плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту - как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии - хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост - действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы - случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия - депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход - детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание - результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите - базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус - элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же - гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт - действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения - все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей - не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение - признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, - предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте - не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность - это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения - это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, - огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача - поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво