Причины агрессии у подростков. Как помочь подросткам справиться с агрессией? Агрессия в подростковом возрасте

Агрессия – это достаточно распространённое психоэмоциональное проявление. Она не является чем-то особенным, а присуща любому человеческому индивиду и даже животным. В своих патоморфологических проявлениях агрессия не имеет нужды в лечении и не свидетельствует о психической патологии.

Данное состояние является защитной реакцией и имеет свое важное эволюционное значение. Но при случаях это проявление может считаться симптомом и иметь уже менее положительные последствия.

Агрессия не проявляется наличием стандартных и однообразных проявлений, в мире высоких технологий это явление все больше эволюционирует, перетекая в совершенно новейшие аспекты проявлений.

Причины развития

Агрессия – это понятие, дрейфующее в междунаучном пространстве, оно применимо к большому количеству аспектов жизни человека. Знаковое количество агрессивной пропаганды имеется на телевидении. В связи с наличием агрессивных импульсов у индивидуума любого сословия и имеются тенденции к их высвобождению разными путями. Агрессия не исключительно человеческое выражение чувствительности, она может возникать у животных при защите территории или угрозе посильного уровня. За ней обычно следует нападение.

Агрессия имеет латинское происхождение от созвучного слова «агрессио» и перевод звучит, как нападение. Это поведение свойственно для животных и человеческих персон с целью нападения. Из биологического термина агрессия уже давно распространилась и в международное право, в котором обозначает любое незаконное действие. В игровом мире, в котором выражать агрессию стало разрешено и безопасно, появилось все больше агрессивного контента.

Причины агрессии имеет смысл рассматривать, поскольку она имеет и классическое психологическое значение, описанное дальше. В целом аспект агрессии во всех проявлениях заключается в злобных проявлениях. Но имеется отличие, зависящее от многообразия факторов и от первопричин.

Агрессия обусловлена внешними факторами, неблагоприятно воздействующими на спокойствие индивидуума. Но также частой первопричиной агрессии становится внутреннее психическое состояние. Помимо психологического аспекта, агрессия проявляется в качестве психиатрического симптома, в подтверждение наличия психиатрических болезней.

Для психиатрических патологий наиболее характерны агрессивные тенденции при шизофрении, особенно с выраженной продуктивной галлюцинаторной и бредовой симптоматикой. Также имеется такой подвид при БАР, это гневливая мания, которая помимо классической триады маний имеет в своей структуре высокий «столбик» агрессивности. Высокая агрессивность также характерна для отдельных форм психопатий, или расстройств личности.

Агрессивное поведение присуще наркоманам и людям с синдромом абстиненции, страдающим последствиями наркомании. Агрессивные обычно алкоголики, особенно по отношению к близким окружающим со слабостью к ним. В целом индивидуум, в алкогольном и наркотическом опьянении может иметь высший уровень агрессии из-за торможения коры и активации низших инстинктов.

У детей агрессивные побуждения могут иметь тенденцию возникновения при психопатологиях. При умственной отсталости, особенно с наличием расстройств поведения, а также при аутизме. Агрессивными могут быть дети с гиперреактивностью, при сочетании с дефицитом внимания. Все эти случаи говорят об аномальном уровне агрессии, который превышает некие установленные социальные нормы.

Однако агрессия присуща людям и при относительном психическом здоровье. Высшая степень агрессии характерна для персон, подпадающих под влияние хронического стресса. Также часто такие агрессивные побуждения могут формироваться у людей, которые большое количество времени проводят за агрессивными играми и телепередачами. У детей проявления агрессии активируются при дефекте воспитания, нахождении в неблагоприятных условиях и попадании в «дурную» компанию.

Личная необустроенность, большие рабочие эмоционально-стрессовые нагрузки, агрессивное окружение — также становятся факторами риска для проявления агрессии. Отсутствие отдыха с постоянным изнурением может провоцировать вспышки гнева, побуждающие к агрессии.

Агрессия у женщин часто имеет в основе гормональные фоновые перестройки. Агрессия у мужчин более характерна из-за их типичного агрессивного поведенческого аспекта, характерного для мужского пола. Не все мужчины имеют излишне агрессивные тенденции, побуждения. А даже при их наличии, обычно они имеют разумные границы.

Проявления и приступы

Агрессия очень многообразна в своих проявлениях, поскольку может иметь совершенно разные цели. Она может быть защитным явлением, может не иметь объективных причин, а может иметь некие скрытые мотивы.

Агрессия характеризуется множеством разного рода классификаций из-за разных граней оценки такого поведения. Она нормальная по классификации, или адекватная, когда ее имеет смысл проявить в защиту своей жизни, чести или чести своих родных. Это нормальный лимитированный всплеск агрессии без превышения меры силы. Сверхпороговая агрессия – это проявления, превышающие некий допустимый уровень и причиняющий явный урон тому, на кого она направлена.

Агрессия, находящаяся в структуре психических заболеваний, сопровождается сопутствующими симптомами, характерными для тех патологий, в структуре которых формируется. При шизофрении кроме агрессии имеется симптоматика, характерная для данной патологии, которая проявляется в аутизации, замкнутости, бреде и галлюцинациях. При маниях с агрессивными тенденциями, помимо агрессивных проявлений всегда есть приподнятая физическая активность, усиленное мнестическое и идеаторное возбуждение.

Агрессия может характеризоваться приступоподобным характером, это свойственно и применимо для взрывных особей с холерическим темпераментом. При этом персона совершенно спокойно ведет себя чаще всего, но в отдельно выбранные моменты повышенного стресса она может взрываться приступом агрессии. Такой приступ обычно проходит весьма быстро, не задерживаясь длительно после начала, но оставляет неприятный негативный осадок.

Агрессия у женщин часто бывает приступоподобной, связанной с избранными жизненными моментами, и они часто в последующем испытывают за это вину. Также может активироваться постоянная агрессивная тенденция, при этом женщина подвергается агрессивным импульсам, которые регулярно выплескивает.

Агрессия у мужчин имеет более постоянный характер и является частью личностной структуры. В целом мужчины гораздо больше подвержены агрессивным тенденциям.

Проявления агрессии могут не иметь классического описания из-за модификации общественных проявлений и порицания открытого агрессивного выплескивания. Она может находить физическое отыгрывание, что характерно для низкоуровнего личностного развития. В целом такие виды не приветствуются.

Физическая агрессия выливается в виде ударов, толчков, любых телесных способов. Этот вид может иметь опасность для здорового функционирования, который впоследствии приведет к нанесению физического урона. Данный вид агрессии наказывается криминальным кодексом.

Вербальная агрессия – частая в разновидностях проявлений агрессии, она проявляется криками и обидными фразами. Этот вид также имеет криминальную ответственность. Люди часто используют споры и крики для доказательства правоты и отстаивания собственных убеждений. Но это не достойная методика или способ доказательств, и часто он лишь разжигает вражду и спорящие при таких попытках выражают «узколобое» мнение, не слушая других.

Агрессия может иметь прямое выражение, когда человеку в лицо было выражено недовольство и высказано четкое мнение и несогласие. Но в нашем псевдо неагрессивном обществе все больше распространяется косвенная агрессия. При этом в глаза не выражаются агрессивные побуждения, а даже проявляются дружелюбные веяния. Но зато за спиной персона получает целый ушат гадостей, которые распространяются в виде сплетен, слухов и намёков.

Агрессия может иметь четкое направление против чего-то и характерна и присуща обычно психически здоровым, уравновешенным людям. Используется с защитными целями, для отстаивания своего мнения. Неупорядоченная агрессия не четко направлена и бьет разносторонне, просто угрожая тем, кто попался под руку. Такие формы агрессии больше характерны для индивидуумов, которые имеют психически нестабильное здоровье.

Подростковая агрессия

Этот вид агрессивных побуждений очень распространённый, поскольку подростковые перестройки психики, которые задевают и физические и психические аспекты являются сильным критерием расшатывания психики. Подростковая агрессия является нормальной тенденцией развития и сепарации подростка. Это бывает из-за появления споров, желания иметь свое мнение и взгляды. Не всё в базовой семье его может устроить.

