Конкурсная программа осенний листопад. Конкурсно - игровая программа «Кладовая Осени!»

Ирина Земскова
«Веселый листопад». Конкурсная программа, посвященная осени, для детей подготовительной к школе группы совместно с родителями

ВЕСЕЛЫЙ ЛИСТОПАД

Конкурсная программа, посвященная осени.

Подготовительная к школе группа (совместно с родителями).

В зал входит ведущий.

Ведущий

В самом разгаре осенняя пора, и мы сегодня приглашаем наших ребят на игровую программу «Веселый листопад». Девиз нашего сегодняшнего праздника:

Поем, танцуем, играем,

Осень весело встречаем!

В нашей программе принимают участие три команды. Приветствуем их!

Звучит торжественная музыка.

Ведущий

Команда «Сентябрь»! Капитан (дети проходят и садятся на места)

Команда «Октябрь»! Капитан (проходят, садятся)

Команда «Ноябрь»! Капитан …. (проходят, садятся)

Команды занимают места у трех кубов с изображением эмблем: кленовый лист (сентябрь, грибок (октябрь, журавль (ноябрь).

Ведущий

Сегодняшняя игра покажет, знаете ли вы приметы осени, стихи и песни об осени. А в жюри мы пригласили ваших мам и пап (представляет жюри).

Итак, мы начинаем! (звучат фанфары)

Объявляем первый конкурс – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .

Каждая команда должна рассказать о «своем» месяце. Не забывайте, что мы все дружные ребята и поэтому будем помогать друг другу, а также поддерживать товарищей аплодисментами.

Для выступления приглашается команда «СЕНТЯБРЬ». Аплодисменты!

Дети команды «Сентябрь» выходят на середину зала. В это время на стене зала или специальном экране на всем протяжении выступления команды показываются слайды природы в сентябре (см. приложение)

Капитан команды

Опустел фруктовый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришел?

Вся команда

Сентябрь!

Дети по очереди рассказывают о приметах сентября.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Ребенок

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная,

Самая нарядная!

(Л. Алейникова)

Ведущий

Ребята, давайте поддержим команду «Сентябрь» и все вместе споем песню про осенние листья.

Песня «Листья-парашюты»

Ребенок

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(слова из песни М. Ивенсен)

Команда «Сентябрь» исполняет осеннюю композицию.

Танец с листьями

Ведущий

Спасибо команде «Сентябрь» (звучат аплодисменты) . Занимайте свои места.

Для выступления приглашается команда «ОКТЯБРЬ»! Поприветствуем! (звучат аплодисменты).

Дети выходят на середину зала. На стене показываются слайды с картинками природы в октябре (см. приложение).

Капитан

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Вся команда

Дети по очереди:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь – сбор последних плодов

Ребенок

Мы зайдем в осенний лес

В нем полно грибных чудес -

Раз грибочек, два и три

Сколько много, посмотри!

Солнце прячется за тучи -

Скоро дождь заморосит.

Вот и ежик, друг колючий,

В домик свой скорей спешит.

Ведущий

Давайте поможем команде «Октябрь» спеть песню.

Песня «Грибочки во лесочке»

Ведущий

Ребята команды «Октябрь» приглашают всех на танец-игру, которая называется «Грибок»

Танец-игра «Грибок»

Ведущий

Спасибо команде «Октябрь»!

Звучат аплодисменты, дети занимают свои места.

Ведущий

Приглашаем команду «НОЯБРЬ»! Поприветствуем!

Дети выходят. На стене показываются слайды с природой в ноябре (см. приложение).

Капитан:

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Вся команда:

Дети по очереди:

Ноябрь – последний месяц осени

Ноябрь – ворота зимы

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил

Ребенок

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей,

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей.

(Т. Прописнова)

Дети команды «Ноябрь» показывают

Сценку «До свиданья, журавли»

(Журнал «Колокольчик» № 15-1999г. под ред. И. Г. Смирновой)

1 журавль

Вот и осень наступила.

Улетать на юг пора.

