Анатомические и физиологические особенности женского организма. Анатомо-физиологические и функциональные особенности женского организма

Организм женщины идеально сделан, чтобы рожать. Все функции женщины направлены на выполнение этого главного предназначения. Именно это обусловливает ряд анатомических, физических и физиологических особенностей.

Во-первых, центр тяжести у женщины расположен существенно выше, чем у мужчины. Центр тяжести это точка, которая практически неподвижна (или наименее неподвижна) при любых движениях. У женщины он расположен на уровне центра матки, чтобы ее плод был максимально защищен от вибраций при ходьбе и от любых других внешних воздействий. Из курса физики известно, что тело тем устойчивее, чем ниже его центр тяжести. Именно поэтому женщины менее устойчивы, чем мужчины. Даже в обуви без каблуков.

Во-вторых, резервы кровоснабжения у женщины сосредоточены на женских органах, на растущем младенце, на эту часть ее организма, в отличие от мужчины, у которого эти резервы идут на кровоснабжение мозга. Поэтому, мужчины способны переносить физические перегрузки в среднем в 4-6 раз большие, чем женщины. Именно поэтому совершенно отсутствуют женщины-пилоты современных истребителей, поскольку на них летают на предельных перегрузках, которые женщины не в состоянии перенести. Возможно, есть такие женщины, которые могут вынести эти перегрузки, но их считанные единицы. Космические полеты протекают с гораздо меньшими перегрузками, поэтому женщины все-таки летают в космос, однако, их полеты, в общем-то, экскурсионные, поскольку работоспособность женщин в экстремальных условиях (в отличие от обычных земных) гораздо ниже, чем у мужчин. К тому же всегда есть опасность внештатных ситуаций, аварий, когда перегрузки могут быть запредельными.

В-третьих, мозг женщины решает любую задачу обоими полушариями, тогда как мозг мужчины узко специализирован. Именно поэтому женщины более внимательны, в частности, за рулем и существенно меньше создают аварийные ситуации.

Так же у женщин обычно меньше рост и масса, более развит подкожно-жировой слой живота, ягодиц и бедер. Тело взрослой женщины шире в области таза, мужчины -- в плечах. Женский таз шире, чем мужской, полость его объемистее, вход и выход больших размеров, а кости тоньше и соединены более подвижно. Грудная клетка шире и короче, что обеспечивает грудной тип дыхания, более благоприятный во время беременности. У мужчин преобладает грудобрюшный тип дыхания.

Согласно статистическим данным, у женщин стрессовые расстройства встречаются в три раза чаще, чем у мужчин.

Парадоксальным кажется то, что, будучи эволюционно сформировавшимся приспособительным явлением, направленным на выживание вида в неблагоприятных условиях окружающей среды, стресс все больше ассоциируется с негативными последствиями для здоровья человека. На сегодня насчитывается около 1000 стресс-индуцированных заболеваний.

Дело в том, что человек как биологический вид эволюционирует намного медленнее, чем создаваемые им внешние условия. С изменением условий жизни и окружающей среды изменились структура и характер стресс-факторов: на смену сильным физическим стрессорам пришло обилие психических и эмоциональных низкой и средней интенсивности стресс-факторов, действующих практически непрерывно, наслаивающихся один на другой.

Связь нарушений репродуктивной функции со стрессом была отмечена задолго до возникновения самого термина «стресс». Исследования последних десятилетий позволили проникнуть в суть физиологических механизмов нарушения репродуктивной функции при стрессе.

Психический стресс является распространенной причиной нарушения гомеостаза беременной женщины, приводящей к отдаленным негативным последствиям здоровья потомства, что должно учитываться не только в медицинском, но и социодемографическом контексте.

Таким образом, хронический стресс, представляющий собой распространенное явление в современном обществе, наряду с другими факторами оказывает существенное прямое и/или опосредованное влияние на развитие нарушений репродуктивной функции женщины. Этот факт указывает на необходимость уделять соответствующее внимание уровню стресса в процессе диагностики акушерско-гинекологической патологии, а также необходимость введения анти стрессовой терапии и коррекции системных стрессиндуцированных нарушений в схемы лечения.

Спортивная тренировка - это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с мужчинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, некоторые болезни), меньшей детской смертностью и большей продолжительностью жизни.

ЦНС. Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщин отличает высокая способность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-аналитическая стратегия решений и высокая степень речевой регуляции движений.

В то же время цифровая память и скорость переработки информации у женщин ниже, чем у мужчин. Они медленнее решают тактические задачи, больше времени затрачивают на арифметические вычисления. При этом женщины легче решают стереотипные, а мужчины - новые задачи, особенно в условиях дефицита времени. Вместе с тем, более высокий уровень мотивации, а также высокие показатели обучаемости женщин обуславливают достижение ими значительных успехов. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствуют развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости.

Женщины обладают острым зрением, высокой способностью различать цвета и хорошим глубинным зрением. Поле зрения у них шире, чем у мужчин. Зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию.

Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным. Музыкальный слух у женщин в 6 раз лучше, чем у мужчин, что облегчает их движения под музыку.

ОДА. У женщин меньше, чем у мужчин, - длина - в среднем на 10 см, и вес тела - на 10 кг. Меньшим размерам тела соответствует и меньшие размеры органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обуславливает более низкое общее положение центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений, большая гибкость. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосторонняя асимметрия - сочетание преимущества правой руки, ноги и глаза.

Для женского организма характерны специфические особенности проявления и более ранее развитие физических качеств в процессе индивидуального развития (онтогенез).

Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чем у мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса (примерно 30-35 % веса тела, тогда как у мужчин - порядка 40-45 %). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не зависит от пола. Несмотря на меньшие значения абсолютной силы мышц, относительная сила у женщин благодаря меньшему весу тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц рук, плечевого пояса и туловища составляет у женщин 40-70 % от показателей у мужчин, более сильных мышц ног - 70-80 %. Относительная сила по мере увеличения веса тела может практически не увеличиваться или даже снижаться.

Скоростно-силовые возможности в наибольшей мере совершенствуются в 10-14 лет. В этот период особенно заметно растет прыгучесть. Женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с мужчинами. Больше времени затрачивается у них на обработку поступающей в организм информации. В связи с этим и больше продолжительность зрительно-двигательной реакции. Время простой двигательной реакции руки на световые раздражения у нетренированных лиц составляет, в среднем, 190 мс, у высококвалифицированных спортсменов - 120 мс, а у спортсменок - 140 мс. Стайерского бега по сравнению с мужчинами.

Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16 лет. У взрослых женщин максимальная скорость движений на 10-15 % ниже, чем у мужчин.

Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера. Они имеют высокую общую выносливость. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Характерна для них также меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в артериальной крови. Соответственно, более низкими являются аэробные возможности. Это определяет у них меньшую скорость стайерского бега по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности.

Менее благоприятная реакция женского организма на длительные и мощные статические нагрузки, которые вызывают в организме, в частности, в сердечно-сосудистой системе, значительные изменения из-за несовершенства моторно-висцеральных рефлексов. Максимальных показателей общая выносливость достигает у женщин в возрасте 18-22 лет. Скоростная выносливость - к 14-15 годам, статическая выносливость -к 15-20 годам.

Уже с ранних лет для девочек характерна хорошая гибкость в суставах, обусловленная большой подвижностью позвоночника и высокой эластичностью мышц и связочного аппарата.

Ловкость достаточно выражена к 8 11 годам, с 14-15 лет это качество постепенно снижается, если его специально не тренировать.

Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности.

Для женщин характерен более низкий, чем у мужчин, уровень основного обмена (на 7 %). Экономичность основного обмена определяет более высокую выживаемость женщин в определенных условиях (голодание). Рабочие энерготраты зависят от характера нагрузки. При сходстве биомеханических условий движений (работа на велоэргометре) и расчете энерготрат на 1 кг веса тела потребление кислорода при повышении мощности работы у женщин нарастает в той же мере, что и у мужчин. Однако, в условиях естественных локомоций энерготраты женщин в расчете на 1 кг веса превышают показатели мужчин: при ходьбе -на 6-7 %, при беге - на 10 %. При этом общие энерготраты у женщин значительно больше. Это связано с различиями в строении тела и, соответственно, с менее экономичной техникой выполнения спортивных упражнений (при локомоциях у женщин короче и чаще шаги, больше колебаний тела).

Для женщин характерна более совершенная терморегуляция. У них наиболее равномерно расположены на поверхности тела потовые железы, кожа богаче капиллярами и эффективнее отдает тепло при работе. В связи с этим потоотделение у женщин более экономично.

Способность женщин выполнять работу за счет анаэробных источников энергии (анаэробные возможности) ниже мужской, т.к. в их организме меньше общее количество аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), КрФ и углеводов. При чем у женщин меньше как мощность анаэробных процессов (измеряемая с помощью эргометрического теста Маргария), так и их емкость (по показателям максимальной концентрации молочной кислоты к максимальному кислородному долгу). Максимальная величина кислородного долга так же сравнительно ниже.