Подростковая агрессия практически всегда будет проявляться, поскольку это процесс взросления. В норме это желание отгородиться от родительского влияния, доказать окружающим и несомненно самому себе свою взрослость. Нередко родительское поведение становится предиктором подростковой агрессии. Это чрезмерное ущемление прав подростка, нарушение его личностных границ.

Помимо этого, на будущую агрессивность подростка сильно влияет безразличие родных и враждебность. В первом описании агрессия – это попытка привлечь внимание, во втором – защитная реакция. Очень часто агрессивные тенденции формируются у нежеланных детей. У тех, чью агрессию постоянно подавляют, также усиливаются ее пути выработки. Дети очень чувствительны в плане нелюбимости и отрицания родителями. Гиперопека, как и контроль также часто вызывают агрессию у подростков, как безучастность и безразличие.

Если родители безучастны в жизни подростка, то это также провоцирует агрессию в его жизненной истории. Слабая эмоциональность в семейных узах часто замещается агрессией. Поскольку эмоциональное выражение очень важно, а если подростка этому не обучили, то он будет агрессировать.

Провокатором агрессии для подростков могут быть моменты публичных унижений, как и личные непубличные унижения и разнообразные оскорбления. А поскольку школьные моменты насыщены перипетиями проблем и скандалов, а также здоровой конкуренцией, то агрессия в школе нередкое дело. Это период становления зрелой личности, который перенасыщен моментами испытаний, а также излишних психических, физических, умственных и эмоциональных нагрузок.

Очень часто подростковые вспышки агрессии могут формироваться при сильном подавлении, когда в окружении не позволительно свободно выражать эмоции. Блокировка проявлений самостоятельности в авторитарных семьях также может выливаться в поведенческое агрессирование подростка.

Помимо этих семейных причин с определенными проявлениями в качестве протеста агрессия является стороной проявления личностных особенностей. Персоны с выраженными страхами и склонностью к ожиданию наихудшего также подвержены агрессии, в равной степени с самоедством. Также агрессия может быть защитой, как проявление неуверенности в собственной безопасности.

Поскольку подростки наиболее подвержены гормональным изменениям, резким настроенческим скачкам и выбросам гормонов, то они могут проявлять агрессию просто из-за сложности ее сдержать. Все это провоцирует выброс катехоламинов и других стрессовых гормонов. Нередко агрессия, раздражительность – это проявления неуверенности в своей личностной основе, а также защитная поведенческая форма и стратегия.

Зачастую агрессией подростки прикрывают чувство вины за что-то. Нередко эти проявления не осознанны, что усугубляет борьбу с ними. Одиночество также может проявляться в чувстве агрессии и ненависти. Нередко агрессию у подростков провоцируют определенные ситуации. Эта агрессия имеет термин — ситуативная и проходящая. Такие агрессивные побуждения могут быть из-за болезни, переутомления, нарушенного рациона и неправильного, несбалансированного питания. Помимо этого, данное поведение часто проявляется при чрезмерном увлечении компьютерными играми.

Диагностика

Диагностирование явных форм агрессии совершенно не составляет труда. Проявления ее — это явные поведенческие проявления и всплески эмоций. Это состояние всегда задевает психику и самого обладателя, и окружающих.

Диагностика также может заключаться в классической беседе, когда индивидуум рассказывает о своих чувствах, вспоминая какие-то неприятные жизненные ситуации. Помимо этого, имеются специальные опросники и классической присмотр со свидетельствами свидетелей и близкого окружения.

Не стоит пытаться спровоцировать индивидуума на агрессию, это не гуманно и может плохо закончиться. Но есть специальный опросник тестов Басса-Дарки для выявления разнообразных форм агрессии. Он способен идентифицировать много разных видов и проявлений агрессии, среди которых физическая, косвенная, раздражение, как проявление агрессии, негативизм, как отрицательная форма поведения. Также он выявляет обидчивость, подозрительность (не психотическую), вербальную агрессивность и чувство виноватости. Все это отдельные проявления агрессивных побуждений. Это простой опросник и он построен из 75 вопросов. На них можно дать положительный либо отрицательный ответ. Его можно давать всем возрастным группам, начиная от детей-школьников, действенен в группах. Он довольно понятен и прост в подсчетах. Но такие тесты мало актуальны, если в коллективе нет психолога, который обучит с этим работать.

Основные вопросы про желание или выполнение нанесения вреда, раздражение и степень агрессивности при этом. Также есть вопросы про сплетни, негативизм, обман и угрызения совести. Все вопросы построены просто, но есть некая степень повторяемости, чтобы исключить лжецов, которые пытаются подделывать ответы.

Из физических агрессивных побуждений есть вопрос про кидание предметами, удары и желание к таким действиям. Также есть вопросы о предположительном отношении окружающих. Об оскорблениях, насмешках, издевательствах, доверии, предвзятом отношении.

Ответы оцениваются по семи шкалам зависимо от описанного вида агрессии. Все вопросы могут дать один или ноль балов и по сетке относятся к определенному виду агрессии. Этот тест довольно точно выявляет разные виды. Пассивная агрессия легко может быть выявлена с помощью такого теста. Агрессия у женщин проявляет себя в шкалах агрессии с косвенными тенденциями, обиды, чувства вины. Агрессия у мужчин чаще обращена в сторону физической в соответствии с этим тестом.

Также подсчитывается общее количество, нормой считается 21 балл, с индексацией до 4, враждебность до 7 баллов с индексацией 3. Благодаря выявлению такого уровня агрессии в коллективе можно выявить скрытые агрессивные тенденции. А в школе имеет смысл также проводить так называемый тест имен. При этом учитель просит детей анонимно написать именно того, с кем дружишь, кого не любишь и подобное. Таким образом учитель способен выявить общие деструктивные тенденции в классе и способствовать более здоровому социальному отношению. Все это помогает налаживать конфликтную обстановку благодаря правильным подходам.

Кроме этого диагностику агрессивных тенденций может провести психолог, который используя проективные методики и специальные тесты может даже понять на кого именно она направлена. Нередко агрессивные тенденции можно выявить в процессе психоанализа и даже самоанализа. Это самокопание способствует более здоровому функционированию психики.

Купирование и варианты лечения

Купирование такого состояние сильно отличается зависимо от его степени патологичности, если это состояние в структуре психиатрической патологии, например, шизофрении или мании, то имеет смысл применить нейролептики, а во втором случае еще и нормотимики. Из нейролептиков наиболее актуальны седативные средства: Тизерцин, Трифтазин, Труксал, Галоперидол, но в большей дозе, поскольку в малой он действует как стимулятор. Также из антипсихотиков действенны атипичные варианты, особенно: Азалептол, Клопиксол, Клозапин, Азапин, Лепонекс. Все эти препараты действенны и при мании, но если она в структуре БАР, то стоит добавить нормотимики. Из тимостабилизатоов актуальны: Вальпроком, Карбамазепин, Ламотрил, Депакин, Ламотриджин, соли Лития.

При агрессии не психотического уровня достаточно использовать седативные средства, а также транквилизаторы. Из растительных седативных и легких форм транквилизаторов можно выбрать Новопассит, Афобазол, Персен, Адаптол, Бифрен. Помимо этого, имеет смысл использовать классические транквилизаторы, особенно в моменты агрессивных приступов. Наиболее распространённые: Сибазон, Седуксен, Диазепам, Гидазепам, Ксанакс. Если агрессия не выражена, но есть шанс, что она может нарушить суточные ритмы, то стоит применить снотворное: Меланин, Золпидем, Золпиклон, Валесан, Соновин.

При агрессии, которая не сопровождается разрушительными тенденциями имеет смысл бороться с ней классическими методиками. Хорошее воздействие дает классическая музыка и фитотерапия. Подходящее вдыхание аромамасел с успокаивающим действием. Из фитосредств наиболее подходящие: ромашка, зверобой, календула, мята, пустырник, мелисса, липа, мать-и-мачеха. В плане ароматерапии отличным действием обладают аромамасла лаванды, мяты и других растений, а также успокаивающие аромакомбинации.

