Кл час на тему дружба. Классные часы о дружбе

Классный час «Дружба»

Цели:
1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
2. Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости,печали.
4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:
1.Осмысление детьми сущности понятия «дружелюбие».
2.Развитие способности формулировать суждения,
аргументировать точку зрения, формировать адекватную самооценку.
3.Формирование собственной позиции в отношении важности дружбы в жизни людей.

Пояснительная записка

Основной задачей воспитания в начальной школе является сплочение детского коллектива, формирование товарищеских взаимоотношений, умения дружить. Ведь дружба дарит ребенку не только близких по интересам людей, но и дополнительную возможность научиться уважать другого человека, доверять ему. Именно при дружеских отношениях ребенок учится полноценному общению. Однако дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность, сопереживание.

Ход классного часа

Учитель:
- Добрый день. Нашу встречу я бы хочу начать со сказки. (Звучит музыка рассказываетсясказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущеннуюмнеБогомжизнь.
Подумал волшебник и сказал
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: - А кого выбрали бы вы? Почему?
(Звучи музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
Учитель:- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
Учитель:- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
- Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Дети высказывают свои предположения.)

Учитель:«Рукудружбыпротяните
Вглазадругдругупосмотрите
Пустьлюбовьвсердцахувасвсегдазвучит
Дружбакрепкаянасвсехобъединит»

2. Знакомство со стихотворениями о дружбе и беседа по их содержанию:
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствуе тплечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беден не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Учитель:- Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости,
которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
Ларошфуко

Учитель:-- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

Ребята, сегодня нам хорошо знакомо слово «друг». А вот как оно возникло? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».

Чтец:
Когдаещёниктонезналнислова –
Ни«здравствуйте»,ни«солнце»,ни«корова» -
Соседямдревнийчеловекпривык
Показыватькулакилиязык
Икорчитьрожи(чтоодноитоже),
Но,словомсталгортанныйрезкийзвук,
Осмысленнейлицо,умнееруки,
Ичеловекпридумалслово«друг»,
Сталдругаждатьитосковатьвразлуке.
Емуспокойнозадрузеймоих.
Какжилбыя,чтоделалбыбезних?
Друзей–людей,которыхялюблю,
Яникогданичемнеоскорблю.

Учитель:- Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья?
- С любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Чтец:

Нестойвсторонеравнодушно,
Когдаукого-тобеда.
Рванутьсянавыручкунужно
Влюбуюминуту,всегда.
Иесликому-топоможет
Твоядобротаидружбатвоя,
Тысчастлив,чтоденьненапраснобылпрожит
Насветеживешьтынезря!

3.Творческое задание: «Настоящий друг»
Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (ребята делятся на группы)

СИТУАЦИИ

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Учитель: - Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2."Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Учитель: - Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Учитель: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг?

4.Письменнаяработа:«Письмодругу»
Попросите детей написать на листочках, не подписываясь, письмо другу. В этом письме дети должны написать свои мысли и мечты о дружбе, и чем они хотели бы заниматься со своими друзьями. Педагог собирает листочки и вывешивает их на стенд и дети в течении недели читают письма о дружбе. В результате этого задания, каждый может проанализировать, насколько его мысли и увлечения близки одноклассникам.
Чтец:
Раздаютсяпоройголоса,
Чточудесникакихнеимеется.
ЕстьнаЗемлечудеса,
Ноихнадонайти,разумеется.
Дружба–главноечудовсегда.
Стооткрытий–длявсехнастоящие.
Илюбаябеданебеда,
Еслирядомдрузьянастоящие.

Такдавайте,давайтедружить,
Пустьнеразнамстихиэтивспомнятся.
Еслидружбойвсегдадорожить,
Толюбоежеланьеисполнится.

Учитель: - Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.
- Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.
- Каких карточек больше?
- На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)
Чтец:
Еслиестьдрузьянасвете –
Всепрекрасно,всецветет.
Дажесамыйсильныйветер,
Дажебурянесогнет.

Мыивдождь,ивснег,ивстужу
Будемвеселошагать.
Прилюбойпогодедружим–
Дружбыэтойнепорвать.

Илюбойизнасответит,
Скажутвсе,ктоюнисмел:
Мыстобойживемнасвете
Дляхороших,славныхдел.

5. Творческая работа «Дерево дружбы».
Учитель: - Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.
1. Не обзывай и не унижай своего друга.
2.Помогай другу в беде.
3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
4. Не предавай своего друга.
5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6. Будь внимателен к своему другу.
7. Умей уступать своему другу.

6.Игра«Клубочек».
А сейчас я прошу всех детей выйти на середину класса. Мы поиграем в игру «Клубочек». (Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Сережа, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг)
8. Песня «Мир похож на цветной луг»
9. Подведение итогов
Учитель: - Наш сегодняшний день о дружбе закончен. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». Спасибо за занятие.

    Практическая реализация. Данное внеклассное мероприятие поможет учащимся относиться друг к другу с уважением, приобрести навыки работы в сотрудничестве. Учащиеся смогут понять, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют школьные друзья в их жизни.

  1. Анализ итогов мероприятия. Данное внеклассное мероприятие соответствует возрастным особенностям и интересам учащихся. Применение компьютерных технологий, работа в группах, коллективная и творческая работа мотивируют учащихся к настрою в ходе внеклассного мероприятия. Все виды работ направлены на сплочение коллектива и формирование понятия «школьная дружба». В конце занятия подготовлена выставка книг, в которых рассказывается о настоящей дружбе. Я думаю, что в данном внеклассном мероприятии удалось решить поставленные цель и задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся.

Классный час для учащихся 1-4 классов. Тема: «Что такое дружба? Умеете ли вы дружить?»

Ельтинова Алла Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СШ №11, г. Волгодонск

Описание. В данной работе затронута проблема «дружбы», умение дружить.


Материал может быть использован учителями и учениками на классном часе, в беседе, диспуте со школьниками.
Педагогическая цель: побудить учащихся к рассуждению о дружбе, раскрыть идею бескорыстия в товарищеских и дружеских отношениях.
Задачи:
- раскрыть содержание понятий «друг», «товарищ», «дружба»;
- учить оказывать взаимную помощь в учении и труде;
- воспитывать уважительное отношение к людям.
Форма: коллективная
методы: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины:
«друг», «товарищ», «дружба».
Оборудование: интерактивный комплекс (проектор, компьютер, экран); музыкальное сопровождение: аудиозапись «Когда мои друзья со мной» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Настоящий друг» (муз.В.Шаинского, сл. М.Пляцковского), «Дружба крепкая» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского); презентация на тему: «Что такое дружба?» На уроке изобразительного искусства учащимися были нарисованы листочки липы. Ствол дерева. Инструментарий для рисования.
Определения ключевых понятий:
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь (толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Литература:
1.Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/сост. М.А.Козлова.-М.: Издательство «Экзамен»,2009.
2.Окружающий мир. 1 класс: система уроков по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова/сост. Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Строгонова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) - М.: Педагогическое общество России, 2006.
4. Классные часы в 1 – 4 кл. (Авт.-сост. И.В. Персидская, Г.А. Фонова и др.)– Волгоград: Учитель, 2007.

Ход занятия

1.Вступительная часть
Загадка.
Кто в беде тебя не бросит,
Но и лишнего не спросит? (Друг.)


2. Сообщение темы занятия. Слайд.1


Сегодня мы будем говорить о друзьях, о дружбе, о товариществе и об умении дружить.
Слайд.2
Прочитайте эпиграф на доске
Если дружба закончилась, значит, ее и не было. Марк Твен.
Как вы понимаете это выражение?
Слайд.3
Прослушивание аудиозаписи с фрагментом песни «Когда мои друзья со мной»
Слайд.4


Вопросы:
- Ребята, вам понравилась песня? А чем?
- О чём эта песня? (о друзьях).
-Кто такой друг?
-Есть ли у вас друзья?
-Зачем нужны человеку друзья?
Слайд.5 Хоровод

Посмотрите на экран и скажите, как вы понимаете этот «хоровод»


- С кем в согласии должен жить человек? (С другими людьми, с природой).


3. Основная часть


а).Чтение стихотворений учащимися о дружбе.
***
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
***
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
***
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…
Валентина Кошелева

- Как ведёт себя надёжный друг?

В подтверждение ваших ответов, прочитаем цитаты о дружбе.
б). Чтение цитат о дружбе Слайд.6
Прочитают цитаты по цепочке дети 1 ряда. Читаем и сразу объясняем, как мы понимаем эти выражения.
Крикни - услышит любой, прошепчи - услышит ближайший, но только настоящий друг услышит тебя, когда ты молчишь …
В радости друзья узнают нас, в несчастье мы узнаем их.
Дружба не услуга, за нее не благодарят.
Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без кого плохо…
Если дружба закончилась, значит, ее и не было. Марк Твен.
Настоящий друг - это тот, кто знает про тебя всё, даже самое плохое, но всё-таки уважает тебя.
Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного друга.

