Консультация для родителей детского сада "педагогическая диагностика детей дошкольного возраста" консультация на тему. Родительское собрание: «Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей Как знакомить родителей с результатами

Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.

Любовь Порошина
Презентация «Ознакомление родителей с результатами обследования психических процессов у дошкольников»

Мы живем в таком ритме, что не можем уделить достаточно времени своим родным, любимым. Помимо этого, очень много информации, которая сваливается на нас как ливень. Я предлагаю Вашему вниманию доведение информации до родителей в виде индивидуальных листов, в которых отображены результаты обследования педагогом- психологом . Листы выдаются родителям лично в руки на консультации педагога-психолога , либо воспитателем группы под подпись в «Листе ознакомления » .

В приёмной группы вывешивается «Сводная таблица по результатам обследования психических процессов ».

График консультаций располагается в приемной группы. Запись родителей на консультацию совершается следующим образом :

1. Педагог-психолог заполняет дату и время предполагаемых консультаций в первую графу.

2. Родители выбирают время , удобное для себя, записываются во второй графе и берут отрывной талон с собой.

В приемной группы также располагается папка педагога-психолога с рекомендуемыми играми на развитие психических процессов .

Индивидуальный лист с результатами обследования ребенка

Уважаемые родители !

Довожу до Вашего сведения результаты диагностики психических процессов .

У *** на высоком уровне сформированы :

представление пространства ребёнок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения «впереди» , «сзади» , «слева» и «справа» , как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.

Наглядно-действенное мышление

Зрительная память.

Наглядно-образное мышление.

Сформированы согласно возрастной норме :

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Слухоречевая память

Но следует уделить внимание развитию представления о времени – допускает ошибки, как при определении дней недели, так и при определении времени суток.

Если у Вас есть вопросы, рада буду Вам помочь.

С уважением педагог-психолог Л . А. Порошина

Публикации по теме:

Коррекция основных психических процессов в ходе коррекционного блока на внеурочных занятиях в школе-интернате I-II вида Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями.

Проводим диагностику по методике "Экспресс диагностика в детском саду" Павлова Н. Н. Руденко Л. В. Диагностируем уровень развития психических.

Дидактическая игра как инструмент успешного развития основных психических процессов ребенка Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания.

Игры для развития психических процессов ребенка Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. Дошкольное детство - важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием.

Консультация для родителей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Ознакомление ребёнка с художественной литературой начинается с младенческого возраста. Мама, качая ребёнка, читает малышу пестушки, потешки.

Мастер-класс для родителей «Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов старших дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 151 города Тюмени Мастер-класс для родителей на тему:.

Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.