Для удержания уровня агрессии в определенных рамках имеет смысл заниматься практикой йоги или цигун. Практика йоги помогает регулировать контроль эмоциональной сферы и держать в узде нервные проявления. Помимо этого, любые физиотерапевтические нагрузки, хвойные ванны, отпуск, являются естественным выбросом негативных эмоций и способствуют выделению эндорфинов – гормонов счастья и нормального состояния. Также все эти техники являются природными регуляторами уровня усталости и помогают поддерживать тело в тонусе и вести здоровый образ жизни.

Помимо этого, отлично помогают контролировать уровень агрессии медитативные практики, они способствуют её кратковременной остановке. Это позволяет индивидууму приостановится, остановить мгновение, задуматься и передохнуть, заметив красоту мира в бесконечном течении жизни. Все это несомненно поспособствует уравновешенности и удержит агрессивные импульсы.

При неконтролируемой агрессии, не доходящей до психотического уровня, имеет смысл обратиться к психотерапевту. Это поможет упорядочить мысли и обрести контроль. Для таких пациентов подходят и групповые и индивидуальные виды психотерапии. Особенно хорошо действует мандалатерапия, арт практики, песочная терапия.

Но все же иногда стоит осмотреть своё окружение, может агрессию провоцирует какой-то конкретный индивидуум и имеет смысл избавиться от общения с ним или изменить подходы. Иногда это существенно снижает уровень напряженности. Хорошим способом сброса напряженности с агрессивностью могут быть агрессивные, боевые и рисковые виды спорта.

Возможные последствия

Агрессия всегда имеет определенного рода последствия. Эрик Берн, основатель трансактного анализа говорил, что персоны, которые играют в игры, всегда платят определенным образом, причем зависит эта плата от уровня игры. Под играми он подразумевал агрессивные проявления и роли, которые люди выбирают в привычных либо же стрессовых ситуациях. Степень выраженности последствий агрессии зависит от уровня проявлений и может иметь три проявления. Первый – это легкая степень агрессии, при этом последствия в основном эмоциональные. То есть после такого всплеска следует слабость, угрюмость и чувство вины. Если персона переживает более глубокую степень вовлеченности в агрессивные побуждения и тенденции, то она будет испытывать уже некоторый социальный ущерб после таких конфликтов. Это увольнение с работы, потеря определенных сумм, неких социальных благ. Самая тяжелая степень вовлеченности характеризуется физическим уроном и даже смертью.

Все мы с детства осведомлены о том, что выражать агрессию неприлично и это не приветствуется общественными рамками и границами. И всю жизнь мы учимся сдерживать эти негативные побуждения. Именно такой излишней отказ от эмоциональности может провоцировать накопление негативных эмоций с последующим их взрывом, вплоть до нервного срыва.

Последствия агрессии с близкими также не имеют ничего хорошего. Они несут негатив, негативно сказываются на детской психической функциональности и могут приводить к разводам. Иногда длительно накопленная агрессия может выливаться посредством драки и криков с бурным выяснением обстоятельств. Естественно агрессивные побуждения в коллективе, которые нередко наблюдаются на работе, имеют тенденцию к усугублению с отыгрыванием негативных сценариев, в которых наиболее сильно страдает низший по званию.

Все знают, что выражение агрессии не приветствуется социумом, именно поэтому, если мы не сдерживаемся, то нас гложет чувство вины. Иногда значительные разрушения могут оставаться впоследствии агрессии, особенно если это агрессия разыгрывается между лидерами двух держав или даже бизнес корпораций. Именно негативные последствия учат удерживать уровень агрессии в рамках и не выплескивать ее неконтролированно.

Примеры агрессии

Примеры данного состояния отличаются зависимо от вида агрессии. Активная агрессия выражается в форме действий и примером может послужить драка, бой, крики. Она направляется на конкретного индивидуума, и он осознает, что на него направлены некие агрессивные импульсивные действия. Пассивная агрессия не проявляется открыто, это скрытые отвратительные действия, направленные против кого-то. Пассивная агрессия может проявлять себя сплетнями, разными «подставами» и обычно индивид не догадывается, что это агрессирует кто-то с целью его уничтожения.

Аутоагрессия – это подвид агрессии, которую индивидуум направляет сам на себя. Примером такой агрессии могут служить суицид, какие-то изнурительные диеты, саморазрушительное поведение, трудоголизм также считается таким видом. Пассивная агрессия широко распространена в современном обществе из-за запрета физического выражения агрессии.

Но не типично агрессия может становиться механизмом разрушения, она может быть инструментальной и иметь четкие цели. Поскольку подлость, ненавистные, завистливые импульсы также могут быть примерами агрессии. Примером вербального агрессирования может быть сора, визг, крик. Дети умело используют агрессию для манипуляций, когда они кричат, желая что-то получить, а родители, не всегда понимания, вырабатывают у них этот манипулятивный ряд своим потаканием.

Примером косвенной агрессии могут быть злые шутки или ненаправленные всплески ярости и разгневанности. Это могут быть крики, размахивание кулаками, битье столов, посуды или других неодушевленных предметов, топанье ногами. К внутренней агрессии также относятся самоунижения, угрызения, самообвинения, ощущение греховности и падения.

Агрессия может иметь защитные цели, при этом она занимает оборонительные позиции. Примером такой агрессии служит защита своей территории животными. Также такая агрессия возможна при защите своей жизни от нападающих, а также своего имущества. Провоцирующие агрессивные действия проявляются во время нападения, причем чаще необоснованного.

Агрессия может иметь разные характеристики. Она может быть здоровой, то есть быть четко направленной и иметь характерные признаки. При таком виде просматривается четкая обоснованность. Пример такой агрессии — патриотизм, защита своих прав и свобод. В таком случае она не обязательно имеет физическое выражение. Примером такой агрессии в социальном плане являются митинги, забастовки, провокативные издания. Необоснованная агрессия не считает проявлением здорового ее вида, она имеет деструктивные тенденции. Такие тенденции присущи даже младенцам и имеется большое количество исследований на эту тему. Психическое функционирование индивидуума мало постижимо, но известно, что агрессивные импульсы находятся в структуре подсознательного.

Враждебная агрессия не имеет под собой адекватных причин. Несомненно, подсознание знает причину агрессирования на конкретного индивидуума, но внешне это выглядит как абсолютно необъяснимые нападки.

Инструментальная агрессия присуща персонам, которые «идут по трупам». Это люди, не брезгующие разными способами, чтобы добиться своей цели, пусть даже подлыми затеями.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии данного психоэмоционального отклонения, обязательно проконсультируйтесь с врачом!

  1. Первый класс – агрессия на уровне деятельности, мотивированная, контролируемая на личностном уровне. Например: отказ разговаривать (прямая, пассивная, вербальная), оскорбление (прямая, активная, вербальная), заговор с целью нанесения физического вреда (активная, физическая, непрямая).
  2. Второй класс: имеют более низкий уровень контроля, находятся не в рамках деятельности, а в рамках действий, большое значение имеет сила эмоционального напряжения, аффект, ситуация.
  3. Третий класс касается высокой степени аффекта, когда действия минимально контролируются, способность целостно оценить ситуацию утрачена практически полностью.

Основные формы агрессивного поведения:

  1. Физическая: наиболее явная форма, проявляется в виде применения прямой силы против объекта. Результат – нанесение повреждений физическим путем, которые могут привести к серьезным последствиям. Противоположность – вербальная : словесное нападение, заключается в угрозах, уничижительных изречениях в адрес объекта, цель – нанести психологический вред, самоутвердиться, унизить выбранную «жертву».
  2. Косвенная: действия направлены на определенный объект, но не осознаются объектом, используются окольные пути, чтобы «доставить» информацию к цели – сплетни, саркастические шутки. Противоположность – прямая форма, в которой применяются различные приемы непосредственно в адрес определенного лица.
  3. В зависимости от цели проявления, выделяют агрессию защиты и агрессию-провокацию. Первый тип – ответ на деструктивные воздействия от другого лица или группы лиц. Второй – нанесение первого «удара», с целью получения определенной реакции.
  4. Полярные формы – враждебная и инструментальная агрессия. Первый тип является целью сам по себе, проявляется в физической или вербальной формах, иногда – в комплексе, источник – гнев, желание нанести вред, как психологический, так и физический ущерб. Инструментальная форма – использование агрессии, как средства достижения цели, само по себе нападение – не самоцель.

