Игры на сабантуй в детском саду. «Сабантуй»

Галия Валиахметова

Ежегодно по всей стране и даже за рубежом, в июне месяце татары устраивают свой национальный праздник – Сабантуй . Сабантуй является любимым и повсеместным народным праздником. Поэтому он празднуется с давних времён по сегодняшний день, прерываясь только во время войн и других тяжёлых периодов жизни.

Национальный татарский праздник Сабантуй - это поистине народный праздник, имеющий тысячелетнюю историю. Раньше он проводился в связи с началом посевных работ, а в настоящее время связан с их окончанием. Даже название праздника говорит об этой взаимосвязи: «сабан» с татарского означает «плуг», а «туй» - торжество.

Цель праздника Сабантуй первоначально заключалась в том, чтобы задобрить духов плодородия с тем, чтобы они помогли уродить земле хороший урожай. Со временем магическое таинство обряда утратило смысл, а татарский праздник Сабантуй стал просто веселым народным праздником. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости.

Я живу в селе Новое Ермаково Камышлинского района Самарской области. Население нашего села и района – в основном - татары. Из года в год во всех татарских сёлах района проходит Сабантуй, а завершением большого праздника является районный, и конечно же, областной Сабантуй. И по традиции мы у себя в детском саду (совместно с начальной школой) проводим

Детский Сабантуй.

Звучит музыка.

Праздник открывают ведущие.

1 вед: Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья,в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, а подарки привязывали к длинному шесту. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

С праздником вас всех, дорогие дети, с весёлым праздником Сабантуем!

2 вед: К нам пришёл сегодня праздник,

Весельчак, батыр, проказник,

Сабантуй, сабантуй,

Пой, скачи, борись, танцуй!

Зазвенел теплом июнь

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днём

Мы станцуем и споём!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодиться здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

На полянке – силачи!

Вот высокий шест стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй – ка в мешке

Пробежаться по траве!

Вёдра, полные воды,

Очень быстро пронеси

Смех, улыбки, шутки пляс –

Всё здесь это есть сейчас.

1 вед: Ребята, а вы знаете, что самое главное состязание сабантуя это- национальная борьба – кэрэш. Вот я предлагаю вам начать наш сабантуй с национальной борьбы – кэрэш и мы с вами определим главного батыра сабантуя.

1. Игра-аттракцион " Перенеси воду в ложке".

Делимся на две команды. Нужно из тазика перетаскать воду ложкой в банку.


2. Игра «Разбей горшок».

Желающий испытать счастья выходит на середину. Ему завязывают глаза и дают в руки палку. Горшок (ведёрко из-под майонеза) устанавливают на расстоянии одного-полутора метров от игрока. Нужно попасть палкой по днищу горшка и расколоть его.


3. Командное соревнование «Перенеси яйцо в ложке» - по принципу эстафеты.

В игре используются небольшие деревянные ложки. Сложность заключается в том, что ложку держат не руками, а зубами.


Самый юный участник игры.

4. Игра-состязание «Бег в мешках» .

Участник одевает мешок и прыгает до указанного места и обратно.



5. Игра «Бег в галошах» .

Нужно пробежать в галошах большого размера.

6. Игра «Армреслинг» .

Участники проверяют силу рук.


7. Игра-состязание «Перетяни канат»

Делимся на две команды, какая из команд перетянет канат на свою сторону.


8. Игра «Бег на лошадях» .

Каждому участнику игры вручается "лошадка". Верхом на ней нужно пробежать дистанцию.


Соревнуются самые маленькие участники.

2 вед: Молодцы, ребята! Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты, соки). Вот и подошёл к концу наш веселый праздник. Спасибо всем участникам и гостям. Желаем всем здоровья и бодрости!

Образовательный процесс в школе - стержень организации детской жизни, а нравственное воспитание - ядро воспитательной системы, сущностный её компонент. Актуальность его как выражение коренных оснований жизни, как основа культуры сегодня очевидна. Именно сегодня мы переживаем упадок гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег.

Протестом против подобных тенденций, губительно действующих на молодое поколение, стала деятельность учителей и других работников образования, культуры, так или иначе связанных с обучением и воспитанием молодёжи. Они воспитывают интерес к отечественной истории, культуре, традициям, приобщают к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди, прославивших Родину героическими подвигами. Историю, народные традиции учителя многих школ сделали эффективным средством нравственного воспитания детей и подростков.

Сельский быт, трудовой уклад жизни всегда были основой общественной нравственности. Ведь именно российское село, в отличие от городов, и сегодня сохранило народные традиции (трудовые, семейные, праздничные), общинность, воспитание детей всем миром. Поэтому сельская школа может стать первопроходцем в создании этнопедагогической системы обучения и воспитания учеников, включающей в себя культурные, духовно-нравственные, проверенные и отфильтрованные временем ценности разных народов, наций и этносов нашей страны. Сущность системы - в умелом, педагогически выстроенном использовании народных культур.

И.В. Киреевский писал: “Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить особенность умственной жизни народа так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю... Забыть это правило - всё равно, что уничтожить народ. Ибо что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях, сердечных и умственных, в его религиозных, общественных и личных отношениях, - одним словом, во всей полноте его жизни. Отсюда ясно, что и воспитание должно быть утверждено на них, дабы принять характер народный”.

Как же построить образовательный процесс, способствующий воспитанию гражданина, патриота, осознающего причины исторических катаклизмов, не сваливающего вину за негативные процессы современности на дедов и отцов? Как сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения? Как воспитать нравственного человека?

Чтобы успешно воспитать детей на народных традициях в нашей школе проводятся различные мероприятия: “Навруз”, “Сабантуй”, “Сумбеля” (“Осенний бал”), “Вечеринка” (“Аулак?й”); отмечаются даты рождения писателей и поэтов – наших земляков, например: “Праздник стихов”, посвященный дню рождения Г.Тукая; Гарифа Ахунова и др.

Спортивный праздник “Малый Сабантуй”.

  • Воспитание человеческих ценностей: патриотизма – любви к Родине, природе, людям, уважение к ее истории; толерантности – приятие других наций, народов; трудолюбия, честности, доброты.
  • Развитие: ловкости, силовых качеств, выносливости.
  • Дать первоначальные сведения о празднике “Сабантуй”, продолжить ознакомление с традициями татарского народа.

Инвентарь.

  1. Детские ведерочки (майонезные) с водой.
  2. 2. мешка, набитые соломой.
  3. Теннисные мячи (3шт.)
  4. Мишень.
  5. Пустые мешки.
  6. Деревянные ложки, шишки.
  7. Веревка.
  8. Гири (гантели).
  9. Скакалки.

Использованная литература.

  1. Г.Батурина, К.Лисова, Г.Суворова. “Нравственное воспитание школьников на народных традициях”. М.: народное образование, 2002г.
  2. А.Г.Аксёнова. “Радуга”Хрестоматия по татарской литературе для 1-4 классов русских школ. Казань. Изд. “Магариф”. 1995г.
  3. Э.Блинова “Сабантуй”. Казань. Татарское книжное издательство. 1984г.
  4. Начальная школа”. Ежемесячный научно-методический журнал.
  5. “Начальная школа”. Приложение к газете “Первое сентября”.

Место проведения. Спортивная площадка.

Время проведения. Конец учебного года.

Ход праздника

Рассказ учителя.

Как нельзя представить греков без олимпийских игр, испанцев - без их национального зрелища - корриды, латышей - без праздника лиго, русских - без масленицы, украинцев - без купальских обрядов, японцев - без праздника цветения сакуры, так невозможно говорить об образе жизни татар без сабантуя - праздника весеннего обновления природы, корнями своего происхождения уходящего в глубь веков. Сабантуй, не затерявшийся в пучине времени, донесший свой аромат, краски до наших дней, ежегодно отмечается в июне - после завершения сева, символизируя преемственность прошлого, настоящего и будущего, объединяя вокруг своего открытого майдана людей всех возрастов и профессий, наций и верований.