Ребята, как вы думаете: друг и товарищ это одно и то же?
Ответы учащихся.
в). Ключевые понятия, их значение . Слайд.7
Посмотрите на экран. Прочитают учащиеся, сидящие на 2 ряду. (Чтение вслух)
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь

г).Инсценировка рассказа В.Осеевой «Три товарища».
В.Осеева. «Три товарища».


Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. (Автор)
- Почему ты не ешь?- спросил его Коля.
- Завтрак потерял
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого пирога. - До обеда далеко ещё!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
д). Вопросы:
- Кто из мальчиков поступил по-товарищески? Почему?
- Объясните, можно ли всех мальчиков назвать настоящими друзьями?
е). Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого «Два товарища».
Л.Н.Толстой «Два товарища».

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего - он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.


ё).Анализ басни
Вопросы:
- Можно ли назвать этих ребят настоящими друзьями? Почему?
(Настоящие друзья в беде не бросают).
- Как можно было по-другому поступить?
- Какая пословица подходит к этим произведениям?
ж). Пословицы. Слайд.8
Читают ученики 2-го ряда по цепочке, объясняют.
Дополняют ответы все желающие учащиеся.
Друг познаётся в беде.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один в поле не воин.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Человек без друзей, что дерево без корней
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Ответы учащихся.
Друзья должны помогать в беде.
з).Прослушивание аудиозаписи фрагмента песни «Настоящий друг» (муз. В.Шаинского, сл. М.Пляцковского).
Обсуждение понятий «друг», «дружба», «товарищ».
Вопросы:

- Кто такой настоящий друг?
- Как вы понимаете слово «дружба»?
- Кого можно назвать товарищем?
- Ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг?
3.Закрепление ( посредством выполнения творческого задания).
В центре доски ствол дерева с веточками, но пока без листочков. Слева и справа написаны слова: грубость, отзывчивость, верность, терпение, сочувствие, обидчивость, честность, ябедничество, жадность, доброта, доверие, зависть, взаимопонимание.
Задание:
Назовите качества, которые соответствуют «настоящему другу».
Давайте исключим слова, которые не относятся к настоящей дружбе (дети называют, учитель вытирает).
А теперь возьмите в руки листочки липы, которые вы нарисовали на уроке изобразительного искусства. Переверните их и напишите те качества, которые должен иметь ваш друг.
Сейчас каждый из вас прочитает те качества, которые написал. Выйдет к доске, повесит листок на дерево.
Ученики по одному выходят к доске, находят подходящее место для своего листочка, прикрепляют магнитом свой листик.


4.Микроитог.
Ребята, посмотрите, какое чудесное дерево - символ дружбы, у нас получилось!!!


Такой должна быть ваша дружба: крепкой, настоящей, прекрасной!!!
Конечно же, друзья должны быть настоящие: верные, надёжные, такие, о которых мечтает каждый из вас. А чтобы всегда дружить и не ссориться, нужно помнить правила дружбы.
5.Разгадывание кроссворда.


Кроссворд «Дружба» (на доске)


– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.
Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)

7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?
Запомните правила дружбы.
6.Чтение стихотворений.
Слайд.9 Правила дружбы в стихах. (Читают учащиеся наизусть)
Всем, кто старше, помогай,
Из беды ты всех спасай.
И на суше, и в воде
Добрым будь всегда, везде.
* * *
Ты с товарищем не ссорься,
Не завидуй никогда!
Сделал плохо, исправляйся,
Честным будь везде, всегда!
* * *
Ты спасибо говори
Людям всем, кто помогает.
И, пожалуйста, не ври –
Ложь никто не уважает.
* * *
Будь весёлым, озорным,
Добрым, вежливым, не злым,
Не драчливым, не капризным –
Будешь нужен ты Отчизне!
Человек без друзей, что дерево без корней.
7.Послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: как вам удаётся жить. Никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся. На листе было написано слово «понимание».
Что это значит? (т.е. относись с пониманием к другу, умей понять его, выслушать, посоветовать.)
Вывод: умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке! Не обманывайте друзей, не ссорьтесь, цените и берегите дружбу. Не зря гласит народная мудрость: «Нет друга - ищи, а нашёл - береги».
8.Проектная деятельность.
Задание.
Нарисуйте рядом с собой настоящего друга.