Инструментальная форма может существовать без нанесения вреда другим лицам, но не предусматривается и избегание этого.

По вектору направленности выделяют внешнюю и внутреннюю формы. Первый тип направлен на окружающий мир, второй – внутрь себя (аутоагрессия).

Важно! Один из наиболее известных исследователей инструментальной агрессии Фешбах отмечал, что она является обязательной в современном мире, необходимой для достижения цели в условиях конкуренции, является важным элементом адаптации человека, позволяет защитить свои права и личные границы.


Исследования подростковой агрессии: история и особенности

Анализ детской и подростковой агрессивности – популярная тема исследований, что связано с ростом проблем в обществе, связанных с девиантным поведением , ростом подростковой жесткости по отношению к сверстникам, животным, близким, одноклассникам. Западная психология более 10 лет глубоко изучает корни проблемы – выдвинуты десятки гипотез, предполагающих факторы и основные причины агрессивного поведения подростков.


Основные направления исследований зарубежных специалистов:

  • гендерные особенности проявления агрессии в подростковом возрасте;
  • особенности соотношения между агрессивностью ребенка-подростка и поведениям, формами общения в его семье;
  • характеристика отношения родителей/опекунов к поведению подростка;
  • изучение соотношения уровня интеллекта и агрессивности подростков.

В основе две идеи:

  1. Агрессивность – природная особенность любого человека, заложенная на уровне инстинктов.
  2. Агрессивное поведение приобретается в ходе развития, воспитания, взаимодействия с социумом.

Отечественная психология работает в таких направлениях:

  • изучение взаимосвязи агрессивности и самосознания;
  • исследование эмоциональных нарушений, их влияния на уровень агрессивности;
  • изучение факторов, влияющих на развитие агрессивности у подростков;
  • общение в социуме – в семье, школе, дружеском сообществе – как фактор развития агрессивности;
  • исследование биологических факторов, которые влияют на развитие деструктивного, враждебного поведения.

Важно! Основное направление в работе зарубежных и отечественных психологов – найти пути эффективной профилактики и борьбы с агрессивным поведением подростков.


Психологические особенности агрессивности подростков


Почему подростки агрессивны?

Детерминанты агрессивного поведения подростков делятся на четыре типа, согласно исследованиям Р.Бэрона и Д.Ричардсона:

  1. Биологические.
  2. Социальные.
  3. Персональные/индивидуальные.
  4. Внешние.

Важно! Известно, что «социальный вакуум» не может породить агрессию, другими словами – мы не можем быть агрессивны без определенного окружения.


Наиболее распространенные факторы развития агрессии:

  • проявления ненависти по отношению к расе, полу, внешности от окружения;
  • провокации вербального характера;
  • фрустрация.

Внешняя среда, не только социум, также оказывают влияние на формирование агрессивности:

  • стабильное воздействие шума;
  • жара, теснота и другие условия, создающие дискомфорт;
  • средства массовой информации.

Обратите внимание! Бэрон и Ричардсон отмечают, что для подросткового возраста в формировании агрессивности особо важны индивидуальные качества личности. Но их нельзя рассматривать оторвано друг от друга. Значение имеет только комплексный подход, анализ целостной структуры личности. Попытки отдельно анализировать эмпатию , эмоциональные проявления, ценности не дали результата в попытке связать их с агрессивностью.

В итоге многолетних исследований специалисты пришли к выводу, что формирование агрессивных форм действий формируется в результате воспитания, биологических, социальных причин.

Всего выделили четыре основных фактора:

  1. Агрессия – биологический прием защиты своего вида, сформировалась в процессе эволюции. Это мнение основано на позиции Фрейда и Лоренца. Агрессивное поведение – природное, естественное для человека, как представителя своего вида.
  2. Агрессия, как проявление невротического расстройства, реакция на фрустрацию. Подросток чувствует неспособность реализовать свои планы и намерения, что и вызывает негативные последствия.
  3. Приобретенная агрессия, как последствие влияния социума, близкого окружения, внешней среды.
  4. Агрессия, как форма защиты от постоянных, стабильно воздействующих на личность подростка, неприятностей, стрессов, переживаний.

Мнения специалистов долгое время разделялись относительного того, можно ли найти истинную причину деструктивного поведения подростка.

Современные психологи считают, что можно выделить комплекс факторов:

  • ощущение себя непринятым социальной группой;
  • отсутствие позитивного подкрепления действий со стороны окружения;
  • нехватка ощущения причастности, ценности своей личности;
  • переживание стабильного насилия – физического, сексуального, психологического;
  • постоянное ощущение опасности;
  • индивидуальные склонности к противоправным действиям, девиации.

Агрессивного ребенка можно узнать просто по ряду признаков:

  • раздражительность и вспыльчивость;
  • отсутствие интересов;
  • явный негативизм;
  • яркие, аффективные реакции на стимулы;
  • подросток активно вступает в словесные перепалки, драки, портит имущество.

Важно! Бесцельное времяпрепровождение – и причина, и следствие агрессивности. Отсутствие смысла в жизнедеятельности ребенка позволяет заполнить пустоту чем угодно. Это редко бывает что-то светлое и позитивное. Чаще пустота заполняется насилием, злобой, которую подросток видит в сети Интернет, по телевизору.

Последствия – подросток не видит смысла ни в чем, кроме массовой культуры, которая успешно разрушает неокрепшую психику.


«Куда смотрят родители?»

Популярный вопрос, которым задаются многие, глядя на современных подростков. Именно в семье, чаще всего, ребенок получает базовую модель поведения, обстановка, царящая в ближайшем окружении – образец для него.

Не сложно понять, что семья, в которой царят конфликты, не может выпустить в мир спокойного, уравновешенного, уверенного в себе гражданина. Советы по регуляции поведения помогут нормализовать отношения подростка с окружающим миром.

Конфликты мнений на почве воспитания: важно, чтобы родители и другие родственники, участвующие в воспитании, шли в одном направлении. Частая проблема – конфликт между мнениями мамы, папы, бабушек и дедушек, каждый «тащит» ребенка в свою сторону, критикуя методы воспитания других. Результат: внутриличностные конфликты, неврозы, низкая самооценка, агрессивность.

Реакция на гнев родителей, суровые наказания, неадекватные проступку ребенка, порождают ответную реакцию. Спокойного ребенка воспитывает спокойствие, мудрость, понимание, принятие и любовь. В данном случае, принцип, «как аукнется, так и откликнется» работает на все 100 процентов!

Игнорирование ребенка: родители не проявляют вовлеченность, они неэмоциональны, безучастны по отношению к ребенку. Результат – ребенок с раннего возраста стремится «добыть» внимание любым путем, не всегда это выглядит здорово. Он специально провоцирует родителя на агрессию, гнев, и так получает то, что хочет. В дальнейшей жизни его модель поведения не изменится.

Гиперопека: одна сторона медали, с другой – игнорирования. Лучший вариант – золотая середина, но к этому приходят не все. Чрезмерная опека приводит к подавлению личности, теплые эмоциональные отношения не возникают, как и в случае с игнорированием.

Обратите внимание! Статистика говорит следующее: в 40% семей подростков-правонарушителей наблюдались регулярные семейные конфликты, физическое насилие, драки (в 25% случаев), постоянная враждебность (12% случаев). Более половины трудных подростков указали семейные проблемы, как главную причину своих переживаний и стрессов (55% мальчиков, 78% девочек).


«Учат в школе…»

Школа на протяжении около 10 лет является основным социальным окружением ребенка, наравне с семьей. Учителя и соученики участвуют в становлении личности на важнейшем этапе – в подростковый период.

