Песочная арт терапия для детей. Песочная терапия — возможность прожить маленькую жизнь

Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» - самобытное и неповторимое. Оказывается песок - тот самый песок, на котором нам так нравится загорать, и который служит строительным материалом для наших жилищ - может быть еще и лечебным. Он восстанавливает нервную систему наших деток. Психологи называют метод лечения различных нервных расстройств у детей песком - песочная терапия . Что же это такое?

Что такое терапия песком

Давайте сейчас вспомним пляж. Что мы делаем, когда только приходим туда? Ставим босую ногу на желтый песок, а затем заворожено рассматриваем ее отпечаток среди миллиардов крошечных частичек нашей планеты. Мы словно заявляем миру: «Я есть! И я здесь! », - мы каждой клеточкой впитываем приятное тепло песка. Чувствуя себя неотъемлемой частью всего окружающего, сливаясь с ним и растворяясь в нем. Вам знакомы подобные ощущения? По крайней мере, большинству из нас – да.

А потом к песку добавляется вода. Мы строим замки, дороги, колодцы, туннели. Мы закапываем-откапываем руки-ноги – свои собственные и чужие. И при этом даже не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. Зарываем в песок негативные, а откапываем уже ясные и просветленные.

По сути своей, эти действия – отражение нашей собственной психической истории, того, что происходит у нас внутри. И многие замечали, что после времени, проведенного на берегу водоема, после сидения на мягком песочном его берегу, на душе становится как-то легче, спокойнее.

Это песок, в совокупности, конечно, с другими природными составляющими, помогает нам снять напряжение, восстановить гармонию, обрести равновесие.

Песок умеет передавать и пластичность, и текучесть. Он способен сохранять заданную форму, не теряя ее. В этом главная особенность песка как материи, и как материала для творчества и самореализации.

Песок может соприкасаться со всей поверхностью вашего тела и расслаблять его, а также действовать на отдельные нервные окончания (к примеру, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким, текучим. Песок может быть мокрым, пластичным, послушным.

Песок может в сочетании с водой приобретать любые формы и отражать любые образы, которыми полно наше подсознание. Именно эти возможности песка и взяли на вооружение. Так появилась психологическая песочница и песочная терапия , как метод психотерапии в рамках аналитической психологии.

Впервые песочницу с миниатюрными фигурками в стала использовать английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1929 году. Ее ученица Дора Кальфф дополнила и обобщила практический опыт своей наставницы. И стала основательницей «Техники построения мира », базирующейся на «построении свободного и защищенного пространства ».

Песочная терапия для детей: психология

Не всегда даже мы, взрослые, можем выразить в словесной форме то, что чувствуем, то, чем полны наши мысли, и что, иногда, лишает нас покоя и сна. А наши малыши, которые находятся в дословесной фазе развития или только учатся общению с помощью устной речи? Как им выражать свои переживания?

Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и печаль, душевный подъем и одиночество, уверенность в себе или, наоборот, беспомощность и страх. Это должно находить какой-то выход. Вот тут-то безотказным помощником может стать песок. Все образы, живущие внутри сознания маленького человечка, становятся видимыми и осязаемыми во время игр с песком. Зачем это нужно ребенку?

А затем, что маленьким детям требуется отдых от , которые, обязательно, имеют место в процессе развития ребенка, становления его, как личности. Все его переживания, все образы, так или иначе запечатлевшиеся в подсознании, могут материализоваться в его песочном мире. И самое важное то, что обретя форму, они становятся управляемыми, подконтрольными их маленькому творцу. На практике это выглядит так.

К примеру, малыш боится собак. Или темноты. Во время сеанса песочной терапии он изображает эти свои страхи такими, какими видит, а потом, в процессе нехитрой игры, борется с ними и, конечно же, побеждает их. Эта победа запечатлевается в его подсознании, что впоследствии помогает малышу справиться со и в реальном мире. Таким образом, играя и творя, можно разрешать любые ситуации из жизни крохи.

Во время сеанса песочной терапии ребенок проживает маленькую жизнь. Без запретов и без ограничений. Имеет возможность почувствовать, что такое свобода. Свобода мысли, свобода действий, свобода выбора.