Классный час на тему: «Дружба»

Цель : воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Задачи:

Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;

Формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

Формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Оборудование: компьютер, аудиторская доска, карточки красного и желтого цветов, цветок «ромашка».

Ход классного часа

Добрый день, дорогие ребята, гости званные и желанные! Вы присутствуете на классном часе «Дружба».

Ученик 1:

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Классный руководитель:

Ребята, о чем это стихотворение?

Классный руководитель:

Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее?

Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

Что же такое дружба? Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

Классный руководитель:

А сейчас мы с вами будем решать следующую проблему: настоящий друг, какой же он? На доске написаны слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный. Вы должны в течении 5 минут продолжить предложение, с использованием этих слов. Вы будите записывать ваши предложения на доске. Тем самым узнаем, какой же он – настоящий друг?

Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать «настоящим другом». (дети читают составленные предложения)

Ученица 1:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день

не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

Классный руководитель:

Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из- за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

У слова “сочувствие” есть очень близкое по значению слово. Вспомните, какое? (“Толерантность”).

Понятие “толерантность” более широкое. Что оно означает?

Толерантность

Терпение

Понимание

Уважение

Снисходительность

Принятие чужого мнения

Ученица 2:

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Классный руководитель:

Давайте сейчас попробуем проявить лучшие свои стороны при разрешении проблемных ситуаций. (обсуждение ситуаций)

Ситуации:

1. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их Лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают»

Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?

2. “Плохо”.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! удивлялись мальчики.

Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Я Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Классный руководитель:

А теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щечки красненькие,

И у тебя щечки красненькие.

У тебя губки аленькие

И у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются)

(звучит отрывок из песни “Все мы делим пополам”)

Классный руководитель: О дружбе сложено много пословиц. Пословицы рассыпались. И вам будет необходимо собрать их. (класс делятся на две группы, дети собирают пословицы. Затем объясняют смысл пословицы. звучит музыка)

Друзья познаются в беде.

Друга на Деньги не купишь.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

(ученик читает стихотворение)

Ученик 2:

Что чудес никаких не имеется.

Есть на Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется.

Дружба - главное чудо всегда.

Сто открытий - для всех настоящие.

И любая беда не беда,

Нели рядом друзья настоящие.

Так давайте. Давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Классный руководитель:

Все мы разные, но все мы живём в одном коллективе.

Можно ли коллектив нашего класса назвать дружным? Если вы считаете так, поднимите вверх красные карточки, лежащие перед вами, если же вы считаете класс не дружным, поднимите вверх жёлтые карточки.

Каких карточек больше?

На каких принципах строится настоящая дружба? (я согласна)

Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

Классный руководитель:

Сейчас мы проведем деловую игру. Объявляется набор группы людей, которые смогут вместе решать грудные задачи.

Всем претендентам нужно пройти испытание за 5 минут собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги, а затем ваши картинки прикрепим на доску.

Покажите ваши картинки.

Довольны ли вы результатом?

Что вам мешало работать?

Классный руководитель:

А теперь поиграем в игру «Дружная команда»

Правила игры: Команда, стоя на скамейке, перестраивается по приказу учителя, стараясь не «уронить» ни одного из участников.

Задания:

1. Перестроится по росту;

2. По первой букве имени в алфавитном порядке.

Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Сейчас я вам предлагаю познакомиться с законами дружбы, по которым мы будем жить.

Вот некоторые из них. (сбор «ромашки». Дети по одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок на доске)

Законы дружбы.

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с ним радости и горе.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг.

3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы.

5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.

7. Беспринципность опустошает дружбу.

Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Эти законы мы повесим в классный уголок. На этом классный час окончен. Желаю вам доброго и светлого. Уважайте, бережно относитесь друг другу.


Тема классного часа:

«Поговорим о дружбе»

«Самый прекрасный подарок после мудрости,

которым могла бы одарить нас природа, –

это дружба».

Франсуа де Ларошфуко

Цели: определение слов «дружба», «друг», «товарищ», настоящий друг».

Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Развитие умения высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;

Развитие коммуникативных компетенций.