Агрессивность как форма защиты или средство ранжирования, способ привлечь внимание и вызвать уважение, страх, часто применяется в среде школьников, которые пришли из семей с особенностями, описанными выше.


Что с ребенком в подростковом возрасте в школе?

Проблемы адаптации, не способность принять новые нормы и стандарты общности, неумение вписаться в среду, проблемы с коммуникацией.

Неуспеваемость – серьезный фактор развития агрессии и враждебности, как следствие постоянной критики, унижений, наказания.

«Синдром жертвы»: каждый может вспомнить в своем классе ребенка, который регулярно становится «мальчиком для битья». Его по ряду причин выбирает типичный агрессор-хулиган в качестве своей постоянной цели для издевательств. На самом деле, в данном случае помощи требует не только «жертва», но и его мучитель – его выраженное агрессивное поведение растет из личностных проблем, семейных конфликтов и других факторов.

Важно! Самая страшная причина активного роста агрессивности подростков – равнодушие и попытка свалить ответственность на «более умного и компетентного». Речь идет о конфликте «школа – родители» — кто же должен бороться с этой серьезной проблемой? Секрет успеха – внимательное отношение обеих сторон, участие, внимание и взаимная поддержка в треугольнике «семья – педагоги – психолог».


Факторы риска развития агрессивности

Группа факторов Примеры
Персональные Заниженная самооценка Склонность к употреблению наркотических средств Девиантное поведение Склонность к нарушениям поведения
Групповые (факторы риска в группе одноклассников, сверстников) Давление группы Дружба с компанией, в которой участники склонны к нарушениям поведения, вредным привычкам
Семейные Постоянные конфликты в семье Низкий уровень дисциплины Родители с вредными привычками Насилие в семье Безнадзорность
Социальные Окружение, которое способствует развитию тяги к спиртному и наркотикам Низкий уровень жизни Экономическая нестабильность

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Адекватная и действенная коррекция возможна только при выполнении точной диагностики, с применением комплексных методик. Диагностика агрессивного поведения подростков осуществляется в двух направлениях:

  • анализ уровня агрессивности подростков и типичных форм ее проявления, чтобы индивидуальная коррекция была результативной;
  • определение триггеров, основных факторов, которые влияют на проявления различных форм агрессивного поведения.

Для выбора правильного метода борьбы с негативными поведенческими проявлениями, программа диагностики должна давать возможность выполнять такие задачи:

  1. Получение данных, относительно особенностей личности агрессивных подростков: темперамент, эмоциональная сфера, интеллект, характер, нравственные нормы и другое.
  2. Изучение нюансов семейного окружения, воспитания в семье, ее структуры, анализ проблем: атмосфера в семье, воспитательные меры, микроклимат, отношения между всеми членами семьи.
  3. Анализ отношений в системе «подросток – сверстники»: отношение группы к подростку и его к группе, социальная роль подростка, удовлетворенность отношения, статус.
  4. Отношения с педагогами анализируется по критериям стиля отношений, педагогических влияний, методов воспитания.

Обратите внимание! Если в результате диагностики выявлено, что основная проблема лежит в семье, в этом направлении и нужно направлять усилия. Педагогическая коррекция помогает гармонично взаимодействовать с подростками в отношениях «педагог – ученик».


Психолого-педагогическая коррекция и ее особенности

Причина проблем – в семейном воспитании: психолог предпринимает меры по работе с родителями или опекунами детей, подростков, дает рекомендации. Что нужно сделать? Гармонизировать отношения, выполнить корректировку отношений, установок, взглядов, ценностей. Задача психолога – помочь родителям найти оптимальный вариант коммуникации с подростком, подобрать правильную тактику дальнейших действий. Формы работы: беседа, лекция, тренинг. Просвещение родителей крайне важно, поскольку ужасающее количество родителей не имеют даже базовых представлений о воспитании.

Важно! Психологическая программа тренинга позволяет одновременно работать с несколькими семьями, в которых наблюдается идентичная проблема. В рамках тренинга психолог предлагает решать задачи, делать упражнения, обсуждать некоторые вопросы, вырабатывать новые для родителей педагогические приемы, специалист также тренирует навыки коммуникации .

Если суть проблемы в коллективе школьников, важно учитывать, что именно школьный коллектив на определенном этапе развития личности – основной. Это референтная группа , в рамках которой подросток проявляет себя, свою индивидуальность. Популярные и действенные приемы работы: внутришкольная и внешкольная деятельность, которая связана с творчеством, и требует внимания всего школьного коллектива. В рамках подобной деятельности подросток может зарекомендовать себя, активно вступать в коммуникацию с другими.

Важно! Л.Семенюк отмечает, что лидер на разных этапах деятельности должен меняться – не стоит формировать «актив» лидеров, важно менять роли, позволять каждому показать себя. Отличное средство нивелирования агрессии – удовлетворение от деятельности.

Информирование и обучение педагогов приемам работы с агрессивными подростками – важный шаг в борьбе с негативными поведенческими проявлениями. Рекомендуется обучать способам решения конфликтов, нивелирования отрицательных эмоций, регуляции психического равновесия, выбору эффективного стиля преподавания.

Важно! Профилактика агрессивного поведения подростков – важный момент в работе школьного психолога.

В результате анализа всех способов психокоррекционной работы, удалось выделить два направления:

  • рационализация педагогического процесса;
  • методы психологии и психотерапии.

Важно! Нельзя использовать исключительно один метод, при помощи которого выполняется психологическая коррекция, необходимо рассматривать комплекс приемов, индивидуальные особенности каждого подростка.


Основные направления работы с подростками:

  • социально-педагогическая коррекция поведения;
  • работа с нарушениями эмоциональной, мотивационной, волевой сфер;
  • работа с семьей, коррекция семейного воспитания – разрабатывается специальная программа действий;
  • гармонизация отношений в коллективе школьников;
  • просвещение педагогов в работе с трудными, агрессивными подростками;
  • психолог дает рекомендации по саморегуляции поведения.

Обратите внимание! Для работы с подростками, родителями используют широкий спектр методов: тренинги, занятия по психодраме , профилактика, беседы.

Очень важно не просто правильно диагностировать причины агрессивности, но и научить подростка справляться с волнами гнева и агрессии. Анализ многих факторов позволяет психологам выбрать оптимальные пути работы с агрессивными подростками – психокоррекционная программа основывается на данных исследований.
http://bibliotekar.kz/

С каждым годом все чаще можно встретить агрессивное поведение подростков. Это проблема остро встает в социуме. Каждый родитель старается оградить своего ребенка от негативного воздействия еще с самых первых дней жизни. Ведь если этого не сделать, то с наступлением переходного возраста агрессивное поведение со стороны ребенка будет незамедлительно разрушать его психологическое состояние. Чтобы этого не произошло, профилактика такого поведения подростков должна быть обязательна в школе и дома. Проверить его наличие поможет тест.

Само слово «агрессия» пришло в нашу речь с латинского языка. Переводится как «нападение». Нет ничего удивительного в том, что современное общество часто использует это слово в своей повседневной речи. К большому сожалению, на сегодняшний день агрессивным и . Поэтому нет ничего удивительного в том, что психологи все чаще констатируют озлобленность в поведении школьников. Профилактика этого состояния необходима, во избежание развития агрессивного поведения у подростков.

По мнению психологов агрессивное поведение основывается на причинении намеренного вреда другому человеку. Если же признаки такого функционирования проявляются без наличия причины, то многие специалисты сходятся во мнении, что такой человек страдает от дисбаланса гормонов в организме или же от болезни Альцгеймера.

Если же ребенок не имеет никаких медицинских предписаний, которые бы оправдывали подростковую агрессию, то одной из причин такого действия может служить протест. Именно методом протеста ребенок пытается отстоять свою точку зрения, самоутвердить себя как личность. Протест может выражаться в отказе выполнять установленные правила и нормы поведения как в школе, так и дома. К тому же агрессия может быть вызвана влиянием плохой компании, социальным или экономическим неравенством. Но какой бы не была причина возникновения агрессивного поведения, родители школьника не должны оставлять проблему без внимания. Что делать с этим? Помогут советы специалиста и рекомендованный им тест для определения истинной причины проблемы.