В процессе индивидуального развития анаэробные возможности развиваются у девочек позже, чем аэробные, и снижаются в зрелом возрасте раньше (уже к 35-40 годам)

Аэробные возможности женщин, оцениваемые по показателю максимального потребления кислорода (МПК), в среднем меньше на 25-30 %, чем у мужчин. У высококвалифицированных спортсменок МПК в среднем достигает 3,5-4,5 л*мин-1 . Ограниченные аэробные возможности приводят при повышении мощности работы к более быстрому переходу женского организма на анаэробную энергопродукцию, что свидетельствует о более низком пороге анаэробного обмена (ПАНО). Особенностью работы женщин в аэробных условиях является их более высокая по сравнению с мужчинами способность утилизировать жиры. Запасы жира в женском организме значительнее. Общее количество жировой ткани у них в среднем около 30 % (у мужчин 20 %) веса тела, большее и абсолютное количество жира. По мере расходования запасов углеводов во время работы спортсменки легче переходят на утилизацию жировых источников энергии, чем спортсмены.

Вегетативные функции.

Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями. ЖЕЛ у женщин меньше, чем у мужчин примерно на 1000 мл. Глубина дыхания в покое, так и во время работы меньше, а частота выше. Это определяет более низкую эффективность дыхательной функции у женщин. Минутный объем дыхания (МОД) у женщин в покое около 3-5 л*мин-1 , а при работе он достигает 100 л*мин-1 и более, составляя примерно 80 % от МОД у мужчин. Мужчины превосходят женщин по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиляции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начинается переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь крови и является одной из защитных функций женского организма. При одинаковом у лиц обоего пола числе лейкоцитов и тромбоцитов женский организм характеризуется сниженным количеством эритроцитов, гемоглобина и миоглобина. В крови у женщин содержится 4-5*1012 /л эритроцитов и 120-140 г/л гемоглобина. Меньше у женщин и объем циркулирующей крови на 1 кг веса тела.

Более низкая (на 10-15 %) концентрация в крови гемоглобина обуславливает меньшую кислородную емкость крови. Каждые 100 мл артериальной крови связывает у женщин в среднем 16,8 мл. кислорода, а у мужчин - 19,5. В связи с этим во время предельных аэробных нагрузок у спортсменок из артериальной крови в мышцы поступает меньше кислорода, чем у спортсменов.

Женское сердце по объему и массе уступает мужскому. Абсолютный объем сердца у незанимающихся спортом женщин составляет в среднем 580 см3 , у спортсменок - 640-793 см3 . Меньшим объемам сердца и желудочков соответствует меньшая величина сердечного выброса. Это компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока. Систолический ударный объем крови в покое составляет у женщин примерно 57 мл, а при работе повышается до 118 мл и более.

Минутный объем крови (МОК) у женщин порядка 4л*мин-1 в покое. Максимальное его увеличение до 25 л* мин-1 наблюдается при работе в зоне субмаксимальной и большой мощности. Рабочее увеличение МОК достигается менее эффективным путем - за счет повышения ЧСС. Наиболее значительное нарастание происходит у юных спортсменок. В состоянии покоя ЧСС у женщин порядка 72-78 уд* мин-1 .

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторные системы к нагрузкам снижают их аэробные возможности и общую работоспособность.

19. Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития различных физических способностей (качеств), их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма (на примере избранного вида спорта).

Под развитием понимают 3 процесса: 1) рост - числа клеток и увеличение их размеров (в мышцах и нервной тканях) – количественный процесс 2) дифференцирование - органов и тканей 3) формообразование , т.е качественные изменения.

С учетом количественных и качественных изменений различают возрастные периоды : грудной возраст (10 дн.-год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 м, 8-11 д), подростки (13-16 м, 12-15 д), юношеский (17-21 ю, 16-20 д), первый зрелый (22-35лет), второй зрелый (35-60 м, 35-55 ж), пожилой (60-74), старческий (75-90), долгожители (90 и более).

Основные закономерности роста и развития – периодизация и гетерохронность (греч.- гетерос-другой, хронос- время), т.е неравномерность и разновременность роста и развития. Наиболее интенсивный рост длины тела-1 год жизни и половое созревание, речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5. смена молочных зубов в 6-7. основные позы тела осв до года. 6-12 лет достигается «мах» развитие иммунной ткани. После 14 лет возрастание массы тела и сердца.

Сенситивный период – период особой чувствительности к влияниям внешней среды, развертывание наследственных возможностей организма, характеризующийся переходом от одного качественного состояния к другому, оптимизацией перестроечных процессов в различных органах и системах организма, согласованием деятельности различных функциональных систем, адаптацией к физическим и умственным нагрузкам на новом уровне существования.

Критические периоды – скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей, жестко контролируемые генетически.

Периоды интенсивного развития ф.качеств – абсолютная мышечная сила (14-17 лет, «мах» значение достигается к 18-20), быстрота и скоростно-силовые (11-14 лет, «мах» значение достигается к 15), общая выносливость (15-20, «мах» значение в 20-25), гибкость (с 3-4 до 15), ловкость (с 7-10 до 13-15). На протяжении сенситивного периода применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.

20. Физиологические особенности организма детей дошкольного, младшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Особенности адаптации к физическим нагрузкам (на примере избранного вида спорта).