Форма проведения классного часа: беседа, игры «Несколько слов о дружбе», «Нить», «Дерево Дружбы», викторина «Кто с кем дружит», словарная работа, работа с понятиями, работа в группах.

Основные понятия: дружба, друг, товарищ, настоящий друг

Оборудование: Плакат «Радуга»;Раздаточный материал;Карандаши цветные;

Краски;Кисти и стаканчик для воды;Дерево Дружбы;Цветные листы бумаги (или заготовки цветных ладошек)Клубок ниток;Карточки с определениями качеств друга;

Музыкальное сопровождение;Презентация классного часа «Поговорим о Дружбе»;

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Сегодня удивительный день. Вы спросите: «Почему?». Во – первых, мы с Вами встретились. Во-вторых, я очень рада всех Вас видеть. Вы такие хорошенькие, миленькие, смешные, забавные, озорные и послушные, добрые и неугомонные. А в – третьих, я надеюсь, мы с пользой и удовольствием проведем время. Но для начала….

2. Введение в классный час:

Слайд 2. - Отгадайте загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил
. (Радуга)

Слайд 3. - Верно! Вы думаете, мы будем с Вами говорить о радуге? Нет. Мы будем говорить с Вами о более важных вещах в жизни человека, мы будем говорить о том, чем дорожат многие люди и без чего трудно прожить на Земле. Но для начала я предлагаю Вам раскрасить нашу радугу. Наша радуга необычная, волшебная. Она поможет Вам отгадать тему нашей беседы (на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания, которых цветами радуги их можно прочитать)

Слайд 4. Дети раскрашивают по очереди радугу, на которой появляется надпись.

Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет

Слайд 5. - Ребята, давайте прочитаем, что у нас получилось: «Обществу дарить радость, улыбку, желание, благородство, единство».

А теперь, если Вы прочитаете только первые буквы каждого слова, сверху вниз, Вы узнаете о самом главном.

Слайд 6. - Так о чем мы с Вами будем говорить? «О дружбе».

Я хочу рассказать Вам одну поучительную сказку.

Слайд 7. Звучит музыка И. Крутого «Когда я закрываю глаза».

- Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –Дружба.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А Вы кого выбрали бы? Почему?

Ответы детей. Звучит музыка и продолжение сказки:

- Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Как Вы думаете, почему Любовь выбрала Дружбу?

Ответы детей.

Какое прекрасное слово – «дружба» . Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, бегать по лужам, читать новую книгу, смотреть мультики или секретничать о своём.

А какие чувства испытываете Вы, ребята, произнося слова «дружба»?

Ответы детей.

Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба, для чего она нужна человеку и что она дает ему.

3. Основная часть.

Слайд 8. - Наш классный час называется так «Поговорим о дружбе».

Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать о дружбе и чему должны научиться?

Дети высказывают свои предположения.

3.1. Словарная работа .

Слайд 9. - Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги с заданием «Напишите определение слов «дружба», «друг», «товарищ» . Вы кратко письменно отвечаете, а затем зачитываете свое определение.

Время пошло….

Звучит песня «Если с другом вышел путь…»

Как Вы думаете, что такое «дружба», «друг», «товарищ»?

Ответы детей.

Слайд 10. - В толковом словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» данные слова объясняются так:

«Дружба» - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Друг» – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

«Товарищ» – это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

Ответы детей.

Дружба нужна всем, и взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Слайд 11. - Ребята, давайте подумаем над вопросом и ответим: «Зачем людям нужна Дружба?».

Ответы детей.

А сейчас послушаем стихотворения, в которых говорится о настоящей, крепкой дружбе.

Слайд 12. Звучит музыка.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Стихотворение «Дружба»:

Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!

3.2. Работа над понятием «настоящий друг» .

Слайд 13. - Ребята, а Вы когда – нибудь слышали какое словосочетание «настоящий друг» ? Нам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг, какими качествами он должен обладать. Предлагаю Вам карточки со словами: « сострадание, сочувствие, честность, грубость, лживость, взаимовыручка, справедливость, предательство, драчливость, ответственность, верность, доброта, скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, доверие». Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг (приложение 1).

Дети работают в группах.

Ребята, какие качества Вы выбрали? И почему?

Ответы детей.

Ребята, а какие карточки остались у Вас лишними и почему? (оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм», «ложь», «грубость», «предательство», «драчливость», «зависть»)

Ответы детей.

Ребята, давайте послушаем стихотворение «Друзья» и узнаем, какие бывают друзья.

Звучит музыка.

Стихотворение «Друзья»:

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.
Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.
Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.
Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.
Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?
Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

3.3. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

Слайд 14. - Ребята, я предлагаю Вам обсудить несколько проблемных ситуаций «Как бы я поступил?».

Дети вытягивают карточки с предложенной ситуацией, в группах обсуждают проблемные ситуации.

1. Твой друг Миша не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твои действия?

2. Твой друг Петька употребляет плохие слова и выражения, постоянно обижает других детей. Твои действия?

3. Твой друг Валерка совершил плохой поступок – он взял чужой мобильный телефон. Твои действия?

4. Идя домой со школы, ты увидел, что группа ребят окружила мальчика Федю и не дает ему пройти, требуют у него деньги или ценные вещи. Как ты поступишь?

5. У твоей одноклассницы Веры случилась неприятная история. На следующий день, за спиной девочки стали шептаться и показывать на нее пальцем. Твои действия?

6. Перед началом урока в класс вошла Марина. У нее был грустный, растерянный, расстроенный вид. Все ребята дружно стали интересоваться, что произошло с Мариной. Марина не смогла ничего сказать одноклассникам, она покраснела, расплакалась и выбежала из класса.

В чем ошибка одноклассников?

7. Твой друг Генка заболел ангиной и не ходит в школу. А тем временем, на уроках математики изучают сложную тему, которую никак нельзя пропускать. Твои действия?

8. Твоя подруга Маруся познакомилась с девочкой Галей, но ты с Галей не знакома. Ты хотела погулять с Марусей, но Маруся пошла на прогулку с Галей. Как ты поступишь?

Ответы детей.

Как вы думаете, ребята, какие поступки, дела и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

Ответы детей.

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться, обижаться без причины, завидовать. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. А если Вы не можете справиться с какой – либо ситуацией, обратись за советом, помощью к другу.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

3.4. Игра «Несколько слов о дружбе»

Слайд 15. - Очень много написано и придумано в народе пословиц о дружбе. Например: « Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши».

Слайд 16. - Вот мы с вами и поиграем в пословицы. На слайде Вы видите только одну половину пословицы, другую половину пословицы Вы должны назвать сами.

Нет друга – ищи … … (а нашел – береги).

Не имей сто рублей … … (а имей сто друзей).

Один за всех …… (и все за одного).

Человек без друзей …… (что дерево без корней).

Старый друг…..(лучше новых двух).

Дружба крепка не лестью….(а правдой и честью).

Друг познается ….(в беде).

Друга за деньги ….. (не купишь).

Скажи мне кто твой друг,…. (и я скажу, кто ты).

Не тот друг, кто на пиру гуляет, …..(а тот, кто в беде помогает).

Друг спорит, а враг ….. (подталкивает).

3.5. Игра «Нить»

Слайд 17. - Молоды! А сейчас мы поиграем в игру «Нить». Все участники становятся в круг. Вам необходимо назвать те качества человека, которые помогают жить в обществе и дружить, при этом Вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце игры, мы посмотрим, что же у нас получилось.

Дети, называя качества человека, передают клубок любому другому игроку.

- Как вы думаете, что у нас получилось?

Получилась переплетенная, как паутина, нить. Мы все оказались связанными между собой. Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками, желаниями, событиями, чувствами.

Слайд 18. - Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга. Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплети Вас. Прислушайтесь к этим словам:

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек .

3.6. Игра «Дерево Дружбы»

Слайд 19. - Ребята, у вас на столах лежат разноцветные сердечки. На сердечках напишите правила дружбы и качества человека, необходимые в дружбе

Дети работают. Звучит песня «Дружба крепкая не сломается».

А после того как вы выполните работу, возьмите своё сердечко, зачитайте свое правило дружбы или качество друга и приклейте к веточкам «Дерева Дружбы».

Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило или качество друга и прикрепляет к дереву.

Посмотрите, какое у нас получилось чудесное дерево! Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Стихотворение:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!

3.7. Викторина для любознательных «Кто с кем дружит?»

Слайд 20. - Ребята, а сейчас я хочу поиграть с Вами в викторину «Кто с кем дружит?». Я буду Вам зачитывать вопросы, а вы будете на них отвечать.

Слайды 21-40.

    Маленький с большими ушами - друг Крокодила Гены …..(Чебурашка).

    Девочка с голубыми волосами - подруга любопытного длинноносого Буратино ……(Мальвина).

    Маленький, розовенький, с круглым пятачком - друг Вини-Пуха ……(Пятачок).

    Друзья-музыканты из Бременского леса…… (Трубадур Кот, Петух, Пес, Осел)

    Как зовут девочку, которая выручала своего друга Кая из ледового плена Снежной королевы?........ (Герда)

    Малыш и его друг, который живет на крыше …. (Карлсон)

    Неразлучные друзья из мультфильма Уолта Диснея «Чип и Дейл спешат на помощь»…. (Чип, Дейл, Гайка, Роки и Вжик)

    Как зовут Кота, который хотел подружиться с мышами и постоянно повторял им: «Ребята, давайте жить дружно!»….. (Кот Леопольд).

    Непримиримые друзья Том и …..(Джерри)

    Верные друзья из деревни Простоквашино….. (дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, Галчонок)

3.8. Притча «Настоящий друг».

Слайд 41. - Все молодцы! Все хорошо отвечали. А сейчас послушайте одну притчу: «Настоящий друг».

Звучит музыка И. Крутого.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

4. Заключение. Подведение итогов.

Слайд 42. - Ребята, а в заключении я бы хотела, чтобы Вы послушали мысли вслух Лиона Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Звучит музыка.

Что такое дружба? Каждый знает?

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резкость никогда?

Ребята, Вы согласны ли вы с таким определение «дружбы», Вы бы хотели иметь такого друга? А может…

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен

И не может в школу приходить, -

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить,

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему своё вниманье

Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью.

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет,

Может быть, обидится он вдруг.

Всё равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети

Письма детям из другой страны.

Дружба - это мир на всей планете

Без сирот, без ужасов войны.

На этой чудесной ноте наш классный час о дружбе закончен.

Ребята, ответьте на вопросы:

Слайд 43-45.

Что я понял(а)?

Что я узнал(а)?

Что я чувствую?

Ответы детей.

Помните, ребята, Ваш класс – это маленькая семья. Мне бы очень хотелось, чтобы в Вашей семье, как и любой другой, всегда царили дружба, любовь, доброта, красота, радость, уважение, взаимопонимание. И в этом Вам помогут « Законы Дружбы» (педагог дарит детям памятки «Законы Дружбы»):

Слайд 46.

    Уважай своего друга.

    Помогай другу в беде.

    Не обманывай друга, будь с ним честен.

    Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

    Будь внимателен к своему другу.

    Умей уступать своему другу.

    Умей радоваться успехам друга.

    Не нарушай обещаний, данных своему другу.

    Не предавай своего друга.

    Береги своего друга, ведь друга потерять легко.

Слайд 47. - Вы молодцы! Всего вам доброго!

Давайте в заключение нашего праздника и в честь настоящей дружбы, которая есть в нашем классе проведём праздничный салют. На слово «красный» - хлопают все учащиеся. На слово «жёлтый» - хлопают гости. И на слово «Зелёный» - хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» - хлопают дети.

«Жёлтый» - хлопают гости.

«Зелёный» - хлопают все вместе.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Цель классного часа: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как высшего человеческого чувства.

  • воспитывать нравственные качества умение дружить и ценить дружбу;
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию;
  • развивать коммуникативные компетенции.

Оформление: Плакат “Дружба – это сила”, ромашка, сердечки, правила работы в группе, цветы.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация к классному часу;
  • фильм о классе;
  • видеоролик “О дружбе”.

Ход классного часа

Все присутствующие сидят в кругу.

Слово классного руководителя:

Добрый день уважаемые участники классного часа, сегодня мы поговорим о дружбе. Говорят, что человек без друзей – как дерево без корней, друг – это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель ) Что дружба – это любовь без крыльев, что в жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба. (Жан де Лабрюйер). А что для нас значит это слово? Какое значение мы придаем дружбе? Умеем ли мы дружить?

Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса. Наш класс можно назвать новым коллективом. А успех коллектива во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и партнеров, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел. Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.

Стих Е. Евтушенко

Людей не интересных в мире нет

Людей неинтересных в мире нет.

У каждой всё особое, свое,

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит всё равно.

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет.
У каждой всё особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

Классный рук. Сегодня мы проведем тренинговые упражнения. Хочу напомнить правила работы в группе (правило круга).