Кому нужна детская песочная терапия

На вопрос: «Кто из деток нуждается в терапии песком? » - можно смело отвечать: «Все! »

Темп современной жизни таков, что перегрузка информацией малышей-дошколят идет колоссальная. Именно поэтому многие детки начинают говорить только к трем-четырем годам. Их просто не готова в полной мере перерабатывать тот поток нового, что поступает в сознание ребенка извне.

Отсюда и гиперактивность у детей, и синдром дефицита внимания, и аутизм. Все эти сложности в довольно успешно поддаются лечению посредством песочной терапии. Деткам, страдающим от всевозможных страхов и навязчивых состояний, имеющим конфликты во взаимоотношениях с окружающими, тоже показана терапия песком. Да и просто после активно проведенного дня любому малышу не помешает немного успокоиться перед сном, «разложить по полочкам» свои мысли и чувства.

Ощутив себя творцом собственного мира, малыш всегда будет пытаться сделать его лучше, светлее, комфортнее. А при условии, что подобные действия не подвергнутся оценке и критике взрослых, у крохи значительно подымется самооценка, он станет более самостоятельным и ответственным в реальной жизни.

Что необходимо для сеансов песочной терапии

Вы думаете, что для терапии песком нужно обязательно посещать кабинет психолога? Вы глубоко ошибаетесь! Для сеансов прекрасно подойдет пляж, детская песочница, куча песка, завезенная на дачу для строительных работ, или небольшой ящичек с песком прямо у вас в квартире. Главное, чтобы малыш во время занятий чувствовал себя комфортно.

Ящик для психологической песочницы

Отдельно несколько слов о ящичке (или коробке, или подносе) для терапии песком в домашних условиях. Он должен быть внутри выкрашен в голубой цвет. Это – цвет неба, цвет воды. Голубой успокаивающе действует на и служит прекрасным фоном для песочных игр. Что касается размеров ящика, то оптимальными считаются – 70х50х8 см. И заполнен он должен быть песком ровно наполовину.

Песок для песочной терапии

Для домашних сеансов песок можно купить. Он уже будет полностью пригоден для творчества. А можно и с пляжа принести. Тогда его нужно будет сначала просеять, потом промыть и высушить. И желательно также, для дезинфекции, такой песок после полного его высыхания прокалить в духовке. Ведь работать с ним будет ваш малыш.

Очень хорошо иметь в арсенале несколько видов песка. Для использования в сухом виде лучше подойдет мелкий речной песок – мягкий и сыпучий. Купить его можно в любом строительном магазине. Он бывает разных цветов. Что тоже будет интересно крохе. Если же малыш собирается лепить из песка с использованием воды, ему понадобится крупный морской песок. Он лучше держит форму и легче отлепляется от формочек.

Песочная терапия: занятия

Что еще нужно для занятий песочной терапией? Конечно же, вода. А еще все то, что символически может отражать реальный мир.

  • Фигурки людей

Желательно чтобы в распоряжении маленького творца были люди разных возрастов и профессий (строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, милиционеры и т.п.). Еще нужны все представители семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, разновозрастные дети). Фантастические персонажи тоже не исключаются (тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и т.п.).

  • Фигурки животных

Это должны быть дикие животные и домашние, а также доисторические, фантастические и мультяшные.

  • Водные обитатели

Соберите фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и т.п. Не забудьте и об обитателях морских глубин из легенд и сказок.

  • Дома и мебель

Дома в распоряжении малыша должны быть и маленькие, и большие. К этой категории также относятся палатки, шатры, пещеры и здания городской инфраструктуры. Дополните эту коллекцию всевозможными предметами интерьера и мебелью.

  • Продукты и домашняя утварь

Все, чем мы пользуемся в реальной жизни для приготовления и поглощения пищи (кастрюли, поварешки, тарелки, ножи, ложки-вилки и т.п.). А еще сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).

  • Растительность

Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушечные, так и в виде собственноручно собранного и высушенного гербария.