Как только постоянное раздражение станет явно проявляться у ребенка, то родителям и педагогам необходимо объединить свои усилия. Решение проблемы требует осмысленных поступков, борьба с враждебностью может привести еще к более плачевным результатам. Если вовремя диагностировать проявление агрессии подростка, а главное немедленно приступить к ее корректировке, то можно смело надеяться на хороший результат.

Проявление озлобленности — это явное . Главным является то, что с таким отклонением можно бороться, это делать необходимо. Современная психиатрия имеет весьма успешные методы такой борьбы. Для того чтобы они были действенными, необходимо в самые короткие сроки установить главную причину возникновения этого поведения. Как только это произойдет, незамедлительно назначается либо медикаментозное лечение, либо потребуется посещение психолога для доверительной беседы несколько раз в неделю. Стоит помнить о том, что устранять возникшую проблему лучше всего в раннем возрасте, так как в период переходного возраста становится неуправляемым.

Каковы причины возникновения агрессивного поведения у ребенка

Если сравнивать с несколькими десятилетиями раньше, то сегодня проблема подростковой агрессии является более актуальной. По данным психологических исследований последние несколько лет агрессия в подростковом периоде развивается с большой скоростью. Происходит это во всем мире, несмотря на уровень благополучия в том или ином регионе.

Подростковая агрессия зависит от . Если в отношениях между членами семьи наблюдается неблагоприятная атмосфера, то это оказывает сильное влияние на психику ребенка.

Сегодня СМИ активно пропагандируют агрессию, жестокость, насилие. При этом современный кинематограф никак не опровергает это, а наоборот, поддерживает. Вся эта информация имеет весомое влияние на психику ребенка. Вот почему подростки делают выводы, что при помощи агрессии можно самоутвердиться как личности, подняться в глазах сверстников.

Психологи общеобразовательных учреждений отмечают, что агрессивное поведение наблюдается не только среди детей средних и старших классов, но и у детей начальных классов. Медицинские учреждения, специализирующиеся на психологических отклонениях, сейчас имеют большой поток пациентов. Это объяснить можно тем, что лет 20 назад агрессивное поведение школьника списывали на невнимательное к нему. В настоящее время было научно признано, что агрессия у детей и подростков является психиатрическим заболеванием, которое требует определенного вида лечения.

По каким причинам возникает раздражение у подростков

Основной причиной возникновения агрессивной формы действия, по мнению психологов, является привлечение внимания к своей личности. Агрессия является своеобразным криком о помощи. Как правило, под маской агрессии ребенок старается скрыть все свои внутренние комплексы.

Подросток может стать раздражительным от недостатка внимания.

Какими бы не были признаки озлобленности, искоренять их необходимо сразу же. Причинами подросткового агрессивного настроя являются:

  • кризис, возникающий в этом возрасте;
  • плохая обстановка в социуме, в котором находится ребенок;
  • комплексы, которые проявляются в случае несоответствия взглядов подростка со сверстниками;
  • генетическая наследственность;
  • гормональные сбои в организме;
  • вредные привычки, связанные с употреблением алкоголя или наркотических веществ.

Проявление враждебности у ребенка и ее причины

Подростковая агрессия в некоторых случаях может основываться на социальных признаках. То есть если в общении с молодым человеком девушка показывает агрессию, то он может это расценить, как призыв к применению физической силы.

В ходе психологического тестирования подростков были выявлены следующие виды агрессии:

  • агрессия с применением физического воздействия;
  • косвенная агрессия;
  • агрессия при помощи воздействия вербального общения;
  • негативное отношение;
  • обидчивое поведение;
  • недоверие.

Коррекция агрессивного поведения подростков представляет собой непростую задачу. Особенно сложно бороться с озлобленностью мальчиков, так как у них она проявляется намного больше и чаще, чем у девочек. Подростковая агрессивность в большинстве случаев зависит именно от того, что ребенок получает слишком мало любви, заботы и внимания со стороны родителей. Семья, которая живет недоверием друг к другу, взаимными оскорблениями и частыми унижениями, воспитывает социально неадаптированного ребенка. Такому школьнику очень сложно пройти период адаптации в школе, наладить общение со сверстниками. Как правило, «недолюбленный» подросток старается передать обществу агрессивную форму действия.

Форма агрессии для мальчиков и девочек имеет существенные различия. Если девочкам для собственного удовлетворения хватает применения вербальной раздражительности, то для мальчиков применение физической силы кажется нормой. Такое разделение формы агрессивного поведения для подростков начинается в переходный период (в возрасте 14-15 лет).

Психологические особенности школьника

Подростковый возраст можно назвать критическим периодом жизни абсолютно каждого человека. В это время подросток начинает менять свое психологическое отношение к жизни. А половое созревание оказывает весомое влияние на работу гормонов. — это время противоречий со всем миром. В людях, которые пытаются контролировать ребенка в этот период, он видит врагов. Это касается и учителей, и родителей. Агрессия в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности. Зависят они от того, какое место занимает агрессивный подросток в обществе, какое имеет социально-экономическое положение.

Психологи выделяют 2 понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия подростков является психологическим состоянием, которое может поддаться корректировке. А вот агрессивность, в свою очередь, является чертой характера, которая может быть сломлена только в маленьком возрасте. Но сделать это практически невозможно, так как в этот период очень сложно выявить агрессивность. Если же это все-таки удалось сделать, то сломив характер ребенка, можно «уничтожить» его как личность. Поэтому коррекция агрессивного поведения подростков требует грамотного подхода к проблеме и определенных усилий.

Временные различия полового созревания между девочками и мальчиками существуют. Поэтому и психологические особенности их агрессии тоже имеют различия.

Агрессивное функционирование и его формы

Агрессия у подростков разделяется на вербальную форму и физическую.

Вербальная форма раздражительности присуща в поведении девочек. Они легко могут унизить и оскорбить оппонента словесно. Вербальное нападение может быть как прямым, так и косвенным. Форма озлобленности с применением физического насилия, чаще является . Для физического унижения мальчики используют прямую физическую враждебность. Если же подросток объекту своих издевательств наносит только моральный ущерб, то в этом случае он прибегает к косвенной физической агрессии.

Самой опасной формой агрессии является реальная. При ее применении подросток наносит серьезные физические травмы.

Кто и как может диагностировать агрессию у подростка

Агрессивное поведение у подростка может выявить только специалист. Таким диагностированием занимаются психологи либо психотерапевты. Подростку необходимо только пройти определенный тест. Благодаря такому методу можно почти безошибочно определить, действительно ли агрессия в поведении ребенка нуждается в корректировке или же у него наблюдаются перепады настроения на гормональном уровне.

Как показывает практика, подросток категорически отказывается признать, что в его поведении наблюдается излишняя дерзость. Свой протест он выражает отказом от общения с психологом, а тем более от прохождения тестов. Диагностика агрессивности не может происходить насильственным путем, поэтому специалисту и родителям необходимо найти нужные слова для подростка, чтобы он захотел пройти тест.

Подсознание любого школьника этого возраста не хочет принимать морали, установленные обществом, он хочет установить свои правила. В этот период старшее поколение обязано находить правильные пути подхода, заняться профилактикой агрессивного поведения подростков, а не навязывать свою точку зрения.

Агрессивное поведение подростков с каждым годом все более и более нарастает и проявляется. При этом от него страдает в первую очередь само подрастающее поколения.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что буквально означает – «нападать», «нападения». К сожалению, ритм современной жизни, всевозможные стрессовые ситуации приводят к тому, что агрессивность молодеет и озлобленные, раздраженные воспитанники детских садов уже скорее норма, а не исключение из правил.

Психологи называют агрессивным такое деструктивное поведение, при котором наносится вред другим людям, психологический или моральный.