Правила работы в группе

  1. Внимательно слушай говорящего.
  2. Не перебивай, давая возможность высказаться.
  3. Высказывай свою точку зрения. Говори от своего имени.
  4. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
  5. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается вне тренинга.

А сейчас давайте представимся.

Проведем упражнение 1 “Твое имя”

Все участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг в круг и произносит свое имя в той форме, которая ему нравится. Так его будут называть сегодня. Затем он возвращается на место и все повторяют его имя. Кто желает начать? (я начну первая). Как вы себя чувствовали при выполнении этого упражнения? Ваши ощущения? Вы, наверное, помните психолог, Дейл Карнеги утверждал, что самое приятное слово для большинства людей – это их собственное имя. [ 1]

Упражнение 2 “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.

Классный рук.: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет одеяло на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.

Внимание на экран. Знакомьтесь наш 10А класс (фильм о классе).

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга. Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест, который подготовила и проведет Ира Древаль. (Выполнение теста и анализ его результатов). Приложение 1

Учитель: Я надеюсь, что этот тест поможет каждому из вас понять, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Дружба – это не только великий дар, но и великий труд.

Упражнение 3

Участники классного часа, сидящие в кругу, делятся по парам и дальше общаются тремя способами по 1 минуте. Сначала 1 сидит, а 2 стоит. Затем 1 стоит, а 2 сидит. Потом оба сидят лицом друг к другу. Общение длится 3 минуты. [ 2]

Учитель: Скажите, в каком положении вам общаться было комфортнее, удобнее, легче. Почему? (Дружба предполагает равенство, поэтому большинство людей, чувствуют себя комфортно, когда общаются сидя лицом друг к другу, глядя в глаза.)

Стих “Друзья” читает ведущий 1

Бывают друзья на минуту,
За деньги, на день и на ночь,
Когда им бывает удобно,
Они испаряются прочь.

Бывают друзья по несчастью,
Бывают от скуки друзья,
Бывают такие, которых
Друзьями назвать и нельзя.

Бывают друзья по привычке,
Бывают друзья по любви,
Бывают друзья по работе –
На то и коллеги они.

Бывают друзья втихомолку,
Бывают друзья напоказ,
Бывают друзья и без толку,
На целую жизнь и на раз.

Бывают друзья и по письмам,
Бывают друзья по пути,
Бывают друзья от безделья,
Да только… друзья ли они?

Бывают друзья понаслышке,
Которых легко потерять,
И все-таки нужно решиться,
Чтоб другом кого-то назвать.

О. Редекоп

Классный руководитель: Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы для нашего класса.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы. Я давала задание группе ребят поработать над этим вопросом. Посмотрите, что они предлагают. (На экране первый вариант). Скажите, какие пункты нужно добавить на ваш взгляд? Или убрать.

Ученик читает пункты кодекса дружбы, и предлагают свои пункты.

Кодекс дружбы. Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  1. Будь верным в дружбе.
  2. Делись с другом своими успехами и неудачами.
  3. Умей слушать.
  4. Оказывай другу моральную поддержку.
  5. Сохраняй тайны своего друга.
  6. Доверяй другу и будь уверен в нем.
  7. Не будь назойливым и не поучай.
  8. Не обсуждай друга в его отсутствие.
  9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.
  10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
  11. Радуйся успехам своего друга.
  12. Дружба – это нравственное обогащение человека.

Все ваши предложения будут учтены и ребята доработают наш кодекс дружбы.

Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Надо быть добрым, справедливым честным и отзывчивым, надо стремиться, больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, и обязательно найдется тот, который станет тебе настоящим, верным другом. Настоящие друзья помогают друг другу, понимают и поддерживают друг друга, дорожат дружбой.

Внимание на экран. Настя представляет видеоролик о дружбе.

Ведущий 2: А сейчас послушайте одну притчу:

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

Ведущий 1:

Друзья – это редкое богатство!
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.

Классный руководитель: Покажите своим друзьям, как они вам дороги. Возьмите сердечки, которые находятся на столе, и подарите теплоту своего сердца, тому, кому подскажет вам ваше сердце.

Звучит песня “Друг” О. Газманова

Рефлексия:

  1. Что вам понравилось на классном часе?
  2. Что вам не понравилось?
  3. Какие у вас есть предложения?

Литература:

  1. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.– Екатеринбург. 1997.
  2. Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя.– Ростов н/Д. 2010.
  3. Гребень Н.Ф. Психологические тесты. Мн.: Современная школа 2007.