Родительское собрание №1 на тему:
«Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей»
Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики речевого развития детей.
Задачи:
Познакомиться с родителями;
Рассказать, что изучает логопедия, чем занимается логопед;
Раскрыть особенности логопедической работы;
Ознакомить родителей с результатами обследования речи детей мини-центра;
Познакомить родителей с особенностями проведения логопедических занятий;
Подчеркнуть роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
План проведения
Знакомство родителей с функциями логопеда;
Особенности логопедической работы:
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей мини-центра.
5. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
6. Прочие вопросы.
Содержание
Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу представиться, я, Вирко Алена Геннадьевна, занимаю должность логопеда.
Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Специалист соответственно занимается коррекцией или воспитанием речи.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме индивидуальных занятий со всеми детьми. Даже с такими детьми как Алина, Сания мы проводим общеразвивающие упражнения.
Структура логопедического занятия всегда одна и включает следующие этапы:
-проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, выработка правильного речевого выдоха и работа со звуком. Однако обследовав детей и выявив индивидуальные особенности каждого ребенка, структура занятия может меняться и роль каждого этапа увеличивается или уменьшается в особенности от типа нарушения. Остановимся более подробно на проведенном обследовании.
В первые две недели сентября было проведено речевое обследование детей. Таким образом, мной были обследованы дети: Женя, Руслан, Ансар, Айбар, Вика, Шамшутдинова и Тайсерикова Камила.
Следует отметить, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и звуков Л и Р.
Так же у детей выявлено нарушение всех сторон речи. У детей наблюдаются такие особенности речи, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ. Хотя в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Хочется отметить, что у Жени, Айбара, Камилы Ш. и Ансара, уровень речевого развития несколько ниже возрастной нормы.
У Руслана, Камилы Ш., Жени наблюдаются затруднения в различении и воспроизведения звуков речи на слух.
Нарушение звукопроизношения имеет свои особенности и у Ансара, с ним ведется тщательная работа по развитию мимической мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.
Особо следует отметить, что диагностика мелкой моторики рук детей показала, что не все дети могут справляться с заданиями легко. С результатами вы также можете ознакомиться, просмотрев данный лист.
СОВЕТ: Для этого небольшой совет для родителей. Просите детей помогать вам разбирать горох, фасоль, пуговицы. Сделайте для него специальную коробочку, в которой смешаете крупы и попросите его разобрать в разные чашки. Заинтересуйте ребенка, пусть это будет для него как соревнование или просто помощь для вас.
Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы. Потому что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи вашего ребенка.
Занятия проходят строго индивидуально и по длительности имеют продолжительность 20-15 минут. Однако проведение занятия чаще зависит от настроения всех детей, у Жени, Камилы наблюдается повышенная активность, которая несколько снижает время проведения всего занятия.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать речевой режим в семье. Известно, что ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому речевое окружение ребенка играет важную роль.
Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается. Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.
Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.
Нельзя заставлять ребенка долго выполнять домашнее задание. Нельзя чтобы у ребенка вырабатывалось нежелание учиться, поэтому проводите все задания в игровой форме. Стремитесь так заинтересовать ребенка, чтобы следующее задание он выполнял с еще большим желанием. Для этого важен эмоциональный контакт с ребенком, никогда не ругайте его если что-то не получается у него.
Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Очень важную роль имеете и вы в положительном настрое ребенка на занятия с педагогами. Следует объяснять ребенку что это все просто игра, которая нужна ему, чтобы он не боялся идти на занятие и не проявлял нежелание выполнять то или иное занятие.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Для этого мы сейчас с вами выполним самые простые упражнения. Не стесняйтесь выполнять все вместе с ребенком, ведь от этого зависит речевое развитие вашего малыша и то, как он будет учиться в дальнейшем. Потому что именно сейчас тот возраст который наиболее пластичен и легче поддается любым изменениям. Так давайте воспитывать их правильно, чтобы вы могли еще больше радоваться за успехи своих чад.
Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лопаточка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Чашечка», «Горка», «Лошадка», «Грибок», «Футбол».Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца,
- обязательно следует делать пометки о том, как ребенок выполняет задание.
Уважаемые родители! Вы наравне с логопедом несете ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.
2 раза в неделю будут проводиться консультации для родителей по возникающим вопросам:
Понедельник: 8:00 – 9:30
Пятница: 17:00 – 18:00
А так же для всех желающих родителей мы пригласим на так называемый «день открытых дверей», с целью знакомства вас с проведением занятий логопеда и наглядным показом того, как занимается ваш ребенок.
Спасибо за внимание!
Прочие вопросы.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать, определив:

􀀹 физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

􀀹 психическую готовность к школе – соответствие возрастным нормам: уровню развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

􀀹социальную готовность к школе – развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром (отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам и т. д., правил поведения, коммуникативных умений);

􀀹дидактическую готовность к школе – готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать (что не является обязательным) или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики, представлений о количестве и т. д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий, нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика умственного развития ребенка, а также изучение навыков учебной деятельности необходимы, как минимум, для следующих целей.

Во-первых , чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста. Если ребенок в эти нормы вписывается – все в порядке. А вот если нет, то необходимо срочно что-то делать, поскольку если оставить эту проблему без внимания, то в дальнейшем решить ее будет очень сложно.