Все так грустно и уныло…

2 журавль

И готова детвора

В путь далекий собираться,

Крылья юные размять…

Но как грустно расставаться,

Край далекий покидать.

Звучит музыка, вбегает Воробей.

Воробей

Что я слышу? Что я вижу?

Неужели опоздал!

Я давно уж чемоданы

В путь-дороженьку собрал.

Вы меня с собой возьмите,

С вами я хочу лететь.

И на дальние, чужие

Земли юга посмотреть.

Старый воробей

Что, Воробушек, с тобою?

Я тебя не узнаю.

Помнишь, летнею порою

Землю ты хвалил свою?

Лучик солнца на рассвете,

Пруд, заброшенный вдали,

Говорил, что целом свете

Нет прекраснее земли!

1 журавль

Были б рады мы остаться,

Не летели б никуда,

Только некуда деваться,

Гонят вьюги, холода.

Воробей

Ах, друзья, мне стыдно очень,

С вами я не полечу.

Пусть зимой холодны ночи,

Здесь остаться я хочу.

Нет милей родного края,

Лучше нет родной земли,

А пройдет пора лихая,

Я вас встречу, журавли!

Все команды вместе исполняют

Песню «Журавушка» Г. Вихаревой

Ведущий

Спасибо команде «Ноябрь». Занимайте свои места (аплодисменты) . Мы готовы выслушать наше уважаемое жюри.

Выступает жюри. Всем командам выдается по одному очку (кленовому листочку).

Ведущий

Следующий конкурс называется «ТЫ– МНЕ, Я – ТЕБЕ» . Команды задают друг другу по два вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Если одна команда не сумела ответить на вопрос, ответить может другая команда, заработав себе дополнительное очко.

Итак, команда «Сентябрь» задает вопросы команде «Октябрь» .

1. Какие овощи бывают усатыми? (горох, фасоль)

2. Какие садовые цветы цветут незадолго до первого снега? (астры)

Команда «Октябрь» задает вопросы команде «Ноябрь»

1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина, осина)

2. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)

Команда «Ноябрь» задает вопросы команде «Сентябрь»

1. Какие птицы подкладывают свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

2. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щелях, под кору деревьев)

Ведущий

Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, мы поиграем в игру.

Игра-эстафета «Кто первым перевезет урожай»

Две команды по 6 человек. На 5 участниках надеты шапочки овощей и грибов. Впереди стоят шоферы (на голове кепка, в руках – руль, по команде «шоферы» «везут» первого участника, оставляют его в обруче, затем второго и так, пока не перевезут весь «урожай». Играем 2 раза.

Ведущий

Послушаем наше уважаемое жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса, вручает кленовые листочки (очки).

Ведущий

И последний конкурс для капитанов. Он называется «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» . Капитаны команд должны на ощупь отгадать, какой овощ спрятался в моем волшебном мешочке. Это принесет их команде еще по одному очку.

Ведущий подходит к каждому капитану. Ребенок определяет овощ. В мешочке лежит по одному овощу (морковь, картошка, свекла).

Ведущий

Пока жюри совещается, мы все станцуем веселый танец.

Танец «Шалунишки»

Ведущий

Итак, жюри объявляет итоги конкурса капитанов.

Жюри вручает кленовые листочки. Ведущий подводит итоги конкурсной программы по количеству набранных кленовых листочков .

Команда «Сентябрь»…. Очков! Аплодисменты

Команда «Октябрь»… Очков! Аплодисменты

Команда «Ноябрь» …. Очков! Аплодисменты

Все участники игры награждаются сладкими призами.

Ведущий

Вот и подошла к концу наша игровая программа «Веселый листопад». Надеемся, что она была интересной и полезной не только для детей, но и для взрослых. До новых встреч

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества станицы Калининской

Конкурсно - игровая программа

"Осенний листопад"

Педагог: Гаспарян Жаннета Мелконовна

2015 год

ст.Калининская

Цели :

  • развитие умений работать в команде,
  • создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Проведение праздника.