АНАТОМО-ФИ3ИОЛОГИЧЕСКНЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Костная система . Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но только по форме. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда важен контроль за его осанкой. С 3 до 7 лет также завершается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка -- цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое -- к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту.

Сердечно-сосудистая система : пульс продолжает урежаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление -- 104/67 мм рт. ст.

Эндокринная система . В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т.н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек.

Иммунная система : клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим -- более легкое течение многих болезней.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего -- в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего -- 37 кг.

Мышечная система : сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа -- письмо, лепка.

Костная система . Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя -- на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза -- у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

Органы дыхания . К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечно-сосудистая система, средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в ми нугу. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем -- 110/70 мм рт. ст.

Органы пищеварения . Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Органы мочевыделения . Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850 мл.

Иммунная система . Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Эндокринная система . Заканчивается ее развитие, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания.

Для нервной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и особенно с дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго дозировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недостаточно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изменения внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.

При слабости корковых процессов у детей преобладают подкорковые процессы возбуждения. Дети в этом возрасте легко отвлекаются при любых внешних раздражениях. В такой чрезвычайной выраженности ориентировочной реакции. отражается непроизвольный характер их внимания. Произвольное же внимание очень кратковременно: дети 5-7 лет способны сосредотачивать внимание лишь на 15-20 минут.

Планирование физ нагрузки.

В 7-11 лет происходит интенсивное развитие быстроты движений (частоты, скорости движений, времени реакции и т. д.), поэтому в подростковом возрасте школьники очень хорошо приспосабливаются к скоростным нагрузкам, что выражается в высоких показателях в беге, плавании, т. е. там, где скорость и реакция движений имеют первостепенное значение. Также в этот период наблюдается большая подвижность позвоночного столба, высокая эластичность связочного аппарата. Все эти морфофункциональные предпосылки имеют значение для развития такого качества, как гибкость (отметим, что к 13–15 годам этот показатель достигает максимума).

В 7-10 лет ускоренными темпами развивается ловкость движений. В этом возрасте у детей еще недостаточно совершенен механизм регуляции движений, тем не менее они успешно овладевают основными элементами таких сложных действий, как плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др. При этом дети-дошкольники и младшие школьники труднее приобретают навыки, связанные с точностью движений рук, воспроизведением заданных усилий. Эти параметры достигают сравнительно высокого уровня развития к подростковому возрасту.

21. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста. Особенности ЦНС, высшей нервной деятельности, сенсорных и других систем. Пубертатный период. Особенности адаптации к физическим нагрузкам. Учет при проведении тренировочных занятий с детьми в избранном виде спорта.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ (11-17 ЛЕТ).

Костная система , а значит и форма грудной клетки, таза приближаются к их строению у взрослых. Неправильно сросшиеся переломы, искривления позвоночника, костей рук и ног после рахита и др. исправить теперь уже труднее, так как они обладают большей прочностью и меньшей эластичностью, чем у детей младшего возраста.

Сердечно-сосудистая система . Частота пульса в 12 лет составляет 80 ударов в минуту, старше колеблется в пределах 60-80 ударов в минуту (частота пульса взрослого человека). Артериальное давление продолжает повышаться с возрастом, и в 17 лет равно 120/70 мм рт. ст., что также соответствует артериальному давлению взрослого человека.

Эндокринная система . Продолжается развитие половых желез, в связи с этим происходят следующие изменения

    у девочек: в 11-12 лет увеличиваются наружные половые губы; в 12-13 лет увеличиваются грудные железы, появляется пигментация сосков, начинаются менструации; в 13-14 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, менструации еще нерегулярны; в 14-15 лет изменяется форма ягодиц и таза, приобретая формы, характерные для взрослых женщин; в 15-16 лет появляются угри, обусловленные функциональными расстройствами эндокринной системы в период полового созревания, менструации становятся регулярными; в 16-18 лет прекращается рост скелета.

    у мальчиков: в 11-12 лет увеличивается предстательная железа (простата), ускоряется рост гортани, предшествуя началу ломки голоса; в 12-13 лет начинается значительный рост яичек и полового члена, волосы на лобке начинают расти, вначале по женскому типу, т.е. участок, покрытый волосами, имеет форму треугольника с вершиной, обращенной вниз; в 13-14 лет усиливается темп роста яичек и полового члена, в околососковой области появляется узлообразное уплотнение, начинает "ломаться" голос; в 14-15 лет начинается рост волос в подмышечных впадинах, продолжается изменение голоса, появляются волосы на лице, пигментация мошонки (она приобретает более темный цвет, чем кожа остальных участков тела), наблюдается первая эякуляция; в 15-16 лет продолжается созревание половых клеток -- сперматозоидов; в 16-17 лет начинается оволосение лобка по мужскому типу, т.е. волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедер и в направлении пупка; усиливается рост волос по всему телу; окончание созревания сперматозоидов; в 17-21 год рост скелета останавливается.

