Удивительно легкий способ обучения ребенка устному счету. Во что поиграть, чтобы научить ребёнка финансовой грамотности

Самое дорогое на свете для нас - наши дети. Для них нам ничего не жаль. Но как быть с материальным проявлением нашей заботы о своих чадах?

Самое дорогое на свете для нас - наши дети. Для них нам ничего не жаль. Счастливы те дети, для которых родители не жалеют своего времени, любви и внимания. Но как быть с материальным проявлением нашей заботы о своих чадах? Здесь неплохо установить ту норму, о которой должны знать как взрослые, так и дети.
Наверняка каждый хотя бы раз в жизни наблюдал сцену истерики у ребенка, требующего от родителей покупки понравившейся игрушки. Зрелище не из приятных, особенно для родителей. Но куда неприятнее наблюдать, когда эти родители, идя на поводу у ребенка и «добрых» окружающих («разве вам жалко денег для ребенка!») покупают маленькому тирану все, что он вытребовал.
Результат такого «воспитания» проявляется в том, что ребенок очень быстро понимает, как можно манипулировать родителями и насколько это легко. И стоит ему упасть на пол и затопать ногами, как тут же появится желанная вещь. А все, что получает ребенок, стоит денег. И маленький член семьи должен это знать.
Чтобы ребенку в дальнейшем было понятно, что подарки и деньги ниоткуда не берутся, а зарабатываются родителями, обсуждайте в кругу семьи бюджет. Дети к 7-8 годам должны знать суммы, зарабатываемые мамой и папой, а также, куда расходуются деньги.
Для облегчения задачи для ребенка учиться расходовать деньги можно в игровой форме. Выдайте определенную сумму своему чаду, решите всей семьей, что нужно купить и пусть ребенок сходит в магазин, что бы выбрать себе подарок. Например это может быть водяной пистолет или другое игрушечное оружие. После этого посчитайте затраты и снова всей семьей обсудите, насколько правильно израсходованы деньги, что куплено на самом деле необходимого, а что было не так уж и нужно.
В подростковом возрасте потребности растут. Пусть ребенок оценит, насколько его запросы совпадают с реальным доходом семьи. Пусть напишет, что он хотел бы иметь и посчитает, сколько денег для этого ему нужно. Затем пусть рассчитает: семейный доход минус обязательные коммунальные платежи минус деньги на дорогу и продукты. Теперь пусть сравнит оставшуюся сумму с той, которая нужна ему для личных покупок. Возможно и скорее всего ребенок пересмотрит свой список и подумает, что ему необходимо в первую очередь, а без чего он сможет пока обойтись.
Нужны ли ребенку карманные деньги для собственных расходов, решается в каждой семье в зависимости от многих факторов. И одним из них является тот, насколько ребенок способен рассчитывать свои траты. Правильным будет, если у детей не возникнет секретов, куда уходят выдаваемые ему средства. А такие вещи как наборы для мальчиков лучше покупать все таки вместе с ребенком.
Хорошо, когда планы предстоящих расходов обсуждаются всей семьей, родителями вместе с детьми. Это способствует тому, что дети учатся ценить заработанные родителями деньги, уважать родительский труд, считаться с интересами всех членов. Не говоря уже о том, что такое совместное полезное времяпрепровождение объединяет семью.
Не увлекайтесь в поощрении детей материально за хорошие оценки и положительные поступки. Каждый ребенок должен иметь определенный круг обязанностей по дому.
Непозволительно при детях (да и без них не стоит) обсуждать доходы и приобретения других семей. Дети должны знать, что подобные обсуждения, (особенно эмоционально, с чувством зависти) некорректны, ведь у каждого свой образ жизни.

Несколько раз в год мы, сотрудники Хоум-Кредит-банка, приезжаем в разные школы и играем с детьми в финансовую игру «Полезные деньги». Игра длится примерно два часа. Весь класс делится на команды-семьи, и каждый игровой месяц (их всего пять) каждая семья получает на руки игрушечные деньги и список товаров, на которые их можно потратить. Можно заплатить за жильё или купить продукты, а можно приобрести игровую приставку, айфон или планшет. При этом купить сразу все товары на месячный бюджет, конечно, нельзя. Так что тут, как в жизни, приходится выбирать, на что потратить деньги, а от чего отказаться.

Как правило, когда «семья» получает «деньги» (рубли от банка приколов) и игровое поле с «товарами», дети тут же покупают игровую приставку. Скучные покупки вроде оплаты транспорта или жилищных платежей часто остаются без внимания. И если «семье» не хватит «денег» на оплату жилья, команде «отключают электричество», а значит, члены «семьи» не смогут играть в приставку. Получается, никакой радости покупка не приносит, а игровые баллы теряются.

Казалось бы, зачем учить детей выбирать между жилищными платежами и игрушками - они вырастут и сами научатся тратить деньги с умом, а не спускать их на развлечения и гаджеты. Но ведь наверняка у большинства из нас есть какой-нибудь знакомый менеджер по продажам с зарплатой в 25 000 рублей и купленным в кредит айфоном последней модели. Не все умеют сопоставлять свои желания с возможностями, многие влезают в долги ради необязательных покупок. Финансовой грамотности нужно учиться, и чем раньше, тем лучше. Это как уметь читать. Если в детстве человека не научили читать и он растёт неграмотным, он не читает книг, а вывески в магазинах различает по картинкам. Конечно, такой человек всё равно сможет жить обычной жизнью - устроиться на работу, завести семью. Но его возможности будут сильно ограниченны. То же самое с финансовой грамотностью. Чем раньше начинаешь ей учиться, тем лучше разбираешься в тонкостях ведения бюджета, начинаешь копить деньги и разбираться в услугах банков.

Как и когда пора учить ребёнка пользоваться деньгами?

Начинать лучше с детства. Даже совсем маленького ребёнка можно научить откладывать деньги на игрушку, о которой он мечтает, и не бросаться на яркую упаковку из рекламы. А уже потом постепенно вводить более сложные понятия: депозит, кредит, карта с начислением на остаток по счёту, ценные бумаги. Чтобы финансовая грамотность не сделала ребёнка жадным, можно научить его помогать другим - например, вместе с ним перечислять деньги благотворительным фондам и хосписам. Ещё можно вместе сходить в приют для животных, принести туда корм, подстилки, миски. Так ребёнок поймёт, что в мире много людей и животных, оказавшихся в беде, и узнает, что может сделать их жизнь лучше, если поделится тем, что у него есть.

Первые карманные деньги психологи советуют давать детям в пять-шесть лет. Нужно объяснить ребёнку, что эти средства - его собственные. Если он хочет, он может сразу потратить их, а может положить в копилку. Ученикам младшей школы лучше выдавать небольшие суммы - по 100–200 рублей в неделю. Тем, кто постарше, можно выдавать больше. Сколько - решать родителям, ведь у всех разные финансовые ситуации и потребности.

Часто ребёнку поначалу бывает трудно грамотно распоряжаться деньгами - он может получить карманные на неделю и потратить в первые два дня, а потом прийти к родителям и снова попросить денег. В такой ситуации лучше отказать ребёнку и объяснить, что в следующий раз он получит карманные деньги по плану - в начале следующей недели.

Можно ли в наказание лишать карманных денег?

Ребёнок должен знать: чтобы получать деньги, нужно следовать определённым правилам. То же самое будет и во взрослой жизни. Так что временное лишение карманных денег, если ребёнок не выполняет правил, - тоже вполне жизненный опыт. Но одно дело - на время отказаться выдавать карманные деньги, другое - лишить ребёнка тех денег, которые он уже накопил. Это сумма уже стала собственностью ребёнка, и отобрать её - значит, потерять доверие сына или дочери. Вернуть это доверие будет очень сложно.

Нужна ли подростку банковская карта?

Когда ребёнок становится старше, ему можно завести банковскую карту. Это не обязательно, но такой опыт будет полезен. А если ребёнку срочно понадобились деньги, можно быстро скинуть их ему на карту.

Прежде чем заводить банковскую карту, нужно рассказать ребёнку про мошенников и про то, как они «обрабатывают» своих жертв, чтобы снять деньги с их счетов. Нужно, чтобы ребёнок запомнил: никому, даже близким друзьям, нельзя говорить пин-код от своей карты и цифры на обороте. Когда покупаешь что-то в интернете, нужно быть внимательным и не вводить данные своей карты на подозрительных сайтах. Надёжные сайты не списывают деньги сразу, а сначала присылают на мобильный телефон, привязанный к карте, код подтверждения операции, и списывают деньги, только когда введёшь код.

Можно ли развить в детях предпринимательскую жилку?

Здорово, если ребёнок будет знать, что в будущем ему не обязательно работать по найму - можно открыть своё дело и давать работу другим людям. Можно рассказывать истории о бизнесе, приводить в пример истории известных предпринимателей: Билла Гейтса, Илона Маска. Но начать всё-таки лучше с малого: например, попробовать организовать небольшой бизнес прямо дома. Допустим, ваш ребёнок - мастер рукоделия или любит мастерить поделки. Пусть попробует сделать несколько из них на продажу. Подросток может попробовать зарабатывать физическим трудом: выгуливать собак или подстригать газон. К такому делу нужно подойти серьёзно - вместе составить бизнес-план, учесть расходы на производство, понять, кто ваши потенциальные потребители и конкуренты, с какими проблемами может столкнуться бизнес. Первыми клиентами могут быть родные и знакомые. Если дело пойдёт успешно, можно начать расширяться - например, продавать свои поделки через соцсети.

Во что поиграть, чтобы научить ребёнка финансовой грамотности?

Есть целая куча игр, которые учат детей обращаться с деньгами. Многим очень нравится игра «В сыщика». Сначала игроку нужно перечислить признаки настоящих денег: защитные волокна, ныряющая металлизированная нить, радужные полосы, микроперфорация, водяные знаки, цветопеременная краска, рельефные изображения. Потом предложите ребёнку изучить под лупой купюры из кошелька и найти на них признаки настоящих денег. Ещё интересно вместе с ребёнком сделать его первую копилку. Например, пусть он нарисует на бумаге свою финансовую цель (предмет, на который он копит), а потом прикрепит рисунок к стеклянной банке. В эту банку он потом будет складывать купюры и монетки. Можно смастерить копилку или купить в магазине заготовку, чтобы вместе собрать её и раскрасить.

Когда ребёнок становится старше, задачу можно усложнить и придумать несколько финансовых квестов. Например, чтобы показать, как отличаются друг от друга цены в разных магазинах, можно вместе составить список из продуктов определённых марок, которые вы обычно покупаете, а потом вместе пройтись по магазинам. Пусть ребёнок выпишет цены на одни и те же товары в разных торговых точках: в супермаркете, продуктовом у школы и возле дома, а потом их сравнит и посчитает, сколько денег вы сэкономите, если будете подходить к покупкам разумно. Ещё можно искать ловушки для бюджета: например, невыключенный свет или телевизор, оставленный включённым кран с водой. Поиграйте в контролёра: пусть ребёнок всегда проверяет, не горит ли где-нибудь свет и не оставил ли кто-нибудь течь воду в раковине. Постепенно это научит экономить ресурсы и поможет ребёнку выработать привычки, полезные для личных финансов.

Фотография на обложке: Александр Чепурко / Фотохроника ТАСС

Все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой карманных денег для своего ребенка. И многих из них объединяет недовольство быстротой избавления чада от потом и кровью заработанных родителями денежных знаков. Как и когда научить своего ребенка считать деньги?

Наилучшее время для обучения ребенка «началам анализа» личных финансов – 3-4 класс школы. К этому моменту он уже знаком с базовыми математическими понятиями, вот только применить теорию пока не может.

Предлагаю самый простой и доступный способ, позволяющий приобщить ребенка к основам «политической экономии» - т.е. навыкам экономии во избежание острых политических конфликтов с родителями.

Предположим, Вы вместе с ребенком совершаете покупки в супермаркете. Идете с тележкой, набираете продукты – всякую всячину. И он где-то под ногами крутится. В конце концов, Вы становитесь в очередь на кассу. Вот тут-то и надо начинать. Я начала так – открыла кошелек, со значением его закрыла и говорю: «Мы тут набрали с тобой всякого, но потратить мы сегодня можем только …1000 рублей. Давай так: быстро складываем все ценники, мне кажется, нам не хватит денег.»

Надо сделать так, чтобы ребенок включился в эту игру. А увлекательную операцию сложения надо проделать в уме. Допустим, все посчитано. В корзине лежат как необходимые продукты (картошка, хлеб, молоко), так и не очень – шоколад трех видов, конфеты, орешки, чипсы и т.д. И выясняется, что что-то теперь надо убрать, потому что общая стоимость товаров превышает 1000 рублей. Теперь надо сделать так, чтобы ребенок вместе с Вами убрал те товары, без которых Вы можете обойтись. Для этого ему надо как минимум порассуждать, без чего Ваша семья спокойно обойдется, а без чего Вы не сможете поужинать уже сегодня.

Во время набора продуктов в корзину Вы можете и должны дать своему ребенку первые уроки экономии. Например, выбираете определенный продукт - пусть им будет сыр. Спрашивается, а сколько этот сыр стоит, скажем, в другом магазине (например, там сыры дороже, а нам нужен самый простой для бабушки, а не навороченный с орехами или та же более дорогая нарезка). Для начала ребенок запомнит, сколько стоят абсолютно необходимые продукты в разных магазинах (хлеб, курица, сливки, молоко, яблоки и т.д.), потом научится быстро складывать в уме, потом считать, сколько сдачи, скажем, с тысячи рублей должны нам сдать, потом научится проверять чек.

Эти несложные операции уже можно отнести к сфере сравнительного анализа, они будут очень полезны в Вашей сегодняшней жизни и в будущей жизни ребенка.

Все эти ситуации, будучи умело представлены родителями как творческий перфоманс, дают неоценимый результат.

Во-первых, ребенок интегрируется в домашние заботы как полноценный решающий член семьи, во-вторых, он учится считать деньги применительно к плоскости заботы о семье, а не в ответ на отвлеченный вариант «Как все на фиг потратить».

Если Ваш ребенок раз или два «забыл» взять сдачу от покупки, например, батона хлеба, начните таким образом считать с ним вместе.

Сумма, которую Вы каждый раз устанавливаете как ту, что можете потратить, может быть любой – 300, 450, 521 рубль, круглой или «рваной». Это зависит от того, какими навыками обладают Ваши дети – некоторые сначала даже с трудом могут округлить цену, не то что складывать все цены на упаковках.

Не упускайте возможностей преподать ребенку уроки управления финансами. Используйте окружающие «декорации»: идете мимо пункта обмена валюты - объясните быстро и доступно, что такое валюта, какие валюты основные, что такое курс валют, и предложите пересчитать: 1) сколько в рублях будет 100 долларов, 2) 10 долларов, 3)1 доллар, 4) 3 доллара. Особо продвинутые родители могут рассказать о падающей и растущей валюте, даже о дефолте. Вашему ребенку - будущему гениальному финансисту - эта информация никак не повредит.

Немало мы говорим о том, что детей с раннего возраста желательно учить тому, чего стоят деньги, откуда они берутся, и на что уходят. Так они будут понимать, что не каждый их каприз можно выполнить (купить ту или иную игрушку, например), если денег нет или не достаточно. Повзрослев, воспитанный в таком ключе ребенок будет осознавать, что карманные деньги хорошо откладывать, а чтобы заработать нужно потрудиться. Но сейчас мы поговорим именно о том, как привить малышам понимание того, что такое денежки, и как их нужно считать.

Если вашему чаду 3-5 лет, это самый что ни на есть подходящий возраст для такого обучения. Есть некоторые приемы, используя которые, вы не только объясните ценность и значение денег, но и научите ребенка считать: складывать, отнимать и даже умножать.

Для начала можно поработать с простыми цифрами. Когда дитя уже умеет считать до ста, нужно задавать вопросы вроде «Что больше: 2 или 8?» или «Что меньше: 55 или 70?» Это простое понятие «больше-меньше» поможет понять ребенку, что разные товары отличаются по цене. Например, жвачка будет стоить меньше, чем велосипед.

Разделять число на части (то есть обучать дробям) тоже можно в этом же возрасте. Например, во время приготовления пищи вы продемонстрируете, что в бульон добавляется два стакана воды или четыре раза по полстакана. Тот же маневр проделайте и с любимыми сладостями малыша: просто спросите, сколько маленьких пакетиков M&M’s можно купить на те же деньги, что и один большой. Пусть малыш посчитает цену разных пакетиков и поймет, сколько маленьких упаковок стоит столько же, сколько и одна большая.

Микроволновая печка, оказывается, тоже отличный помощник в счете. Пусть ваше чадо считает секунды в обратную сторону, когда вы ставите продукты на разморозку или разогрев. Во-первых, малыш научится считать наоборот. А во-вторых, вы можете остановить процесс и спросить, сколько секунд уже прошло, а сколько осталось из установленного вами времени.

Берите мелочь и учитесь считать не только по копейкам, но и по пятачкам и монеткам более крупного номинала. Благодаря этому приему ребенок будет уметь подсчитывать разные количества мелочи (а далее и более крупных купюр). Он поймет, сколько копеек составляет пятачок, а сколько пятаков будет в, скажем, монетке в 25 копеек.

Отличная игра в магазин. Будьте продавцом, а малыш покупателем. Или наоборот. Используйте настоящие деньги так нагляднее, и продавайте друг другу игрушки, или карандаши, или что-нибудь еще. Во время такой игры можно научиться и рассчитывать свои средства, и сдачу считать, и прикидывать, что дитя себе позволит, а чего не получится купить.

Далее, в более старшем возрасте вы будете прививать детям понимание того, что средства получаются не с потолка, что их нужно заработать. Потом пойдут первые уроки бережливости. А вот счет полезен и сейчас и способность анализировать и чувствовать ответственность разовьется, да и со сдачей в магазине никто не обманет кроху.