Участвуют команды по 5 человек из каждой группы

Ведущий:

Унылая пора! Очей очарованье!...
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Этими замечательными строками из стихотворения А.С.Пушкина мы открываем нашу конкурсную программу “Осенний листопад”. Само содержание говорит о ее содержании. Речь пойдет об осени, об этом удивительном времени года, немного грустным, но таком щедром своими красками и подарками.

Конкурсы.

1. Восстановить слова и ответить на вопрос: что растет в наших садах осенью?

Слова: -б-он-, с- -ва, - р-ш-, -я-ин-, б-р-ар--, об- -п-х-, а- -и-ос

Ответы: яблоня, слива, груша, рябина, барбарис, облепиха, абрикос

2. Угадай овощи и фрукты.

На тарелочках представлены натертые овощи и фрукты. Надо с закрытыми глазами угадать их название. (Например: свекла, редька, морковь, яблоко, капуста, лук, груша).

Игра со зрителями – конкурс загадок. Загадки – обманки про овощи.

Вся зеленая такая,
Круто в кочаны свитая,
Сто одежек – все на ней –
Витамины для людей.
И сидит на грядке ловко,
Называется…... Капуста .

Любит он тепло и воду,
Он же гордость огорода!
Весь в пупырышках, зеленый,
Всем известный с давних пор,
Очень вкусен он соленый!
Это точно ….. Огурец.

Как подружки, по порядку,
Все сидят они на грядке,
Ярким солнышком прогреты,
Все оранжевого цвета,
Будто сестры – близнецы!
Кто? Конечно… Морковки.

Без нее борща не сваришь
И заправку не поджаришь.
Вся малинового цвета,
А вкусна зимой и летом!
Без нее в салате пусто,
Называется ….Свекла.

Посадил тот овощ дед,
Урожая ждал сто лет!
Ну и выросла какая!
Золотая да большая,
Как царица среди слуг!
Все узнали? Это…. Репка.

Куст большой, и лист красивый,
А под ним такое диво!
Этот овощ знает каждый,
Длинный он и очень важный,
Полосатый, словно киска,
Называется ….. Кабачок.

Этот овощ всем знаком,
В огороде его дом.
Круглый красный, быстро спеет,
И в салате – молодец!
В маринаде нет вкуснее!
Это точно….. Помидор.

Из нее, сомнений нету,
Золушке была карета,
Часто ели предки наши,
Из нее варили кашу,
Добавляя только соль!
Ну конечно…. Тыква.

Овощ наш имеет стрелы,
Он зеленый или белый,
Коль его ты раздеваешь,
Часто слезы проливаешь!
Но зато волнует кровь!
Всем известно, то… Лук.

Он растет на огороде
И на лук похож он вроде,
Только делится на дольки,
Вкус имеет горький!
Знает каждый удалец
Это овощ….. Чеснок.

3. Конкурс “Составь пословицу”.

(На карточках пословицы: начало на одной, а продолжение на другой).

  1. Весна красна цветами - / а осень – плодами.
  2. Что посеешь - / то и пожнешь.
  3. Рожь поспела - / берись за дело.
  4. Кто землю лелеет - / того и земля жалеет.
  5. День прозевал - / урожай потерял.
  6. В сентябре огонь - / и в поле и в избе.
  7. В сентябре одна ягода - / и та горькая рябина.
  8. Хлеб убирают - / на небо взирают.
  9. В осеннее ненастье - / семь погод на дворе.

4. Конкурс “Черный ящик”.

Задание – отгадай, что в черном ящике.

  1. В старину этот овощ называли “любовное яблоко”, “золотое яблоко”. И сейчас у него есть два имени. Какой овощ лежит в черном ящике? (Помидор, томат)
  2. Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его “папой”. У нас этот овощ в старину называли “чертово яблоко”. Подсказка: В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идет речь? (Картофель).

5. Викторина.

  1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
  2. У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)
  3. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
  4. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
  5. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
  6. Единственный гриб, имеющий ухо. (М ухо мор)
  7. Единственное растение, из которого делают мясо. (Соя)
  8. Животное – гриб. (Лисичка)
  9. Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь)
  10. Животное – безбилетный пассажир. (Заяц)
  11. Кого по осени считают? (Цыплят)

6. “Угадай мелодию”.