  • Транспорт

Все, на чем мы ездим, плаваем, летаем. Автомобили разного предназначения, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…

  • Объекты среды обитания

Это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.п.

  • Природные материалы

Камушки, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…

  • Дополнительные аксессуары

Этот список может быть бесконечным. В зависимости от интересов и . Монеты, болтики, лоскутки ткани, зеркальца, пуговицы, бусины и др. Обычно все, чего ему не хватает для создания своего мира, малыш просит в процессе игры.

Все готово для сеанса песочной терапии? Тогда зовите кроху и предоставьте ему полную свободу действий. Сами же только наблюдайте. Представьте, что на вас надета шапка-невидимка. Никаких комментариев и советов. За исключением тех случаев, когда ребенок сам выражает желание вовлечь вас в свою игру.

Все предметы, все действия выбираются малышом на чисто интуитивном уровне. Он играет с разными объектами. Одни закапывает, другие ставит на возвышенность, а третьи и вовсе топит. Кто-то из выбранных крохой героев будет добрым, кто-то злым. Один будет драться, а другой спасать планету. Помните, вы не вмешиваетесь. Это игра вашего ребенка, его мир, и он – полноправный хозяин в этой неприкосновенной вселенной.

А ваша цель – дать малышу покой и свободу, позволить развернуться его собственному большому «Я». Не нужно журить кроху и делать какие-то выводы, если что-то в созданном им мире не соответствует вашим взглядам и представлениям. Просто наблюдайте. Дайте вашему ребенку возможность быть самим собой.

Песочная терапия: видео

Если малыш не знает с чего начать игру с песком или выразил желание иметь вас напарником в построении своего мира, можно предложить ему несколько вариантов развития событий.

Чтобы посредством игр в песке был достигнут терапевтический эффект, нужно, как выражаются психологи, сузить проблемное поле. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 – животных, 4 строения и 4 любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны). Далее порекомендуйте дать название создаваемому миру и придумать историю про него.

  1. Прятки. Пусть ребенок подберет несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Отвернитесь. Когда малыш разрешит вам повернуться, поочередно находите спрятанные фигурки и просите кроху рассказать о них. Вы узнаете много о том, как относится он к тем или иным личностям в его окружении. А может, он боится кого-то или чего-то? Из его объяснений вы поймете, почему та или иная фигура «удостоилась чести» быть зарытой. Можно, также, играть в эту игру наоборот. Вы прячете фигурки, которые, на ваш взгляд, как-то связаны с переживаниями крохи, а он их находит и рассказывает о них.
  2. Сказка. Порекомендуйте малышу выбрать фигуру, которая станет главным героем его сказки, и поместить ее в ящичке с песком. Далее пусть ребенок придумывает историю об этой фигурке, по ходу развития сюжета добавляя все новых персонажей, окружая их все новыми предметами. История заканчивается, когда все предметы в ней «поучаствуют». Возможен также вариант игры наоборот. Вы рассказываете поучительную историю или психологическую сказку, а ребенок выстраивает сюжет на песке. У детей очень хорошо развито образное мышление. Благодаря воссозданию истории «в ролях» кроха лучше усвоит ее суть и мораль.
  3. Семья. Предложите малышу воссоздать на песке собственную семью. А потом такую семью, которую он хотел бы видеть. Довольно веселая игра получится. У кого-то в идеальной семье мама и папа совсем не ходят на работу. А кому-то разрешают сладости есть целыми ящиками. А кто-то спит с мамой, а не один в своей комнате. Сразу обрисовывается суть проблемы. Остается только найти пути ее решения.

Детская песочная терапия: акценты

Сеансы песочной терапии, как правило, включают в себя три этапа:

  • хаос;
  • борьба;
  • разрешение конфликта.

На этапе «хаоса» ребенок проживает свое эмоциональное состояние и постепенно освобождается от него. Вы можете увидеть, как он беспорядочно хватает фигурки, зарывает их, выкапывает, сопровождая свои действия довольно эмоциональными репликами. Со временем начинает выстраиваться четкий сюжет и разгорается настоящая борьба.