А вот когда агрессивное поведение проявляется без причины, это может означать, что человек страдает от серьезного гормонального дисбаланса в организме, а также болезни Альцгеймера. Психотерапевты настаивают на тщательном обследовании и выявлении причин агрессивного поведения, особенно, если оно проявляется в подростковом возрасте.

Агрессивное поведение подростков, если оно не вызвано заболеваниями или нарушениями в организме, может быть как формой протеста на ограничения в школе, дома, так и желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут также стать социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты в семье между родителями и детьми. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не следует.

Агрессивное поведение детей и подростков не должно пугать родителей и педагогов, его своевременная диагностика и корректировка (лечение) дает очень хорошие прогнозы.

Агрессивное поведение – это отклонение, с которым нужно и можно бороться. Современная психология и психиатрия с агрессивным поведением детей и подростков справляется довольно успешно. Важно правильно и своевременно определить причину, которая привела к агрессивному поведению, и назначить лечение. Это может быть как визиты к психологу на профилактические беседы, так и медикаментозное лечение.

Если в детском возрасте агрессия не была устранена, то в подростковом с бороться будет намного сложнее.

Проблема агрессивного поведения подростков

Проблема агрессивного поведения подростков сегодня, как никогда ранее, актуальна. Психологи отмечают, что последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков, при чем, как развивающихся, так и развитых, благополучных стран.

Первопричиной является неблагоприятная атмосфера в семье, которая навязывает ребенку антинормы общественного поведения.

Засилье насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого.

На развитие агрессивности влияет множество факторов, как биологических (наследственность, заболевания), так и психологических.

Агрессивное поведение подростков - диплом на эту тему выбирают все большее количество выпускников ВУЗов психологического направления. Агрессивное поведение подростков, их диагностика и корректировка сейчас, как никогда ранее, актуальны и востребованы.

Школьные психологи отмечают, что агрессия распространена как среди учеников старших классов, так и младших. А в специализированных медицинских учреждениях невропатологи не успевают принимать пациентов. Но с другой стороны, нельзя не отметить, что если ранее, 20-30 лет назад агрессивность приписывали только лишь к неправильному воспитанию, то сейчас признали, что агрессивное поведение – это заболевание, которое нужно лечить.

Код по МКБ-10

R45.6 Физическая агрессивность

F91 Расстройства поведения

Причины агрессивного поведения подростков

Психологи называют одной из главных причин проявления агрессии у подростков – желание привлечь к себе внимание. Агрессия – своеобразный крик о помощи. За агрессией зачастую скрывается слабость, страх, неуверенность в себе.

Причины агрессивного поведения подростков:

  • возрастной кризис
  • неблагоприятная обстановка в семье, детском саду, школе
  • комплекс неполноценности
  • наследственность
  • гормональные нарушения
  • заболевания организма
  • злоупотребление алкоголем, наркотиками, антидепрессантами

Особенности агрессивного поведения подростков

Особенности агрессивного поведения подростков во многом зависят от гендерного признака. Если девушки предпочитают вербально проявлять агрессивность, то молодые люди – применять физическую силу.

Психологи отмечают такие виды агрессивного поведения подростков – физическая агрессия, косвенная агрессия (сплетни, топанье ногами, хлопанье дверьми), вербальная агрессия (крики, вопли, ссоры, угрозы, проклятья), негативизм, обида, подозрительность.

Согласно статистическим данным, мальчики проявляют агрессию больше и чаще, нежели девочки. И их агрессивное поведение сложнее поддается корректировке.

Исследования показывают, что основной причиной проявления агрессии в подростковом возрасте является отсутствие родительской любви и заботы. «Недолюбленным» детям, в семьях которых царит атмосфера недоверия, насилия и оскорблений, сложнее адаптироваться в учебных заведениях, так как они несут подобную схему общения в общество.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте, прежде всего, вызвано недопониманием в семьей. Дальше следуют возрастные кризисы, влияние СМИ и кинематографа, употребления алкоголя и наркотиков, проблемы с учебой и сверстниками, а также наследственные заболевания.

Для мальчиков характерная физическая форма агрессии, для девочек – вербальная. Резкое различие агрессивности по гендерному признаку наступает в возрасте 14-15 лет.

Психологические особенности агрессивного поведения подростков

В подростковом возрасте происходит половое созревание и психологическое взросление, желание конфликтовать со всем миром, и особенно – учителями и родителями, ограничивающими жизнь. Этот период наиболее сложный и противоречивый для любого подростка. Психологические особенности агрессивного поведения подростков зависят от их места в обществе, социального уровня. Между агрессией и агрессивностью существует разница. Агрессивность – это черта характера, а агрессия – эмоциональное состояние, которое поддается корректировке при правильно выбранном способе.

Психологические особенности агрессивного поведения у мальчиков и девочек отличаются как по характеристике, так и по времени. Ведь половое созревание у девочек начинается на год-два раньше.

Формы агрессивного поведения подростков

Формы агрессивного поведения подростков бывают двух видом – вербальная и физическая.

К вербальной форме чаще всего прибегают девочки, это – словесное оскорбление и унижение. Вербальная агрессия бывает косвенной и прямой.

Физическая агрессия больше свойственна мальчикам. Прямая физическая агрессия – это физическое унижение. Косвенная физическая агрессия – нанесение морального ущерба. Символическая физическая агрессия – запугивание и угрозы.

Реальная форма агрессии – нанесение физических травм.

Диагностика агрессивного поведения подростков

Диагностика агрессивного поведения подростков проводится специалистами – психологами, психотерапевтами. Для этого разработано ряд программ и тестов, которые за пару минут позволяют определить, должна ли агрессивность данного подростка подвергаться корректировке, или же у него просто сегодня плохое настроение.

Зачастую подростки отказываются признать агрессивность своего поведения, не хотят общаться с психологами, проходить тесты. Убедить их в необходимости диагностики – задача родителей и психолога.

Презентация агрессивное поведение подростков включает в себя диагностику агрессивности, правильный подбор методов коррекции агрессивного поведения.

В подростковом возрасте впервые происходит отрицание общепризнанной морали, желание идти всем и всему наперекор, создать собственную систему ценностей. Если пытаться влиять на подростка силой, скорее всего, это ни к чему не приведет. Именно по этой причине конфликт подросток+учитель тяжелее всего поддается корректировке, так как педагоги действуют по правилам, не желая уступать, пытаться понять агрессивного подростка, причину его агрессии.

Коррекция агрессивного поведения подростков

Коррекция агрессивного поведения подростков изначально проводится специалистами – психотерапевтами или психологами, в том числе и школьными. Ведь зачастую школьный психолог лучше родителей знает, с какими проблемами сталкивается их ребенок ежедневно. Для этого существует ряд методик. Для начала нужно провести тщательную диагностику, исключить гормональные и наследственные заболевания.

Коррекция агрессивного поведения подростков – это совместный труд родителей, учителей и, конечно, самого «больного». Среди рекомендаций, в том числе и для профилактики агрессивного поведения, важное место занимает пункт активного и интересного досуга школьника. Очень хорошо влияют на детей всех возрастов занятия в спортивных секциях.

Медикаментозный метод корректировки агрессивного поведения применяется, если заболевание вызвано биологическим фактором, то есть, наследственностью, злоупотреблением наркотиками, алкоголем, антидепрессантами. Также агрессивное поведение может быть вызвано нарушением гормонального фона, инфекционными заболеваниями.

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков проводится школьными психологами или сотрудниками специализированных медицинских учреждений. Психологическая коррекция включается в себя как профилактические беседы, так и игры (индивидуальные и групповые), живопись, музыка, общения с природой, животным миро (нередко, общение с лошадьми и дельфинами преображают даже самых агрессивных детей, стандартные методы лечения на которых не действовали).

Программа коррекции агрессивного поведения подростков

Программа коррекции агрессивного поведения подростков включает в себя много пунктов, выбор которых зависит от степени агрессивности подроста, а также ее причин. Если это биологические факторы, такие как наследственность, злоупотребление алкоголем и наркотиками, антидепрессантами, гормональные нарушения – то агрессивное поведение корректируется медикаментозно, нередко, в условиях стационарного лечения.