Звучат мелодии из песен об осени. Надо угадать песню.

7. Подведение итогов.

Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искус-
ству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравле-
ние именинников.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» пригла-
шают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».
Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удиви-
тельном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и по-
дарками.
Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:
1. «Осенняя композиция».
2. Конкурс рисунков.
3. Конкурс газет.
Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено
этой красавице - осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!
I. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в ли-
тературной викторине. Ваша задача - назвать автора этих строк. За пра-
вильный ответ команда получает жетон. . .
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. . . «Осенний листопад» 27

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. . .
(Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
(Из стихотворения «Осенняя роза» А.А. Фета)
II. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором пред-
стали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит
в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ
(пейзажи раздаются, время - 10 мин, звучит музыка)... Команды зачитывают
свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда
получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места...
III. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет при-
нять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову
осень.
Напомню, эпитет - это яркое определение, создающее живое пред-
ставление о предмете.
Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую - эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окра-
ску): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, ...
Во вторую - какая бывает осень по характеру погоды: холодная,
дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная, ...
В третью - с точки зрения её времени, продолжительности: долгая,
ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная, ... 28 «Осенний листопад»

В четвёртую - с точки зрения психологического восприятия (какие
чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задум-
чивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная, ...

красота осени:
окраска, нарядность
по характеру
погоды
по времени,
продолжитель-
ности
с точки зрения
психологического
восприятия

(время - 5 мин, звучит музыка), эпитеты не зачитываются, жюри подводит ито-
ги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается),
команды получают жетоны …
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает
1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые моло-
дые.)
3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; лиффа, горлянка и др.)
4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкур-
се команды получают жетоны...
V. А сейчас новый конкурс «Составь пословицу» (на карточках
пословицы, начало на одной, а продолжение - на другой). Звучит музыка,
жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды
получают жетоны …
1. Весна красна цветами - /а осень - плодами.
2. Что посеешь - / то и пожнешь. «Осенний листопад» 29

3. Рожь поспела - / берись за дело.
4. Кто землю лелеет - / того и земля жалеет.
5. Осень прикажет - / весна своё скажет.
6. День прозевал - / урожай потерял.
7. В сентябре огонь - / и в поле, и в избе.
8. В сентябре одна ягода - / и та - горькая рябина.
9. Хлеб убирают - / на небо взирают.
10. В осеннее ненастье - / семь погод на дворе.
VI. «Приз - сюрприз».
Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

VII. Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше воспри-
ятие цветовой гаммы. Из приготовленных деталей цветной бумаги со-
ставить аппликацию, можно использовать не все элементы (время - 10 мин,
звучит музыка). По готовым аппликациям или по специально приготовленному
плакату задаются вопросы. Покажите:
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет...
Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность ап-
пликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жето-
ны...
VIII. Конкурс загадок
Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количе-
ство правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загады-
вается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь) 30 «Осенний листопад»

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
Долгоножка хвалится:
"- Я ли не красавица?!"
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
(Слива)
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.
(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода - снаружи!
(Кукуруза)
Росли на грядке
Зелёные ветки,
А на них -
Красные детки.
(Помидоры)
Красная мышка
С белым хвостиком,
В норке сидела
Под листиком.
(Редиска)
Был ребёнок -
Не знал пелёнок,
Стал стариком -
Сто пелёнок на нём.
(Кочан капусты)
Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки «Осенний листопад» 31

На круглом лице. (Подсолнух)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ягода шиповника)
В сенокос горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Все паны
Скинули кафтаны,
Один пан
Не скинул кафтан.
(Сосна, ель в лиственном лесу)
Что не сеяно
Родиться?
(Трава)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает.
(Лес)
Стоит старик
Над водой,
Качает бородой.
(Камыш)
Сто один брат,
Все в один ряд -
Вместе связаны стоят.
(Сноп)
Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица,
А кто подойдёт,
Тот с собой понесёт.
(Репейник)
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила, 32 «Осенний листопад»

А за морем бывала.
(Птица)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(Муха)
Сначала клин,
Потом блин,
Течёт вода -
Ему не беда.
(Зонт)
Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.
(Пух, перо)

IX. А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именин-
ников… (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает ориги-
нальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие. Жюри подводит окончательные итоги. Команде победите-
лей вручаются призы… Всем остальным - по яблоку.
Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во
всем этом нам помогла ОСЕНЬ!

Подготовка к празднику
Домашнее задание командам:
а) осенняя композиция;
б) работы к конкурсу рисунков;
в) оригинальные поздравления именинников;
г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;
д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины...(из бумаги, каждый делает по
трафарету из одного альбомного листа).
Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.
Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.

«Кладезь народной мудрости» 33

«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)

Цель: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к на-
родным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа,
развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Народное творчество - народная мудрость, народное знание
Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это
«кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и по-
тому, что это наши истоки. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доброй,
трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и пе-
ред дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа
отыскиваются крупинки - золотники народного мастерства. Большинство сказок,
легенд, песен, пословиц, загадок содержат «...добрым молодцам уроки». Мы не зна-
ем имен их торцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гени-
альный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог - народ». Поста-
раемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы по-
дорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с со-
бой и станем «Иванами, родства не помнящими»…
Сегодня мы собрались на конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы,
которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков…
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее прави-
лами.
Правила игры
· За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
· Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звез-
ду.
· На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
· После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна пара игроков, на-
бравшая наименьшее количество очков.
· Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учи-
тываться звезды.
· В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут...
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.
I тур
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
«Что за прелесть - эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка ложь, да в ней на- 34 «Кладезь народной мудрости»

мек...» - писал А.С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние вре-
мена, сказка даже в наше время передается из уст в уста, переиначивается и
возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке
и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только
один раз.
1 задание
1 2

«Царевна-лягушка» «Конек-горбунок»
3 4

«Сказка о царе Салтане» «Сивка-бурка»

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок»,
«Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
№ 3. «Сказка о царе Салтане»
Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах,
вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. «Кладезь народной мудрости» 35

2 задание
1 2 3 4

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быко-
вич, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.
Вопрос. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и его работнике Бал-
де». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой
сказки?
№ 3. Шабарша
Вопрос. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?
№ 1. Иван Быкович
Вопрос. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло,
хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персо-
нажем?
№ 4. Соловей-разбойник
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные,
бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по
происхождению. Они наделялись человеческими качествами: добротой и ко-
варством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные станови-
лись персонажами басен.
3 задание
1 2 3 4

ЛИСА ВОЛК ЩУКА ХАМЕЛЕОН

К конспекту прилагаются: загадки, стенгазета, видеоклип, музыка, заготовки листьев.

Звучит красивая музыка, выходят ведущие. На фоне музыкального клипа читают стих.

Ксюша Чарует осени круженье,

Ликует табор ярких дней,

Душа трепещет от волненья

В свечах рябиновых огней.

Аня В прохладе сонного томленья,

Из недр таинственных глубин,

Я слышу робкое моленье,

Румянцем вспыхнувших рябин.

Ксюша Печаль осыпалась, как листья,

Сгорая в зареве костров,

Наносит краски осень кистью,

На холст оранжевых кустов.

Аня Звучит мелодия простая

Из родника души моей,

Вдаль облаков седая стая

Плывёт в сиянии лучей.

Ксюша Поёт душа, танцует Осень,

Подкрасив улиц пестрых проседь,

На длани ярмарки огней,

Танцуя вальс в душе моей…
Аня: Здравствуйте, друзья! Осень пригласила нас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, еле уловимый аромат осенних цветов, красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и немного грустное настроение.

Ксюша: Ой, как торжественно! И (вздыхая) грустно.
Аня: Ксюша, да не наводи ты тоску на людей, ведь осень — это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости.

Ксюша И что, сегодня мы не будем вздыхать и грустить в унисон романтической сударыни осени?
Аня Нет, мы будем петь, играть шутить и веселиться!
Ксюша Ну что, начинаем нашу конкурсную программу?