Дети переносят в песочный мир свои страхи, тревоги, обиды, агрессию, недомогания. На песке разворачивается целая баталия. Герои убивают друг друга и крушат все вокруг. Но не волнуйтесь, все это не потому, что ваш малыш жесток или кровожаден. Так он избавляется от психоэмоционального напряжения, борется за обретение мира внутри себя.

Когда приходит время разрешения конфликта, появляется добрый и смелый герой, который всех спасает и восстанавливает справедливость. В маленьком песочном мире воцаряются тишина и покой. Все становится на круги своя. Фигурки начинают заниматься повседневными делами: ходить на работу, растить детей, развлекаться.

Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Подобные стадии, или этапы, могут длиться на протяжении нескольких сеансов. А могут и обыгрываться в течение одного занятия. И только ребенок вправе определять, когда придет время закончить борьбу и вернуть идиллию в его песочный мир.

Вам же во время детского сеанса терапии песком отведено почетное место наблюдателя и ученика. Да-да. Именно ученика.

Попробуйте-ка на досуге написать на песочном листе свою собственную историю. А вдруг именно там, среди миллионов крупиц песка, вы, сами того не ожидая, найдете единственно верные ответы. Ответы, которых искали всю свою жизнь?..

14 08.2015

14. 08.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Продолжаем разговор о и сегодня мы рассмотрим одно из направлений арт-терапии: песочная терапия для детей. Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение при помощи искусства. Это направление представляет собой комплекс методов оздоровления, а также психологической коррекции посредством творчества и искусства.

Стоит отметить, что занятия арт-терапией сосредоточены не на результате, а непосредственно на творческом процессе. Каждый из участников процесса получает возможность эмоциональной разрядки и самовыражения. Кроме того, он приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

Арт-терапия для детей выполняет следующий ряд задач:

  1. Выявление проблем психологического характера;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Повышение самооценки;
  4. Формирование самоконтроля;
  5. Работа над установлением социальных контактов;
  6. Концентрация внимания на эмоциях и чувствах;
  7. Поиск путей для выхода негатива и агрессии.

Вида арт-терапии для детей

Первоначальным традиционным видом арт-терапии является рисование. Однако к настоящему моменту это направление получило широкое развитие, охватив практически все сферы искусства и творчества. Со временем появилось множество видов арт-терапии для малышей, школьников, среди которых выделяются следующие:

  1. Рисование;
  2. Музыкотерапия или лечение при помощи музыки;
  3. Танцевально-двигательная терапия;
  4. или чтение, прослушивание, сочинение сказок детьми;
  5. Драматерапия или обыгрывание жизненных ситуаций;
  6. Библиотерапия или лечение при помощи книг;
  7. Игротерапия;
  8. Хромотерапия или цветотерапия — воздействие при помощи цветов;
  9. Песочная терапия — это занятия с песком, рисование на песке;
  10. Куклотерапия — изготовление кукол, обыгрывание сцен при помощи кукол;
  11. Складывание оригами.

Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные стороны и направлен на моральное, интеллектуальное развитие, лечения психологических проблем, выражение чувств и эмоций, развитие мелкой моторики, снятие волнения, напряжения и усталости.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия является превосходным способом избавления от накопившегося негатива и агрессии, развитие уверенности в себе и своих силах. Основными целями песочной терапии является выявление личностных особенностей ребенка, а также положительное настраивание его на себя и свое собственное «Я» в повседневной жизни и деятельности. Кроме того, в процессе песочной терапии дети учатся создавать модели фантазий на песке с их пояснением, а также происходит процесс избавления от страхов и психологических травм.

Актуальность данной методики крайне высока в настоящее время. Именно благодаря песку ребенок способен в полной мере ощутить первобытные чувства. Тем более, что детям, по сравнению со взрослыми, в песке играть полезнее вдвойне. В песочнице малыш развивает свою фантазию, мышление и мелкую моторику рук. Все, что необходимо для проведения занятий песочной терапии — это песочница или ящик, наполненный песком.