Во-вторых , диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Ведь какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе обучения в школе. Заранее выявленные «слабые места» могут быть скорректированы. Например, с помощью специалиста можно подобрать игры и упражнения, направленные на развитие требуемой способности.

В-третьих , диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы в учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале учебного года, а затем в конце. Сравнение полученных результатов покажет, у кого какие произошли изменения (и произошли ли они вообще).

И, наконец, в-четвертых , детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они таким образом готовились к проверочным испытаниям, которые их ожидают на раз-личных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики. Таким образом, диагностика нужна для семьи дошкольника, чтобы знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить коррекцию. В такой же степени диагностика нужна учителю: чтобы учить, надо знать ребенка во всех его проявлениях.

Как относиться к результатам диагностики? (Советы родителям.)


Самое главное – это, независимо от полученных результатов, относиться к ним спокойно. Никакие психологические тесты и учебные задания не дают однозначной, категорической оценки, особенно в плане интеллектуального развития. А если возникли какие-либо вопросы и сомнения, лучше всего обратиться к специалистам. Обращайте, прежде всего, внимание на низкие и высокие оценки диагностики. Если оценки низкие, не расстраивайтесь, займитесь развивающими играми и тренировочными упражнениями. Через определенное время, скажем, один – два месяца, попробуйте повторить диагностику. Если результаты не улучшились, следует обратиться к психологу, особенно что периодически это полезно делать в любом случае. Если же ребенок показал высокие результаты, можете быть довольны. Однако вместе с приятным известием вы имеете и повод для беспокойства. Скорее всего, ваш ребенок интеллектуально одаренный, и беспокоиться нужно о том, как эту одаренность не загубить. Для него нужна специальная программа обучения и развития. И здесь помогут консультации педагога и психолога. Средние результаты обещают больше спокойствия. Но это лишь в том случае, если вы не захотите, чтобы ваш ребенок стал еще более интеллектуально мыслящим.

Нижеследующие тесты, вопросы, творческие задания не претендуют на систему диагностики. Мы делаем лишь попытку обратить внимание родителей на своего ребенка.

Выделим несколько основных аспектов готовности ребенка к школе:

􀀹 здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной, важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Консультации психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;

􀀹 уровень воспитанности и нравственных качеств. Трудолюбие. Отношение к окружающим;

􀀹 выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

􀀹 знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

􀀹 навыки учебной деятельности. Мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система либо создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и таким образом стимулирует его учебную деятельность, либо, наоборот, складывается неблагополучно. Очень важно своевременно формировать навыки учебной деятельности, не пугать школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить.

Родительское собрание №1 на тему:

«Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития детей»

Цель: Ознакомить родителей с результатами диагностики речевого развития детей.

Задачи:

    Познакомиться с родителями;

    Рассказать, что изучает логопедия, чем занимается логопед;

    Раскрыть особенности логопедической работы;

    Ознакомить родителей с результатами обследования речи детей мини-центра;

    Познакомить родителей с особенностями проведения логопедических занятий;

    Подчеркнуть роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

План проведения

    Знакомство родителей с функциями логопеда;

    Особенности логопедической работы:

Содержание логопедической работы;

Формы логопедической работы.

3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей мини-центра.

5. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

6. Прочие вопросы.

Содержание

    Здравствуйте, уважаемые родители. Хочу представиться, я, Вирко Алена Геннадьевна, занимаю должность логопеда.

    Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Специалист соответственно занимается коррекцией или воспитанием речи.

    В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие движений органов речи (губ, щек, языка);

Совершенствование умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

Развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме индивидуальных занятий со всеми детьми. Даже с такими детьми как Алина, Сания мы проводим общеразвивающие упражнения.

Структура логопедического занятия всегда одна и включает следующие этапы:

Проведение пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, выработка правильного речевого выдоха и работа со звуком. Однако обследовав детей и выявив индивидуальные особенности каждого ребенка, структура занятия может меняться и роль каждого этапа увеличивается или уменьшается в особенности от типа нарушения. Остановимся более подробно на проведенном обследовании.

В первые две недели сентября было проведено речевое обследование детей. Таким образом, мной были обследованы дети: Женя, Руслан, Ансар, Айбар, Вика, Шамшутдинова и Тайсерикова Камила.

Следует отметить, что у всех детей имеются нарушения звукопроизношения свистящих, шипящих и звуков Л и Р.

    Так же у детей выявлено нарушение всех сторон речи. У детей наблюдаются такие особенности речи, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ. Хотя в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Хочется отметить, что у Жени, Айбара, Камилы Ш. и Ансара, уровень речевого развития несколько ниже возрастной нормы.

    У Руслана, Камилы Ш., Жени наблюдаются затруднения в различении и воспроизведения звуков речи на слух.

    Нарушение звукопроизношения имеет свои особенности и у Ансара, с ним ведется тщательная работа по развитию мимической мускулатуры и выработке правильного речевого дыхания.

    Особо следует отметить, что диагностика мелкой моторики рук детей показала, что не все дети могут справляться с заданиями легко. С результатами вы также можете ознакомиться, просмотрев данный лист.

СОВЕТ: Для этого небольшой совет для родителей. Просите детей помогать вам разбирать горох, фасоль, пуговицы. Сделайте для него специальную коробочку, в которой смешаете крупы и попросите его разобрать в разные чашки. Заинтересуйте ребенка, пусть это будет для него как соревнование или просто помощь для вас.

Учите своего ребенка завязывать шнурки, делать бантики, застегивать пуговицы. Потому что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи вашего ребенка.

Занятия проходят строго индивидуально и по длительности имеют продолжительность 20-15 минут. Однако проведение занятия чаще зависит от настроения всех детей, у Жени, Камилы наблюдается повышенная активность, которая несколько снижает время проведения всего занятия.

    Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка. Всем родителям необходимо соблюдать речевой режим в семье. Известно, что ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому речевое окружение ребенка играет важную роль.

    Родители должны следить за правильностью собственной речи . Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.

    Избегайте частого просмотра телепрограмм , особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается . Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

    Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.

    Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.

    Нельзя заставлять ребенка долго выполнять домашнее задание . Нельзя чтобы у ребенка вырабатывалось нежелание учиться, поэтому проводите все задания в игровой форме. Стремитесь так заинтересовать ребенка, чтобы следующее задание он выполнял с еще большим желанием. Для этого важен эмоциональный контакт с ребенком, никогда не ругайте его если что-то не получается у него.

    Осуществляйте позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Очень важную роль имеете и вы в положительном настрое ребенка на занятия с педагогами. Следует объяснять ребенку что это все просто игра, которая нужна ему, чтобы он не боялся идти на занятие и не проявлял нежелание выполнять то или иное занятие.

Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Для этого мы сейчас с вами выполним самые простые упражнения. Не стесняйтесь выполнять все вместе с ребенком, ведь от этого зависит речевое развитие вашего малыша и то, как он будет учиться в дальнейшем. Потому что именно сейчас тот возраст который наиболее пластичен и легче поддается любым изменениям. Так давайте воспитывать их правильно, чтобы вы могли еще больше радоваться за успехи своих чад.

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лопаточка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Чашечка», «Горка», «Лошадка», «Грибок», «Футбол».

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий . Если материал не закреплять, то, во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, а во-вторых, значительно удлинится период коррекционной работы с ребенком.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

Тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

Весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Задания должны быть прочитаны ребенку;

Все задания выполняются до конца,

Обязательно следует делать пометки о том, как ребенок выполняет задание.

Уважаемые родители! Вы наравне с логопедом несете ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.

2 раза в неделю будут проводиться консультации для родителей по возникающим вопросам :

Понедельник: 8:00 – 9:30

Пятница: 17:00 – 18:00

А так же для всех желающих родителей мы пригласим на так называемый «день открытых дверей», с целью знакомства вас с проведением занятий логопеда и наглядным показом того, как занимается ваш ребенок.

Спасибо за внимание!

    Прочие вопросы.