Аня Да, у нас уже есть три команды (показывает на команды) и жюри. Это:

Ксюша (схватившись за голову) Подождите, подождите! Мы же совсем забыли! Что это за осенний праздник без королевы Осени?

Аня Действительно, ее позвать надо и немедленно!

Ксюша Друзья, давайте Осень позовем, скажем, дружно: «Тебя мы осень в гости ждем!»

Все зовут осень, звучит музыка, выходит Осень
Осень Добрый день, мои друзья!

Заждались, вы все меня?

Лето жаркое стояло — долго власть не уступало,

Но всему приходит срок -

Я явилась на порог!

Ксюша Мы рады видеть тебя в этом зале и приглашаем вместе с нами начать конкурсную программу.

Осень Спасибо, я буду очень рада.

Аня Итак, первое задание - в течение двух минут вам необходимо придумать осеннее название своей команды.

Команды представляются

Ксюша Что бы было веселей

мы начнем игру скорей.

Осень . Эй приятель посмотри

Ветра листья принесли

От осени подарок

Чтоб наряд был ярок

(разносит листья)
Аня От каждой команды выходят по одному представителю (это будет дерево). Остальные члены команды прикрепляют к нему листочки. Жюри оценивает кто быстрее и наряднее оденет свое дерево.

Звучит музыка, команды разукрашивают свои деревья
Осень Какие красивые деревья. Молодцы, друзья, постарались
Аня (На фоне тихой музыки) Ох душа петь начинает…

Ксюша не слышу!?

Аня Как не слышишь, Все потише, послушайте!

Ксюша Не слышу!

Аня Не может быть, я же слышу!

Осень Не спорьте девочки, это готовится к выступлению Альбина Исламова, она споет нам песню «Осенний блюз»

Ксюша Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,

Ну а я иду искать.

Куда же спрятались овощи?

Где их искать?

Аня А это мы сейчас узнаем. Каждой команде будет предложено угадать по два овоща или фрукта. По одному человеку от команды выходят в центр им одевается «маска» так чтобы не было видно и «маска» задает вопросы команде, но так чтобы ответом было только да или нет. Команда отвечает, а «маска» должна угадать, кто она. Чем меньше вопросов, тем лучше.

Ксюша Молодцы и с этим задание справились на отлично. Что бы вам такого этакого придумать?

Аня А давайте проведем конкурс на лучшее буриме. Кто знает, что это такое? Буриме — это стихотворение, чаще экспромт шуточного характера на заранее заданные и неожиданные рифмы в нашем случае это будут слова «осень», «листья», «постучала», «холодок», «льдинка». Примерно должно получиться так:

Осень в окна постучала

Холодком повеяла,

Лужи льдинкой затянула

И тоску навеяла!

Ксюша Ну а если не получится в стихах, то пусть это будет мини сочинение с использованием данных слов.

Аня Круто…! Это был настоящий мозговой штурм.

Ксюша Да… ум умом, но как говорится «по уму провожают», а встречают все таки по одежке. Как ты думаешь, что будут носить в этом осеннем сезоне?

Аня Ну… я могу только догадываться, ведь мода так изменчива. А может Вы, госпожа Осень, знаете?

Осень Конечно, я знаю все, что касается осени.

Здесь не в мечтах, а в самом деле

Решил помочь Вам «дом моделей»,

В вопросе важном разобраться,

Во что в сезоне этом одеваться.

Звучит музыка, демонстрация моделей с коротеньким представлением.

Ксюша Бродит в роще листопад

По кустам по кленам

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном

Соберем из листьев веер

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

Аня Смотрите, сколько листиков на нашем дереве! Но они не простые, а с загадками и пословицами, загадку надо разгадать, а пословицу продолжить. Давайте устроим настоящий осенний листопад! По одному человеку от команды подходят к дереву, отрывают листочек, читают задание и бросают листочек на пол, команда разгадывает задание и так по очереди, к дереву должен подойти каждый участник.

Ксюша Ну а если листочек будет пустым, то команда зарабатывает штрафное очко. Ну что, начали!

Осень Посмотрите-ка, ребята.

Пожелтело все кругом

Это осень все прикрыла

Золотым своим ковром

Все листочки разбросала,

На хотите ли собрать?

А как только соберете

Приглашу вас танцевать

Ксюша требуется по два человека от команды, одному завязывают глаза, другой руководит: прямо, влево, вправо, бери и т. д. Игра заканчивается, как только все листочки будут собраны. Оценивается, кто больше наберет листиков.

Фоном звучит негромкая музыка.

Аня Гроздья рябины и липы наряд

Лишь о прекрасном они говорят

Осень - чудесное время пришло

Листья ветрами вдруг понесло

И зазвучал нежный медленный вальс…

Ксюша Аня Муранова в танце, будет кружиться сейчас.

Осень Спасибо, Анечка! А сейчас… приз — сюрприз. Чья команда отгадает вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Осень Хорошо, я убедилась, что с глазомером у вас все в порядке

Аня А сейчас, друзья, я думаю пришел ваш черед, сделать для Осени подарок.

Ксюша Вы должны за достаточно короткое время приготовить какую-нибудь поделку и подарить ее нашей главной гостье

Команды под музыку готовятся и вручают свои подарки.

Осень Спасибо, друзья.

Аня Это был наш последний конкурс

Ксюша Правда? Как время незаметно пролетело.

Аня И все таки пришла пора подвести итоги, а пока жюри готовится мы еще немного поиграем.

Ксюша На вопросы вы должны отвечать «Вы правы!» или «Вы не правы!», только все вместе, давайте потренируемся!

(Проверка зала, как умеют кричать)

Осень Если листик желто-красный к вам

Упал, по ноги прямо,

Кто-то скажет это лето, (Разве Лето?)

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Ксюша Что за время года, чудо,

Облетели листья вовсе

Кто то скажет Это осень! (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Аня Если дождик и туманы,

Если грустно и тоскливо, (Что нужно седлать)

Нужно просто улыбнуться!

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Осень Красоты такой не встретишь,

В зиму, лето иль весною.

Осень время ярких красок, (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Ксюша Все ругают время года,

Может сразу Зиму лучше,

Всем ведь Осень не по нраву?

Что ответите, Вы вместе?

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Аня Молодцы! А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Жюри подводит итоги

Ксюша Тишину сейчас мы просим,

Свое слово скажет Осень!

Осень Я благодарна всем, что на балу моем вы были, за то что праздник посетили. Ну а сейчас, мои друзья, наградить мне вас пора. (Осень вручает всем сувениры.)

А на прощание давайте споем вместе всем вам известную песню. («Листья желтые»)

Аня Вот и праздник прошел,

Конкурсно - игровая программа «Кладовая Осени!»

Данный материал будет полезен как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования. Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 13 лет, может быть использована для проведения праздничных мероприятий посвященных осенним каникулам.

Цель : развитие сообразительности, смекалки, воображения, а так же создание условий для формирования умений работать в коллективе.

Развивающая задача: развивать коммуникабельность и стремление к победе.

Воспитательные задачи: расширение знаний детей о временах года, формирование интереса к изучению окружающего мира.

Ведущая: «Добрый день, дорогие ребята! Мы очень рады видеть Вас. Знакомьтесь со всеми, с кем вы еще не знакомы. Посмотрите, какие за окном красивые, одетые в золото деревья, к чему бы это? Правильно, все потому что наступила ОСЕНЬ! Ах, осень, осень… Кто - то радуется ей, а кто - то возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть свои прелести. А хотите узнать об осени по больше? Да? Тогда давайте позовем в гости Осень, она сама нам все и расскажет!»

ВСЕ ВМЕСТЕ: «Осень, Осень! В гости просим!»

Звучит народная музыка. Входит Осень.

Осень : «Здравствуйте, ребята! Слышала, звали вы меня, вот я и пришла. «Осень славная пора.

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград,

Все поспели для ребят.

А арбуз, увидев важный, оживится детвора -

И радушно скажет каждый:

«Здравствуй, осени пора!»»

Да пришла я не одна. Со мною вместе пришли еще три гостя, а как их зовут, вы узнаете, если отгадаете три мои загадки».

Загадки:

«Август месяц хлопотливый -

Спеют яблоки и сливы,

Спеют персики и груши.

Только успевай их кушать,

А вот клены во дворе

Опадают в …»

(Сентябре)

«В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок -

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с …»

(Октябрем)

«Поле черно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи!»

Ах, какие же вы ребята молодцы, отгадали имена всех моих трех сыновей! А хотите я вас теперь с ними познакомлю?»

Звучит музыка: входят месяцы Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Осень : «Вот какие они у меня красавцы, один краше другого! Ну, расскажите, чем же вы порадуете наших детишек?»

Сентябрь : «Я припас для ребят много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил».

Октябрь . «У меня тоже найдется, чем похвалиться. Взгляните - кругом ковры из листьев, а урожай просто загляденье. Жаль только мой срок истекает!»

Ноябрь. «Не грусти братец. Ровно через год ты снова будешь творить свои чудеса. А я должен приготовить всю природу к зиме. Скоро закружатся над полями и степями первые снежинки - предвестники Царицы Зимы…»

Осень: «Сыновья мои дорогие, ребята, раз мы собрались на праздник «Осени», то грустить и жалеть давайте мы ни о чем не будем. Будем веселиться, играть и танцевать! И поэтому я объявляю осенние игрища!»

Конкурсы:

1. «Конкурс загадок» - участвуют все.

1) Если дождик, мы не тужим - бойко прыгаем по…(Лужам)

2) Летит орлица через тридевять земель, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

3) Люди ждут меня, зовут, а приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

4) Что не сеяно - родится? (Трава)

5) Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Берёзы)

6) У кого одна нога, да и та без сапога? (Гриб)

7) Удивительное солнце, в этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят сотни маленьких галчат. (Подсолнух)

8) Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

9) Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, пока Матрёшка упадет, сама в траву. (Груша)

10) Он большой как мяч футбольный, если спелый - все довольны. (Арбуз)

2. Конкурс «Осенние листья» - участвует две команды по 10 человек.

(нарисовать с закрытыми глазами листья ДУБА, КЛЁНА, БЕРЁЗЫ)

3. Конкурс «Волшебный мешок» - участвует 2 команды по10 человек.

(в мешке лежат овощи фрукты, на ощупь их надо определить и назвать)

4. Конкурс «Собери урожай» - участвует 2 команды, по 10 человек.

(на полу (в обручи) разбросан картофель, наперегонки надо собрать картофель в ведёрко, но не рукой, а ложкой)

5. Конкурс «Собери дерево» - участвует 2 человека

(участникам предлагаются листья и плоды деревьев, необходимо наперегонки ПРАВИЛЬНО собрать пары «ЛИСТ - ПЛОД» и подобрать к ним табличку с названием)

6. Конкурс «Букет» - участвует 2 команды по 7 человек.

(участники выстраиваются в ряд и им раздаются карточки с буквами. По сигналу игроки должны перестроиться так, чтобы получилось слово - название цветка)

Порядок размещения букв: «РОМАШКА» «ГЕОРГИН »

«ВАСИЛЕК» «ЛАВАНДА»

7. Конкурс « Собери грибы» - участвует 2 команды по 5 человек.

(нужно собрать грибы, разбросанные на полу в обручах, в корзины. Чья команда справится быстрее, та и победила)

8. Конкурс « Черный ящик».

В ящике находятся известные всем овощи. Отгадавший получает этот овощ.

1. Вопрос: « В древности этот овощ рыцари носили на груди в качестве амулета»? (Лук)

2. Вопрос: «А этот овощ уж совсем страшно называли - «чертово яблоко»? (Картофель)

3. Вопрос: «В старину этот овощ называли «золотое яблоко»? (Помидор)

9. Конкурс « Картошка, держись!»

(В конкурсе участвуют несколько пар. Нужно исполнить танец, зажав между лбами картофелину. Кто дольше всех продержится, тот и победил. Используется несколько мелодий, быстро сменяющих друг друга. Для участников важно быстро ориентироваться в смене музыки и при этом не уронить картофель)