Занятия песочной терапией

Занятия песочной терапией проводятся как коллективом, так и индивидуально. Перед началом занятия детям предлагается ознакомиться со всеми материалами: игрушками, песком. Далее, в зависимости от возраста малыша, ему предлагаются задания различной степени сложности. Спектр упражнений для занятий песочной терапией включает следующие:

  1. Построить дом своей мечты, замок или даже целый город;
  2. Нарисовать на песке фигуру или картину;
  3. При помощи игрушек проиграть определенные жизненные ситуации, которые являются наиболее значимыми для ребенка;
  4. Устроить наводнение или потоп и спасти игрушки;
  5. Как можно крепче сжимать песок в руках с целью развития мелкой моторики и преодоления агрессии;
  6. Предоставить ребенку свободу выбора и позволить создавать те композиции, которые он хочет. Данное упражнение помогает наилучшим образом понять, что на самом деле тревожит ребенка.

Методы проведения песочной терапии

В центре помещения, где планируется проведение работы по методу сэндплэя, устанавливают коробку с песком. Лоток должен быть заполнен качественным и промытым песком. Желательно, чтобы основание лотка было синего цвета для того, чтобы можно было сделать иллюзию воды на дне. При необходимости песок можно смешивать с водой для создания различных влажных ландшафтов.

В дополнение ко всему, в комнате, где проводится песочная терапия, должно быть большое количество фигурок животных и людей, растений и зданий, транспорта. При этом, материалы изготовления и цвета могут быть любыми. Как правило, все предметы располагаются на специальных стеллажах, чтобы, при необходимости, даже ребенок мог их достать. Это позволит ребенку создавать свой собственный мир и проектировать различные ситуации. Каждая созданная ребенком композиция является отражением его души.

Иными словами, в процессе игры он переносит свой внутренний мир на внешнее пространство, обыгрывая его. Каждый новый сеанс позволяет ребенку создавать новый мир и новые ситуации. Стоит сказать, что во время сеансов песочной терапии родители присутствовать не должны.

Для проведения песочной терапии не существует противопоказаний. Благодаря этому современному методу ребенок может познать не только самого себя, но и окружающий мир, развить коммуникативные навыки и мелкую моторику. При этом, обучение происходит в простой и понятной для ребенка игровой форме. Большинство родителей отмечает, что после проведения песочной терапии их дети становятся более коммуникабельными, открытыми, талантливыми и доброжелательными.

И напоследок посмотрите видео «Песочная терапия для детей Мелкая моторика»


Рассказ о песках
(притча Адриса Шаха)

Река, начав путь от источника в далеких горах, миновав разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности, достигла наконец песков пустыни. Подобно тому как она преодолевала все преграды, река попыталась было одолеть и эту. Но вскоре убедилась, что при продвижении в глубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.

И хотя не было сомнения, что путь ее лежит через пустыню, положение казалось совсем безвыходным. Но вдруг таинственный голос, исходящий из самой пустыни, прошептал:

Ветер пересекает пустыню, это может совершить и поток!

Река тут же возразила, что она лишь мечется в песках и только впитывается, а ветер может летать, и именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню.

Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна позволить ветру перенести тебя к месту твоего назначения.

Но как это может произойти?

Только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя…

Это предложение было неприемлемо для реки. Ведь в конце концов никто и никогда не поглощал ее. Да она и не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь потеряв ее однажды, как сможет она вернуть ее снова?

Ветер, продолжал песок, именно этим и занимается. Он подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода снова становится рекой.

Но как я могу проверить это?

Это так, и если ты не веришь, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдет многие годы. А ведь лужа, согласись, далеко не то же самое, что река.

Но как же я смогу остаться той же самой рекой, которой являюсь сегодня?

Ни в том, ни в другом случае ты не сможешь остаться такой же, - ответил песок. – Твоя основная часть перенесется и снова станет рекой. И даже свою нынешнюю форму существования ты только потому принимаешь за саму себя, что не знаешь, какая часть в тебе является главной и существенной.

Какой-то неясный отклик вызвали эти слова в мыслях у реки. Смутно припомнила она то состояние, когда она, или какая-то ее часть, уже находилась в объятиях ветра. Она вспомнила также – да и вспомнила ли? - что эта, хотя и не всегда очевидная, но вполне задача выполнима.