Известный французский политолог, журналист и писатель Кенизи Мурад во время одного из своих приездов в Татарстан в связи со сбором материала для книги о великом сыне татарского народа Мирсаиде Султан-Галиеве, побывав на казанском сабантуе в Березовой роще, такими словами выразила свое восхищение увиденным:

Сабантуй - это чудо! Вы только взгляните на участников и гостей праздника: они оставили дома весь груз своих повседневных забот и проблем. Сколько радости, бодрости и доброты на их лицах!

По ее мнению, сабантуй, как и джадидизм (течение светского просвещения в исламе), является достойным вкладом татарского народа в копилку общечеловеческих ценностей. Трудно не согласиться с такой оценкой знатока Востока, в чьей родословной причудливо переплетены гены потомков пророка Мухаммеда и турецких султанов!

Истинно народная природа, дух сабантуя, задевая самые сокровенные струны нашей души, исподволь содействуют сохранению и укреплению межнационального согласия и сплочения, социальной стабильности. Поэтому отнюдь не случайно сабантуй был включен в список законодательно утвержденных общереспубликанских праздников.

1-й ведущий. Только раз в жизни бывает свадьба, а Сабантуй – “свадьба плуга” - только раз в году. Как невеста, готовится к ней деревня: достаются наряды, собираются подарки, созываются гости.

2-й ведущий. Сабантуй… История его богата, смысл его глубок. Что касается названия, то у слова “сабан” есть два значения – это свадьба, и весенний сев. “Туй” же – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, дань поклонения ей.

1-й ведущий. Любит Природу татарский народ, уважает ее – об этом говорят и другие наши праздники: Науруз – встреча весны или Сомбеля – праздник урожая, Сабантуй же - самый веселый и самый любимый из них.

2-й ведущий. Сабантуй проводится в самое красивое время года -июне. Посмотрите, как прекрасна природа в эту пору: расцвела она всем своим цветом, распустилась каждым листочком. Воздух напоен тысячей ароматов, все пропитано радостью жизни, дышит покоем и любовью.

1-й ведущий. Прихорашивается и деревня перед Сабантуем. Сияет она окнами чисто вымытых домов, румянится пирогами; ликует, поет ее душа звуками гармоней – праздник!

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник всеобщий, и готовятся к нему всем миром. Накануне праздника можно увидеть необычное и красочное зрелище: по всем домам собираются подарки для победителей Сабантуя. платочек, вышитый руками юной девушки, полотенце, бережно хранимое бабушкой в сундуке, отрез материи джигиту на рубашку – каждый дарит толику своего тепла, тепла, которое согреет всех.

1-й ведущий. С утра, оставив все свои дела и заботы, народ стекается к месту Сабантуя – на большой зеленый луг. Нарядно одетые люди, празднично разубранные кони, всюду смех, веселье, песни…

2-й ведущий. Сабантуй – это праздник земледелия. Поэтому и начинается он только после символического ритуала. В деревянный плуг впрягается лошадь, и прокладывается первая борозда. Праздник вступает в свои права!

1-й ведущий. Сабантуй – яркий и самобытный праздник татарского народа – собрал в себя все лучшее из далекого и настоящего.

2-й ведущий. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан с изумлением описал этот булгарский праздник в своих трудах.

1-й ведущий. Праздничные игрища с состязаниями, песнями и танцами испокон веков проводились по окончании весенних полевых работ. Сабантуй – это праздник труда и надежды. Здесь проводятся итоги, празднуются победы.

2-й ведущий. Вот такой он наш Сабантуй – вечный праздник земледелия. Хорошо отпразднуешь его, порадуешь, отблагодаришь Мать-природу – будет хорошим и урожай. Взойдут всходы, заколосятся нивы… В довольстве пройдет зима – а там и снова весна, снова – сев. И опять соберет нас на праздник веселый Сабантуй.

Сколько праздников помнит великая Волга:
Сколько радостных песен звучало над ней!
Каждый камень Казани запомнил надолго,
Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Пусть остались в веках на широких майданах
Переливы напевов и отблеск зарниц.
Праздник жив! Я сегодня опять в Татарстане
Свет и радость сияют на тысячах лиц.

Снова песни звучат, скачут кони, как прежде,
И батырам своим рукоплещет народ.
Сабантуй! Эго праздник труда и надежды.
Только в сердце открытом веселье живет.

Ну, а ты - настоящий батыр?
Если да, айда на майдан!
Полотенца за пояса друг другу
И давай плясать по кругу! (Э.Блинова)

2-й чтец. 3-й чтец.

Дом, в котором мы живём,
Это очень шумный дом.
После разных дел с утра –
В нем всегда идет игра!

А на празднике, друзья,
Нам без игр никак нельзя.
Больше страсти, больше смеха
Пусть вовсю идет потеха!

4-й чтец. 5-й чтец.

Всем нам, без сомнения,
Сейчас хорошо,
Что день Сабантуя
Сегодня пришел.

И всех мы поздравляем
Со всею душой
И весело справим
Наш праздник большой.

Здесь будут веселье,
И шутки, и смех.
На праздник к себе
Приглашаем мы всех!

Игры-соревнования.

1.“По водицу”. Игроки берут ведерочки, наполненные водой, бегут до флажка и обратно.

Побеждает игрок, прибежавший первым и не пролившим воды.

Мы возьмем ведерки,
Да и в путь-дорожку,
Поможем взрослым
Натаскать водицу.

2.“Бой на бревне”

Поочередно нанося друг другу удары мешком, наполовину наполненным сеном, каждый из участников пытается свалить противника с бревна.

Эти соревнования проводятся по олимпийской системе: проигравший сразу выбывает из дальнейшей борьбы. Высота бревна должна быть не более 1м. Держаться свободной рукой за бревно запрещается.

Я сижу на бревне,
Как джигит на коне,
А лицом ко мне, -
Как джигит на коне,
Мой дружок на бревне.
Не булатные клинки,
А с соломой мешки
Держим перед собой...
Начинается бой. (Э.Блинова)

3. “Меткий стрелок”

На расстоянии 5м от игрока ставится мишень (воздушный шарик). Игрок три раза кидает в шарик мячиком. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

А теперь разрешите начать,
Остальных я прошу помолчать.
Кто три раза метко в мишень попадет,
Тот победу в состязании найдет.

4. “Бег в мешках”

Участники этого состязания, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, они начинают скачками продвигаться к финишу.

Бег в мешках проводится на установленную дистанцию. Победитель определяется по лучшему показанному времени.

5. “Бег с ложками”

На старте участникам дают по деревянной ложке и шишке.

До начала состязания они должны, положив в ложку шишку, зажать ее в зубах. Задача участников заключается в том, чтобы прибежать первым, не выронив при этом шишку. Поддерживать руками ложку запрещается. Уронивший шишку, лишается права на получение приза.

Себе на зиму белка
Запасы собрала.
Грибы, орехи, шишки
К себе в дупло несла.
Мы в этом ей поможем
И шишек ей принесем.
Хотя немного странным
Для белочки путем.
Положим шишки в ложку –
И поскорей в дорожку.

6. “Шест”

Чтобы на него залезть,
Много каши надо съесть.
Наверху висят сапожки -
Ну, ещё! ещё немножко
Подтянись! подтянись!..
Но опять сползаешь вниз.
Не сдавайся, молодец,
Есть и у шеста конец!

(Э.Блинова)

7. “Подарок”

На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы(карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает.

А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Ножницы в руки, друзья, -
Отрежь подарок для себя!

8. “Силач”.

В забаве этой важен труд:
Прием, усилие, сноровка.
Тот вверх возьмет, кто больше раз
Поднимет эту гирю ловко.

9. “Кто кого перескачет”

Машут мне ветвями липы,
Улыбаются цветы.
Если будешь закаленным,
Все на свете сможешь ты!
Веселей скачи, скакалка,
Где скакалка – там закалка!

10. “Музыкальная”

Участники выстраиваются в круг, начинают исполнять каждый свою песню (кто кого перепоет).

Сценарий праздника «Сабантуй» в детском саду

(средняя группа)

Задачи праздника:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа: дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в состязаниях;

Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Предварительная работа с детьми:

К празднику площадка украшается шарами, флажками, красивыми полотенцами и платками с татарским орнаментом. Звучит татарская плясовая. Дети встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята! а какой сегодня у нас праздник?

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно! Сегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй - это праздник труда, праздник радости и счастья. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ. Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей: молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан. Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.

Мы сегодня с вами тоже подготовились - Какое у вас настроение?


Дети: отличное!

Ведущая: Молодцы!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Песня «Сабантуй»

(Выходит джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходил я мимо вашего детского сада и услышал, как вы веселитесь, как звонко поете.

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок!»

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок!»

Молодцы!

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!!!

(бег в мешках)

«Бег с ложками»;

Джигит: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!!!

(бег с ведрами)

«Бой горшков»

«Перетяни канат »;

(битьё горшков и перетягивание каната)

Джигит : Молодцы, ребята! Вот вам подарки (раздает детям платочки, украшенные татарским орнаментом). А мне пора в дорогу. До новых встреч!

Ведущая Вам понравилось!? (ответы детей) Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты) На этом наш праздник окончен!

Сау булыгыз! До свидания!

Проведение национальных игр «Сабантуй»

(Проведение национальных игр на площадке).
Программное содержание . Закреплять знания о национальных праздниках Республики Татарстан, развивать дальнейшие стремления детей к познавательной деятельности о традициях своего народа. Закрепить знания о видах национальных игр. Развивать физические качества детей: быстрота, ловкость, выносливость, сила; умение самостоятельно организовывать игры и упражнения. Воспитывать уважение к старшему поколению, гордость за культурное наследие, самоотверженность, дружбу между народами.
Предшествующая работа . Беседа об истории праздника «Сабантуй», о национальных видах состязаний.
Место проведения . На площадке.
Методы и приемы . Соревнования, беседа, игры.
Оборудование : Платки 2шт.; гимнастические палки 2 шт.; средние ведерки 2 шт.; деревянные ложки 2шт.; резиновые яйца 2шт.; ориентиры – кегли 6 шт.; канат 1 шт.; мячи средние 2 шт.; обручи 2 шт.; мешки 2 шт.; «туннель» 2шт.
Структура праздника :
1.Приветствие гостей праздника.
2.Беседа о названии, особенностях и истории праздника.

3.Беседа о видах соревнования.
4.Соревнования, игры.
5.Подведение итогов праздника.
Ход :
Ведущий 1 : Здравствуйте! Добро пожаловать на наш праздник «Сабантуй»! Скажите, пожалуйста, откуда он берет свое название, как переводится?
Дети и родители : Сабан – плуг, туй – свадьба, праздник.
Ведущий 2 :Верно, наши прадеды называли этот праздник «Праздник плуга». А сможете ли вы назвать дату его проведения, с чем связано?
Дети и родители : После завершения посевных работ на полях, в конце мая начало июня, люди широко отмечали это событие.
Ведущий 1: Какие национальные виды соревнований, состязаний можете назвать?
Дети и родители : Куреш (борьба), скачки на конях, бег в мешках, бег с яйцом, залезание на шест, бег с коромыслом.
Ведущий 2 : Правильно, и мы с вами посоревнуемся. Состязание называется «Бег с яйцом». Два человека должны быстро оббежать флажок и, не уронив яйцо с ложки, вернуться на исходную позицию.
Ведущий 1 : Молодцы! Следующая эстафета «Поезд в тоннель». Каждый участник команды пробирается через такой тоннель, добегает до обруча, дотрагивается до мяча в нем, и свободным бегом добирается до места старта. Следующий участник проделывает то же самое. Побеждает команда, первая пришедшая на место старта.
Ведущий 2 : Вы ловко справляетесь заданиями. Следующая эстафета называется «Кенгуру», так как передвигаться необходимо, как эти забавные животные. Мяч зажать коленями и большими прыжками обскакать кегли, на месте старта мяч передается другому участнику. Команда, не выронившая мяч и первая пересекшая линию, становиться победительницей.
Ведущий 1 : Как дружно и слажено соревнуются в командах папы и мамы, дедушки и внуки! А кто из вас подскажет, как называется следующий конкурс, если я покажу канат?
Дети и родители : Перетягивание каната.
Ведущий 1 : Правильно. Проверим, чья семья окажется дружнее и победит в состязании?
Дети и родители : Конечно!
Ведущий 1 : В этом конкурсе победили и самые сплоченные, и самые добрые команды. Молодцы!
Ведущие : Мы рады видеть, что для вас «Сабантуй» - это, прежде всего, семейный праздник! Радостно осознавать, что вы помните и чтите национальные традиции, знаете историю образования татарских праздников. Желаем вам оставаться такими же умными, дружными, смелыми, умелыми!

Сценарий праздника Сабантуй (на участке детского сада)

Музыкальный руководитель Вагапова Альмира Мударисовна

МАДОУ №8

Звучит татарская плясовая музыка. Площадка украшена по - праздничному: разноцветные шары, флажки, плакаты.

Ведущая :

Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Ребята, а какой сегодня праздник?

Дети : Сабантуй!

Ведущая : Правильно.

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.

Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Песня-танец «Шома бас».

(5 нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №9, 10.)

(Выходят дети рассказывать стихотворения)

1 ребёнок:

Бүген бездә Сабантуй -

Эшләреңнең барын куй!

Тизрәк йөгер мәйданга,

Бәйрәм башлана анда.

2 ребёнок:

Будем мы соревноваться,

Будем с вами мы играть,

Кто сильнее, кто быстрее,

Сможем сегодня мы узнать.

3 ребёнок:

Күңелле Сабан туйлары,

Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.

Матур җырлар җырлый-җырлый

Уйныйбыз әйлән-бәйлән.

Җыр”Сабан туе ”.

(Диск «Бииләр итек читекләр”, 4, (22) , Гөлшәт Зәйнәшева сүзләре.)

Ведущая:

Ой, как всё красиво, летом. И цветы, и бабочки. ..

Ребята, а вы играть любите. Давайте поиграем.

Игра “Попрыгаем” .

Давай с тобой попрыгаем.

Раз, два, три!

И ножками подрыгаем.

Раз, два, три!

И ручками похлопаем.

Раз. Два, три!

Давай с тобой покружимся.

Раз, два, три!

И мы с тобой подружимся.

Раз, два, три!

(Танцуя под фонограмму, появляется девчушка-веселушка.)

Веселушка:

Я - девчушка-веселушка,

Непоседа, Хохотушка,

Молоды мои года.

И душой я молода.

Ни минуты не скучаю

И другим скучать не дам!

Танцевать, шутить люблю,

Всех кто рядом, веселю. (танцует)

Веселушка:

Не люблю сидеть на месте.

Петь люблю смешные песни.

Ну, а вы поете здесь?

Среди вас артисты есть?

Өй алдында чебиләр ” - инсценировка.

(Диск -Туган җиремә, 4(16) . , Р. Урманов көе, Я. Игәнәй сүз.)

Өй алдында чебиләр”.

1. Ишегалдында иртән

Сап-сары күлмәк кигән.

Нәни генә бер чеби

Аптырап елап йөри.

Чип-чип чебиләр

Аптырап елап йөри.

2. Корт эзләп ара-ара

Ераккарак киткән ул.

Иптәшләрен югалткан

Һәм адашкан икән ул.

Чип-чип чебиләр

Һәм адашкан икән ул.

3. Бик жәлләдем мин аны

Аннан тотып сак кына.

Илтеп куйдым чебине

Башкалары янына.

Чип-чип чебиләр

Башкалары янына.

Веселушка :

Пели громко, пели дружно

Пели так, как было нужно!

(раздается стук в дверь)

Ведущая: Новый гость? Кто там такой?

Сходи, Милая открой!

(Входят Шурале и Су анасы )

Су анасы: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Шурале : Здравствуйте, ребятки. Проходили мимо вашего детского сада и услышали, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете.

Су анасы : Захотелось нам зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете? А какой праздник?

Дети: Сабантуй!

Шурале : (грустно) Тут как интересно, весело.

Я всегда сижу один.

И ни с кем я не играю.

Не пою? Стихов не знаю!

Ведущая : Не танцуешь?

Шурале :

Просто лень,

Только плачу целый день.

В уголке один вздыхаю

И от скуки помираю. (плачет)

Ведущая:

Ты дружочек, не печалься

Ты, дружочек, не скучай. .

Поскорее вылезайка.

Снами вместе поиграй!

Игра “Шурале” .

Шүрәле жырлый.

Бигрәк озын кулларым,

Күзләрем йөреп тора.

Килеш -килбәтемне күргәч,

Көләсен килеп тора.

Мин Шүрәле, Шүрәле,

Чакыргач килдем әле.

Онытып үпкәләрне,

Келдереп алыйм әле.

Балалар җырлый.

Ачуланган, турсайган

Шүрәлене күр әле.

Онытып килгән инде,

Былтыргы үпкәләрне.

Әй, Шүрәле, Шүрәле,

Безнең яңга кил әле.

Син яхшы бит,

Син әйбәт бит,

Бергәләп уйныйк әле.

Шурале :

Очень весело играли

И не капли не устали.

Вам признаюсь, между прочим,

Мне понравилось тут очень!

Су анасы :

Ребята, а вот мне интересно, этот праздник - Сабантуй когда проводят?

Дети: Летом!

Су анасы : Ой как здорово. А. я, лето очень люблю.

Летом можно загорать.

И на травке полежать,

За грибами в лес сходить.

В речке рыбы наловить.

Снова лето к нам пришло-

Это очень хорошо!

Дети, а вы знаете как комарики пищат?

А как мухи жужжат?

Как птички поют в лесу?

А кукушка кричит на суку?

Как лягушка квакает?

Ой, какие молодцы!

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин : Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин : Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

1. Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это... (грач) .

2. Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

ЭтоПетя... (петушок) .

3. Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках... (морковка) .

4. Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём7

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко... (подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные!

Ведущая : А ты хочешь с нами поиграть?

Хаджа-Насретдин: Конечно, давайте поиграем.

Игра “Чума үрдәк, чума каз” .

(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16.)

Ведущая: А ещё мы споем для тебя песню.

Җыр “Әйлән-бәйлән ”.

(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16. ,Ф. Әбүбәкеров музыкасы, Р. Миңнуллин сүзләре) .

Ведущая : Хаджа-Насретдин наши ребята и гости пришли сюда поиграть и посоревноваться. А ты хочешь с нами?

Хаджа-Насретдин: Да, я всех сильнее и ловчее.

Ведущая: Тогда выходи с нами на большой майдан и посоревнуйся. Приглашаем всех на спортивную площадку.

Игры-соревнования:

    «Бег ведрами»;

    «Бег с ложками»;

    «Бой горшков»

    «Бег на лошадях»;

    «Перетяни канат »;