В иных случаях задействуется психологическая коррекция агрессивного поведения – беседы, тренинги, игры, рисунки и музыка, общение с природой и животными.

Профилактика агрессивного поведения подростков

На агрессивное поведение подростка может влиять множество факторов – сложная ситуация в семье, отсутствие элементарных норм воспитания, переходной возраст, социальные и поведенческие факторы.

Профилактика агрессивного поведения подростков, как ни странно, должна начинаться еще в детстве и проводится родителями. В два-три года все дети проявляют агрессию, но те, поведение которых не было откорректировано, начинают считать, что агрессивное поведение помогает достичь желаемого.

Психологи отмечают, что профилактика агрессивного поведения подростков идет по следующей схеме - определение факторов, которые повлияли на развитие агрессивности у подростка, разработка мер (как психологических, так и медикаментозных) по уменьшению агрессивности.

Программа профилактики агрессивного поведения подростков

Программа профилактики агрессивного поведения подростков должна быть утверждена на уровне Министерства здравоохранения и Министерства образования.

Своевременная профилактика, диагностика и лечение агрессии среди подростков позволит в будущем существенно снизить уровень криминогенной обстановки в обществе. Тем более, что психологи и психотерапевты успешно справляются с подростковой агрессией, но при своевременной диагностике.

Одним из важных факторов, подрывающим и уничтожающим психическое здоровье подростка, является его собственная агрессия. Что побуждает подростков вести себя агрессивно?

Иногда агрессивное поведение связано с заболеванием головного мозга ребёнка, нервной системы или некоторыми соматическими заболеваниями. Но чаще всего степень проявления агрессии определяется воспитанием ребёнка в семье. Если родители наказывают его, бьют, постоянно ругают или издеваются, то такое поведение ребёнка является ответной реакцией на жестокое отношение к себе.

Семейные отношения также накладывают отпечаток на выплескивание подростками негативных эмоций. Многие родители считают проявление у ребёнка таких чувств, как гнев, раздражение, досада, недопустимым. Они уверены, что нормальный человек должен их в себе давить и не показывать. И стараются не допустить проявление подобных чувств у подростка разными способами. Подросток же может либо продолжать делать по-своему (а это приведёт к увеличению проявления агрессии), либо послушается и станет в себе гнев давить. Загнанные внутрь отрицательные чувства действуют на организм разрушительно. Это может вызвать болезни сердца, кожи, желудка, головные боли. Кроме того, накопившись внутри, они могут «взорваться», и тогда можно ждать ещё большей беды.

Найти золотую середину в том, как вести себя с подростком, проявляющим агрессивность, сложно. Давление или наказание, которое унижает достоинство ребёнка, может спровоцировать новую вспышку агрессии. А если родители перестанут обращать внимание на такое поведение ребёнка (думая, что всё пройдёт с возрастом, само собой), то он начнёт считать это нормой. Тогда привычка действовать агрессивно может стать чертой его характера.

Также агрессивное поведение подростка может являться формой его самоутверждения. А проявление жестокости – способом завоевания места под солнцем или самозащитой. В любом случае агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта ребёнка.

Нужно различать агрессию и агрессивность. Агрессия носит защитный характер. Состояние агрессии может возникать у подростков с низкой самооценкой в состоянии тревоги или когда они защищают свои права. При этом у подростков нет желания причинить боль другим. Надо сказать, что присутствие некоторой агрессии в характере ребёнка даже бывает полезным. Это поможет ему при встрече с сильным противником. Но всё должно быть в меру. Агрессивность же сопровождается намеренным желанием причинить боль.

Говорить об агрессивности ребёнка можно, если ребёнок часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми и сверстниками, отказывается следовать принятым правилам, специально раздражает окружающих, всегда винит других в своих ошибках, сердится и отказывается что-либо делать, завистлив, подозрителен, мстителен, во всех видит враждебность, быстро реагирует негативным образом на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если в течение не менее шести месяцев в поведении подростка проявляются более четырёх из перечисленных признаков, то можно предположить наличие у ребёнка агрессии.

Агрессивный подросток не может встать на позицию другого человека или решить ситуацию другим способом. Он уверен, что чем больше он проявляет агрессивность, тем больше его будут слушаться.

Существует несколько форм выражения агрессии подростками:

* Физическая – использование подростком своей силы против другого человека;

* Вербальная – выражение ребёнком своих негативных чувств другим при помощи слов, визга, крика, угроз, ругани, проклятий;

* Раздражение – готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым;

* подозрительность – склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред». Часто подозрительность вызывает агрессивные действия только из-за одного необоснованного убеждения: «меня же хотели обидеть»;

* косвенная агрессия – воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес «обидчика» и др.);

* обида – как проявление зависти и ненависти к окружающим.Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением или миром вообще;

* скрытая агрессия (или пассивно – агрессивное поведение), её подсознательная цель – месть. Поведение подростка направлено на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких или окружающих.

Пассивно-агрессивное поведение – одна из худших форм проявления агрессии. Она показывает, что подросток не научился справляться со своими отрицательными эмоциями, в частности гневом. Чаще всего это проявляется в следующем: нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда же вы пытаетесь «образумить» ребёнка (криками, наказаниями, хорошими словами), это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток сам не осознаёт, почему он так себя ведёт.

Наличие агрессивно-пассивного поведения в начале подросткового возраста - нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким). Ребёнок в это время только учится владеть своими эмоциями. Ведь сильным чувствам (в том числе и гневу) подвержены все люди, надо просто научиться относиться к ним зрело, по-взрослому. В течении 5-6 лет подросток овладевает приемлемыми способами выплёскивать свой гнев и другие отрицательные эмоции. Это длительный процесс, и сам ребёнок эти способы может не найти. Ему надо подсказать, и делать это терпеливо. Многие младшие подростки как раз и выражают свой гнев пассивно- агрессивным способом, например, получая плохие оценки. «Вы можете заставить меня ходить в эту ненавистную школу, но хороших оценок не дождётесь», говорит его подсознание. И чем больше родители злятся, тем хуже будет результат: оценки станут ещё ниже.

Дружить с подростком, который всегда ведёт себя агрессивно, сложно. Он постоянно испытывает терпение друга своими гневными вспышками. Фактически все, кто соприкасается с проявлениями его физической или вербальной агрессии, стараются отойти в сторону и не общаться. Такого подростка часто отвергают. Он, в результате чувствует себя одиноким, никому ненужным, нелюбимым и в ответ ещё больше озлобляется.

Агрессивного ребёнка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребёнок.

Что можно сделать, если ребёнок проявляет агрессию?

1. Любое агрессивное поведение имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину агрессивного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на агрессивные вспышки ребёнка. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.

2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребёнок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.

3. Агрессивные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребёнка сочувствию, выражению чувств.

4. Агрессивный ребёнок не умеет правильно оценивать и своё состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Например: «Я улыбаюсь, сердце немного щемит, хочется вдохнуть больше воздуха, распрямиться» - так он может описать радостное состояние. А вот состояние, близкое к агрессии, может выглядеть так: «Сердце колотиться, пульс участился, в горле спазм как комок стоит, ладони горят, пальцы рук сжимаются». Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.

5. как уже говорилось, некоторые подростки ведут себя агрессивно, потому что не знают, как можно другими способами добиться того, что им нужно. Расширьте его поведенческий репертуар. Подскажите, какими ещё приемлемыми способами можно достичь желаемого, взаимодействовать с другими, общаться и решать проблемы. Обязательно отработайте с подростком варианты выхода из конфликтных ситуаций.

6. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом или труд. Любая физическая работа хорошо помогает.

Иногда может помочь и уместная шутка. Переведите отрицательную энергию в позитив.

Чаще всего гнев направлен на другого человека. Необходимо показать подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Ваш пример покажет, как надо вести себя в подобных ситуациях.

7. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению. Будьте внимательны к потребностям ребёнка. Ведь его агрессия как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостаёт, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребёнка и принимая его, вы измените к нему своё отношение. А изменив себя, вы тем самым измените и его поведение.