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, легко и нежно подхватившего ее и умчавшего вдаль. Достигнув горной вершины, он осторожно опустил речку вниз. А так как у нее были сомнения, она смогла запомнить и запечатлеть в своем уме подробности этого опыта более основательно.

Да, теперь я узнала истинную сущность, - размышляла река.

Река узнавала, а пески шептали:

Мы знаем, потому что это день за днем происходит на наших глазах, поскольку из нас песков, и состоит весь путь от берегов реки до самой горы.

Вот почему говорят,
что путь, по которому должен следовать поток жизни, написан на песке.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Песочница

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь , песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

  1. Ящик для песка (песочница) , размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  2. Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  1. Вода
  2. Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  1. Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  2. Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  3. Развивают мелкую моторику, глазомер
  4. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  5. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  6. Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  1. Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  2. Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  3. Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1 .«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  1. Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  2. Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  3. Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  4. Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  5. Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  6. Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  7. Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  1. Характер взаимодействия в группе
  2. Распределение ролей в группе
  3. Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает :

  1. Мелкую моторику
  2. Улучшает память
  3. Пластику движений
  4. Работу мозга
  5. Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. Дети чувствуют себя более успешными;
  2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  3. В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  4. Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Список литературы

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008

3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006

4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013


Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течёт он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац "Детский песок".

Работа с песком — замечательный психологический метод, который я использую в работе с детьми, об уже говорилось в консультации "Игры с водой и песком", "Песочная терапия", с которыми вы можете так же ознакомится на моём сайте.

Детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка. Задача детского психолога, педагога — дать возможность ребёнку окунуться в мир детства, быть творческим, спонтанным, увидеть и принять себя иным, почувствовать себя автором не только данной песочной фантазии, но и автором своей жизни. Рисование песком целительно уже само по себе. Игра с песком — самая универсальная, увлекательная, интересная игра для детей любого возраста. Мы сразу вспоминаем своё детство во дворе в песочнице с лопатками, ведёрками и палочками, и летние каникулы на море, когда с наслаждением зарывались в песок руками и ногами, оставляя "торчать" только одну голову, которая смотрела на мир как-то по-другому. Мягкий песок, прогретый солнцем, оказывал благотворное воздействие на нас, детей, в особенности на эмоциональное состояние…

Играть с песком дети начинают уже с полугода, подкидывая его совочком или перемешивая ладошками. Песок привлекает дошколят возможностью делать лепёшки, варить кашу, строить башенки, домики-пещерки для своих игрушек, всевозможные дороги для машинок или извилистые канавки и озёра для воды… Он не перестаёт манить своими возможностями и уже достаточно "солидных" пап и мам — как приятно рисовать пальцем или палочкой на песке под "музыку" морских волн. Приятно ощущать песок в руках, когда пропускаешь его тонкой струйкой сквозь пальцы. А появляющиеся и исчезающие следы на песке "говорят" нам о его мягкости и одновременно твёрдости. Протяжённые песчаные пляжи кажутся нам бесконечными: начинаешь чувствовать, что находишься где-то вне времени, и всё это наводит на мысли о вечности. А наблюдая за медленно убегающей струйкой песка, вдруг понимаешь, что это материальное воплощение бегущего времени, думаешь о его скоротечности, и в то же время, о его постоянстве.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно его переоценить — это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, созидания, познания… Ребёнок включается в игру с песком всем своим существом — эмоционально, психически и физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлечённости, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия — всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного (терапевтического) эффекта для ребёнка, в котором гармонично объединяются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа). Обыкновенный песок — это нечто необыкновенно волшебное и завораживающее. Рисование песком "Sаnd-Art" — удивительно интересное и очень "живое" занятие для детей и взрослых. Песочные рисунки дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного "Я". Это новое направление.

Немного истории

Рисование песком — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Благодаря своему неописуемому эффекту на публику рисование песком сразу приковало к себе внимание психологов.