К 12–14 годам повышается меткость бросков, метания в цель, точности прыжков. В то же время, по некоторым данным, наблюдается ухудшение координации движений у подростков, связанное с морфофункциональными изменениями в период полового созревания.

Можно сказать, что подростковый возраст имеет большой потенциал для совершенствования двигательного аппарата.

22. Анатомические, биохимические и физиологические особенности лиц пожилого возраста: снижение интенсивности метаболизма, уменьшение возможностей энергетического обеспечения и восстановительных процессов. Особенности проведения занятий оздоровительной физкультурой с людьми пожилого возраста.

23. Питание человека, его биологическое значение. Калорийность пищевого рациона и ее соответствие энерготратам организма. Сбалансированность пищевого рациона по белкам, жирам и углеводам. Особенности питания спортсменов.

Питание является основной биологической потребностью человеческого организма. От правильного питания зависят жизнеспособность, работоспособность и устойчивость организма к воздействиям внешней среды. Питание должно обеспечивать снабжение организма питательными веществами, за счет которых происходит восстановление веществ, израсходованных им в процессе жизнедеятельности, - энергетический обмен веществ; восстановление израсходованных и синтез новых клеточных элементов, т.е. обеспечивать пластический процесс, а также откладывание запасных веществ в тканях-депо (жира - в жировой ткани, гликогена - в печени).

Пища является неотъемлемой частью повседневной жизни каждого человека. Именно с пищей человек получает практически все необходимые вещества для нормальной жизнедеятельности, выполнения работы и других социальных действий.

Обмен веществ осуществляется двумя основными процессами - ассимиляцией и диссимиляцией. Процесс ассимиляции заключается в постоянном поступлении в организм воды, воздуха и сложных органических и минеральных веществ. Эти вещества усваиваются организмом, проходя через ряд процессов, поступают во все клетки организма и обусловливают их жизнедеятельность. Параллельно этому процессу происходит процесс диссимиляции - разрушения веществ, в результате чего выделяется энергия, определяющая жизнедеятельность организма.

Калорийность пищи

Все пищевые продукты, потребляемые человеком,ределенной калорийностью или энергетической ценностью.

Общий калораж пищи - это суточное количество пищи, необходимое конкретному человеку. Калораж пищи зависит от процессов диссимиляции, т.е. обмена веществ. Для определения калоража пищи определенного человека необходимо знать его энергетический расход в конкретных условиях, т.е. определить общий обмен веществ человека.

Общий обмен веществ человека состоит из основного и дополнительного обмена веществ, а также специфического динамического действия пищи.

Основной обмен веществ - это количество энергии, затрачиваемой организмом на осуществление основных, непрерывно идущих в нем жизненных процессов. В норме интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста, веса тела и роста, конституции, гормонального фона. У мужчин основной обмен на 10% выше, чем у женщин, у лиц молодого возраста выше, чем у пожилых. У лиц с возбудимой нервной системой, а также у астеников основной обмен усилен, в отличие от лиц с преобладанием тормозных процессов в нервной системе и гиперстеников. В среднем основной обмен в сутки у взрослого человека составляет 25 ккал на 1 кг веса.

В патологии могут наблюдаться значительные отклонения от нормальных величин основного обмена в ту или иную сторону. Эти отклонения имеют большое диагностическое значение. При заболеваниях щитовидной железы, туберкулезе, острых инфекциях, лихорадочных состояниях основной обмен значительно увеличен, что должно сказываться на характере лечебного питания. При базедовой болезни основной обмен может возрастать вдвое, чем объясняется значительное похудание этих больных, несмотря на повышенный аппетит. При пониженной функции щитовидной железы, климаксе, ожирении основной обмен снижается.

Определение основного обмена основано на том, что всякая выполненная организмом работа переходит в тепловую энергию, поэтому энергетические расходы организма могут быть точно определены по количеству освобожденного тепла, выраженного в калориях. Для измерения количества выделяемого организмом тепла можно пользоваться прямой или непрямой калориметрией.

Дополнительный обмен веществ - это количество энергии, затрачиваемое организмом на выполнение той или иной работы в течение суток. Затраты энергии тем выше, чем интенсивнее физический труд. При спокойном сидении обмен веществ увеличивается на 12%, при стоянии - на 20%, при спокойной ходьбе - на 100%, при беге - на 400%. Дополнительный обмен определяется для каждой профессии, и величина его включается в общий калораж для конкретного человека.

Специфическое динамическое действие пищи - это усиление основного обмена, происходящее под влиянием приема пищи. Белки обладают максимально усиливающим действием на обмен веществ, они увеличивают его на 40%, углеводы и жиры увеличивают его всего на 5%. При обычном питании суточный расход на специфическое динамическое действие пищи у взрослого человека составляет около 200 калорий.

Суточный калораж и учет калорий имеют очень большое значение при построении диет, назначая которые, врач, в зависимости от характера заболевания, ставит задачей лечения увеличение или снижение веса у больного. Таким образом, если необходимо увеличить вес больного, нужно увеличивать калораж пищи за счет жиров и углеводов, а не за счет белков, и наоборот.

Определяя общий калораж пищи, надо руководствоваться величиной основного обмена веществ, дополнительного обмена веществ и специфического динамического действия принятой пищи. При этом необходимо учитывать и то, нуждается ли лицо в сохранении своего веса, либо же вес необходимо увеличить или уменьшить.

Исходя из средних величин интенсивности энергетических затрат в 90-ые годы 20 века Институтом питания были выделены следующие основные группы профессий.

    Лица умственного труда и лица “сидячих” профессий, т.е. лица, работа которых не связана с физическим трудом. Суточная потребность в калориях людей этой группы усреднено составляла 3000-3200 ккал.

    Лица физического труда, работающие на механизированных производствах (токари, фрезеровщики). Суточная потребность в калориях людей этой группы усреднено составляла 3500-3700 ккал.

    Лица физического труда, занятые на немеханизированном производстве (слесари). Суточная потребность в калориях людей этой группы усреднено составляла 4000 ккал.

    Лица, занятые тяжелым физическим трудом (шахтеры, лесорубы, грузчики). Суточная потребность в калориях людей этой группы усреднено составляла 4500-5000 ккал.

Однако в дальнейшем было уточнено, что эти величины не являются абсолютными и могут быть внесены различные поправки - лица умственного труда, занимающиеся спортом, должны получать дополнительный калораж; люди, живущие на Крайнем Севере, должны получать повышенный калораж по сравнению с указанными нормами. Также относительно увеличенным должен быть калораж у беременных и кормящих женщин.

Суточная потребность здорового человека в белке - 80-100 г, доля животных белков в рационе должна составлять 55%. При некоторых заболеваниях, в частности почечной недостаточности и остром нефрите, количество употребляемого с пищей белка уменьшают до 20-40 г; из этого количества 60-70% белков могут быть животного происхождения. Содержание белка в продуктах можно определить по специальным таблицам или изучив информацию на упаковке расфасованных продуктов.

Жиры играют важную роль в питании человека, являясь важнейшим источником энергии (1 г жира дает 9 ккал). Жиры выполняют и пластическую функцию - входят в состав клеток и клеточных структур, активно участвуют в обмене веществ. Вместе с жирами организм получает многие необходимые вещества: незаменимые жирные кислоты, лецитин, витамины A, D, Е, К. Жировая клетчатка - это активное депо, обеспечивающее организм энергией в случае необходимости. Вкус пищи улучшается, если в ней присутствуют жиры, а чувство сытости при употреблении такой пищи наступает быстрее.

В среднем здоровому человеку в сутки требуется, в зависимости от возраста и характера двигательной активности, 80-100 г жиров, из них треть должна быть представлена растительными жирами.

Углеводы составляют основную часть нашего питания. Можно сказать, что питание современного человека имеет углеводную ориентацию. Доля углеводов в общей энергетической ценности суточного рациона составляет 50-60%.

Суточная потребность в углеводах зависит от пола, возраста и физической активности человека. В питании здорового человека количество углеводов при достаточно активном образе жизни должно составлять 350-400 г.

Природа, мудро разделив людей на два пола, позаботилась о продолжении человеческого рода. Все анатомические и физиологические особенности организма женщины и мужчины ориентированы именно на это.

Принадлежность особи именно к женскому роду определяется наличием первичных половых признаков, к которым относятся: молочные железы, влагалище с маточными трубами, яичники и матка. Эти органы получили название органов размножения, или репродуктивных органов. Большинство женских болезней связано с патологическими изменениями или различными поражениями, затрагивающими половые органы.

Половые органы женщины подразделяют на наружные и внутренние. К наружным относят половую щель, большие и малые половые губы, клитор, а к внутренним – влагалище, по обеим сторонам которого находятся очень важные железы, выделяющие слизь, способствующую лучшему проникновению мужского члена в женское лоно и тем самым облегчающую прохождение полового акта. Яичники и матка также относятся к внутренним половым органам.

Вульва. Этот термин обозначает наружные половые органы, т. е. малые и большие половые губы, клитор и половую щель. Все они располагаются как бы в преддверии влагалища. Вход во влагалище закрывается девственной плевой, нарушение которой, как правило, переводит девушку в статус женщины. Иногда девственная плева имеет форму месяца, т. е. не полностью закрывает вход во влагалище, и тогда при первом половом акте разрыва (полного ее нарушения) не происходит.

На наружные половые органы женщины падает очень большая нагрузка во время родов. Чем больше женщина рожает, тем больше растягивается вульва. Но в пожилом возрасте, после климакса, вульва вновь может уменьшиться в размерах, т. е. она как бы сокращается. Влагалище представляет собой нижний отдел женской репродуктивной системы, расположенный в области малого таза и соединяющий половую щель с маткой. Стенка влагалища состоит из трех слоев, или оболочек, и является очень эластичной, что особенно важно во время родов. Стенки влагалища за счет выделяемой слизи всегда влажные. Сухость влагалища говорит о каких-то заболеваниях либо о климактерическом состоянии организма женщины.

Клетки влагалища выделяют специальное вещество углеводной природы, которое принимает участие в самоочищении влагалища. Эти вещества в совокупности со слизью обеспечивают механизм самоочищения. При недостатке вырабатываемых гормонов (например, после родов или в пожилом возрасте) механизм самоочищения влагалища может быть нарушен.

Матка представляет собой мышечный орган, который достаточно эластичен и может перемещаться в области малого таза между мочевым пузырем и прямой кишкой. Предназначение матки – вынашивание плода. В обычном состоянии, т. е. когда женщина не беременна, матка имеет форму груши, длина ее составляет около 7,5 см. В полость матки открываются маточные или фаллопиевы трубы, а ее шейка входит во влагалище, которое, как упругое кольцо, плотно ее охватывает. Изнутри матка выстлана слизистой оболочкой и представляет собой мышечный слой с соединительной тканью. Стенка матки состоит из трех слоев: эндометрия, миометрия и периметрия. Возникающие патологические изменения в этих слоях матки приводят к соответствующим заболеваниям, например, эндометриозу. Миометрий играет важную роль во время родов: его сокращения приводят к выталкиванию плода из чрева матери. Эндометрий участвует в периодических циклах, претерпевая определенные изменения, которые получили название менструального цикла (при отсутствии у женщины беременности).

Маточные (фаллопиевы) трубы – это парная труба, по которой яйцеклетка транспортируется из яичников в матку. Внутренняя часть труб покрыта слизистой оболочкой. Маточные трубы начинаются от верхней части матки и заканчиваются свободным отверстием в брюшную полость. Маточные трубы – это место, где яйцеклетка встречается со сперматозоидами, т. е. оплодотворение яйцеклетки происходит в маточных трубах вблизи брюшинного отверстия.

Яичники обычно относят к основным половым органам женщины. Яичники – это половые железы, в которых регулярно вырабатываются яйцеклетки. Яичники – парный орган, имеющий небольшой размер (не больше вишни). Они состоят из огромного количества зародышевых клеток, или фолликул, в каждой из которых находится яйцо. Кроме того, в яичниках вырабатываются стероидные гормоны, которые подразделяются на мужские (андрогены) и женские (эстрогены). При нормальном развитии женского организма большая доля приходится на эстрогены и совсем незначительная на андрогены. Эстрогены в совокупности с гормоном прогестероном контролируют все происходящие в матке на протяжении менструального цикла и беременности изменения. Так, в частности, эстрогены контролируют развитие половых органов, вторичных половых признаков, половое поведение. С возрастом происходят соответствующие изменения в организме. Так, например, по мере старения сокращается число зрелых фолликул, т. е. функция яичников постепенно угасает и прекращаются менструации, женщина теряет способность к деторождению.

Молочные железы (грудь) являются первичным половым признаком женщины. Это парный орган, каждая железа состоит из 15–20 железистых долей, окруженных жировой тканью. Ткань желез претерпевает значительные изменения с возрастом или в связи с гормональными изменениями, а также при определенных физиологических состояниях женщины (беременности, кормлении грудью, перед и во время менструации). Все эти изменения связаны с образованием гормонов в яичниках. В груди располагаются млечные протоки, которые расширяются перед соском, что необходимо для накопления и сохранения молока. Каждый млечный проток опорожняется через отверстие на соске молочной железы.

Функции женских половых органов. Весь организм женщины ориентирован на поддержание и воспроизведение рода. Главной задачей яичников и матки является выработка женских половых гормонов, которые регулируют и определяют весь комплекс процессов (в том числе и поведение), протекающих в организме женщины. Эстроген (женский половой гормон) стимулирует развитие женских половых органов в период полового созревания. Под влиянием эстрогена восстанавливается слизистая оболочка матки во время первой половины менструального цикла. Прогестерон обеспечивает готовность слизистой оболочки матки принять оплодотворенное яйцо. Оба эти гормона управляют месячными циклами. Любое нарушение в стройной системе гормонального управления приводит к значительным патологическим изменениям в женском организме, вплоть до бесплодия.

Природой определено, чтобы женщина выносила, родила и выкормила здорового ребенка, поэтому женский организм имеет специфические особенности.

Репродуктивная, или половая, система женщины включает наружные и внутренние половые органы. К наружным органам относятся большие и малые половые губы и клитор, к внутренним - яичники, фаллопиевы трубы, матка, шейка матки и влагалище.

В репродуктивной системе женщины происходит образование яйцеклетки (яйца); вынашивание плода, развивающегося из оплодотворенной яйцеклетки, и образование половых гормонов - эстрогена и прогестерона. Эстроген и прогестерон необходимы для развития и поддержания женских половых признаков, сохранения и регуляции менструального цикла.

Яичники - железы, содержащие более миллиона незрелых яйцеклеток, - имеются в организме женщины с момента рождения. В яичниках также образуются гормоны - эстроген и прогестерон. Благодаря постоянному циклическому изменению содержания этих гормонов в организме, а также выделению гормонов гипофизом, происходит созревание яйцеклеток и их последующий выход из яичников.

В непосредственной близости от яичников располагаются фаллопиевы, или маточные, трубы - две полые трубки с отверстиями, идущие от яичников к матке и открывающиеся в верхней части матки. На концах труб вблизи яичников имеются ворсинки. Когда яйцеклетка выходит из яичника, ворсинки своими непрерывными движениями стараются захватить ее и загнать в трубу, чтобы она могла продолжать в ней путь к матке. Обычно яйцеклетка попадает в трубу уже после того, как происходит ее оплодотворение сперматозоидом.

В матке происходят рост и вынашивание плода. В нормальном состоянии, вне беременности, матка представляет собой полый орган, имеющий форму груши. Располагается она в полости таза. Во время беременности матка увеличивается.

Стенки матки состоят из слоев мышц. С началом схваток и во время родов мышцы матки сокращаются, шейка матки растягивается и раскрывается и плод выталкивается в родовой канал.

Влагалище - мышечный орган, родовой канал, начинающийся от шейки матки и открывающийся наружу. Главной отличительной особенностью шейки матки и влагалища является их уникальная способность к сокращению и расширению в процессе родов.

В репродуктивную систему женщины входят также молочные железы, состоящие из долек и протоков - молочных ходов, которые объединяются в единый канал, выходящий в сосок. Гормональные сдвиги, происходящие в организме после рождения ребенка, стимулируют образование молока в специальных клетках молочных долек. Через молочные ходы молоко поступает в общий молочный проток, проходящий через сосок.

Начиная с 12-13 и до 50-55 лет в яичниках женщины ежемесячно созревает, как правило, одна (из 400-500 способных к оплодотворению) яйцеклетка. Одновременно под влиянием эстрогена и прогестерона в слизистом слое матки каждый месяц происходят циклические изменения: сначала слизистая интенсивно разрастается, затем набухает, и в ее железах начинает вырабатываться секрет. Так создаются благоприятные условия для яйцеклетки, которая после овуляции (разрыв фолликула и выхождение яйцеклетки за пределы яичника) по маточным трубам (яйцеводам) переносится в матку. Если при прохождении по яйцеводу яйцеклетка встречается со сперматозоидом и оплодотворяется, наступает беременность. Если же встреча с мужской половой клеткой не состоялась и беременность не наступила, разросшийся слой слизистой оболочки матки отторгается и наступает период менструации. Об этом гинекологи образно говорят: «Матка плачет кровавыми слезами по несостоявшейся беременности». В регуляции менструальной функции участвуют кора головного мозга, I подкорковые центры, гипофиз, яичники, матка, маточные (фаллопи- I евы) трубы, влагалище.

Нормальная менструация наступает каждые 21-24 или 28-30 дней, реже - каждые 34 и более дней (у каждой женщины этот интервал в норме постоянен); менструальные кровотечения продолжаются в среднем 3-5 дней.

Следует иметь в виду, что срок наступления менструации может изменяться при стрессах, перемене климатических условий, после инфекционных заболеваний (ОРЗ, грипп и др.).

Период между первым днем последней менструации и первым днем следующей называется менструальным циклом. В нем выделяют две основные фазы: фолликулярную, или пролиферативную (созревание яйцеклетки в фолликуле с последующей овуляцией), и про-гестероновую, или лютеиновую (формирование на месте лопнувшего фолликула желтого тела, гормональная функция которого определяет «готовность матки» к восприятию плодотворенного яйца). В зависимости от фазы цикла изменяется температура в прямой кишке: во время пролиферативной фазы нормального менструального цикла температура колеблется от 36 до 36,8° С, не поднимаясь выше 37"С, а на протяжении лютеиновой фазы наблюдается подъем температуры от 37 до 37,4° С. На знании этой закономерности основано использование биологического метода контрацепции.

Однако появление менструаций еще не означает полной подготовленности женского организма к материнству. Только по достижении 18-летнего возраста женщина может выносить, родить, выкормить и воспитать здорового ребенка без ущерба для его и своего здоровья.