А как метод арт-терапии рисование песком стало использоваться только в наши дни. В отличие от песочного шоу и песочной анимации, на занятиях с детским психологом, педагогом детей учат, как создавать песочные рисунки, где акцент делается непосредственно на самом процессе творения, где дыхание ребёнка становится спокойным, его движения рук и всего тела плавными, внутреннее состояние гармоничным. Техника рисования песком обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен "заземлять" негативные эмоции, он несёт в себе возможность трансформации. Этот "разговор" рук с песком даёт огромнейший психо-корректирующий ресурсный эффект.

Сегодня специалисты уже доказали на практике эффективность применения метода песочного рисования "Sand-Art" для работы с разнообразной психологической проблематикой: разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния и другие психокоррекционные задачи. Метод "Sand-Art" успешно применяется специалистами в образовательных и развивающих целях: обучение основам чтения, письма и рисования, развитие познавательных процессов, расширение кругозора и общей осведомлённости, развитие мелкой моторики и координации движений, развитие воображения и творческих способностей. Серьёзный учебный процесс превращается для учащихся и воспитанников в увлекательное и захватывающее занятие.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода. Они с удовольствием показывают свои песочные картины родителям и приглашают их к совместному творчеству.

Подавленный стресс, трудные жизненные ситуации у детей приводят к обострённому эмоциональному состоянию: нервозности, агрессии, апатии, тревожности, раздражительности. Иногда он может проявляться в виде неконструктивного выплеска эмоции, конфликтных ситуаций, развития нервных заболеваний, отчуждённости, замкнутости. Необыкновенно приятный на ощупь, песок даёт возможность расслабиться, снять стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.

Есть ещё один метод работы с песком: песочная анимация или рисование песком (метод Sand-art). Песочная анимация (искусство рисования песком) даёт новое направление, покорившее сердца многих людей по всему миру и приобретает всё большую популярность, которое даёт возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Можно выделить причины, из-за которых следует научиться рисовать песком, и это совсем не удивительно — рисование при помощи песка или песочная анимация обладает рядом положительных моментов:

  1. Не требующее больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в песочной анимации, из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдёт манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
  2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
  3. Борьба со стрессогенными факторами: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
  4. Эстетичность. Выполненные ребёнком рисунки песком позволяют проявить свою фантазию.
  5. Пластичность. Для того, чтобы изменить рисунок, не нужен ластик — достаточно просто провести пальцем по стеклу.

Песочная анимация или рисование песком — это прекрасный и при этом расслабляющий процесс, который позволяет раскрыть свой внутренний мир. Рисование песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и даёт возможность спокойной эмоциональной разгрузки, выражений через песочный рисунок, снятие эмоционального напряжения через ощущение тактильных прикосновений к песку, дополненное расслабляющими мелодиями, позволяет достичь душевного спокойствия, снять нервное напряжение, развить творческий потенциал, выразить внутренние ощущения, это делает его средством для развития и саморазвития ребёнка. Рисование песком — это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание картины песком — увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.

Что даёт нам этот новый метод рисование песком:

  • Даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, способствует расслаблению и снятию напряжения. Это возможность мягко прикоснуться к своему бессознательному, исследовать самые разные грани проявления своего Я.
  • Метод помогает войти в контакт со своими чувствами. А иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми. Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества. А главное, ощутить себя автором не только данного произведения, но и автором своей жизни. Высвобождается внутренняя энергия, приходит осознание того, Что я хочу делать и Как.
  • В этом арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации и самоактуализации личности, а также повышению самооценки, уверенности в себе.

Внутренние конфликты и переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем вербально. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры и рационализации, что ускоряет положительные изменения личности. К тому же, при переводе бессознательного в видимую и ощутимую форму появляется реальный творческий продукт, который не может отрицать сознание человека (это уже не что-то невидимое, неосязаемое).

Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате исследования и осознания своих скрытых умений, творческого потенциала.

Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии:

  • Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал — песок — необыкновенно приятен.
  • Рисование песком даёт возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь — всё время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
  • При работе с песком на плоскости движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работа с песком под музыку задействует одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира и возможностью вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
  • Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером.
  • Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию.