Простой способ завязать шнурки ребенку. Как быстро и просто научить ребенка завязывать шнурки: нехитрые правила обучения

Маленькие непоседы за короткий период дошкольного возраста проходят длинный путь в освоении навыков, необходимых для дальнейшей жизни. За это время они обучаются говорить, писать, читать, знакомятся с окружающим миром.

Одним из важных навыков, которые пригодятся ребёнку в школе, является завязывание шнурков. Это простое действие оказывается для малышей целой наукой.

Задача взрослого сделать обучение интересным, познавательным, чтобы у ребёнка не пропало желание учиться и этот процесс не превратился в повторяющиеся скучные механические действия.

Предпосылки шнурования обуви

Как научить дошкольника шнуровать обувь? Одним их главных правил обучения любым действиям является его своевременность. Существуют определённые периоды в жизни, которые являются наиболее благоприятными для его дальнейшего развития. В педагогике их называют сензитивными.

Как понять, что кроха готов к обучению? В данном случае должны совпасть два фактора: желание научиться это делать и необходимый уровень развития мелкой моторики. Сензитивным периодом для освоения шнуровок у мальчиков считается возраст 4 года. Девочки развиваются быстрее, их обучение можно начинать с 3−3,5 лет.

Развитие мелкой моторики

О развитии пальчиков ребёнка следует позаботиться заранее. Физиологически мелкая моторика рук маленького непоседы развита слабо. Только к концу дошкольного возраста малыш способен координировать действия пальцев, так необходимые ему при овладении письмом. Но для этого понадобятся специальные упражнения. К таким упражнениям относятся:

Развитию мелкой моторики способствуют все виды изобразительной деятельности : лепка, рисование, аппликация и конструирование. Отличным способом развития пальчиков у детей являются специальные обучающие игрушки-тренажёры. Они могут быть фабричного производства или сделанные своими руками.

Для этого достаточно вырезать фигуру из картона или старого куска линолеума, проделать в нём отверстия и вставить туда шнурки. Лучше если действия ребёнка будут носить игровой характер - «Укрась платье для принцессы», «Пришей пуговицу», «Сплети паутинку».

Все эти упражнения не только качественно и в срок подготовят ручки малыша к более сложным скоординированным действиям, но и будут способствовать развитию речи.

Подготовка ребёнка к шнурованию обуви

Подготовительным этапом к шнурованию будет умение завязывать узелки.

Для начала стоит потренироваться на более крупных шнурках . Это могут быть:

  • пояс для одежды;
  • хозяйственная верёвка;
  • толстая пряжа;
  • яркие разноцветные ленты.

Научать детей завязывать шнурки лучше в соревновательной форме - кто больше завяжет и развяжет узелков. Сначала необходимо обучить малыша завязывать простые, декоративные, а затем и морские узлы. На этом этапе следует познакомить ребёнка с техникой макраме, когда благодаря комбинации узелков получаются целые произведения искусства.

Учим детей завязывать шнурки

После подготовительных упражнений можно начинать тренировку на обуви. Лучше если она не будет одета на ногу. Наиболее эффективным методом во время обучения будет подражание , когда взрослый на собственном примере показывает, как следует выполнять данную операцию.

Показ выполнения действие не должен осуществляться зеркально, так как у ребёнка ещё плохо развита пространственная ориентировка. Эффективней будет сесть рядом с малышом, со стороны ведущей руки и направлять его действия. Правильной будет и позиция взрослого сзади ребёнка. Научать следует на плоских, в меру мягких шнурках (шнурки круглой формы дети завязывают с трудом).

Обучение в игровой форме

Следует помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Чтобы ребёнок не потерял интерес к обучению и завязывание шнурков не превратилось в рутину необходимо осуществлять обучение в игровой форме . С целью повышения интереса малыша к занятию во время обучения можно использовать различные образовательные мультфильмы, забавные истории, потешки, стихотворения.

«Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую, чтоб из рук не вырывались, надо мной не измывались. А завязывались ловко, как велит им дрессировка, а держали бы башмак крепко-накрепко. Вот так!»

«Я шнурочек завяжу, бантик всем вам покажу».

Детьми очень любимы истории из жизни родителей. Можно рассказать ребёнку о том, как учились завязывать шнурки родители, когда были маленькими.

Техники завязывания шнурков

Существуют разные техники завязывания шнурков. Для начинающих наиболее подходящей будет техника «на два узелка» .

Для этого необходимо взять по шнурку в каждую руку и завязать их в узелок. Затем из каждого шнурка сделать петельку, накинуть одну петельку на другую и продеть ту, что сверху в получившееся отверстие. Специалисты в области дошкольной педагогики рекомендуют окрасить концы шнурка в два разных цвета, чтобы ученик точно знал, петелька какого цвета будет накладываться сверху.

Научать малыша завязывать шнурки можно и более сложным способом. Условно он называется «на один узелок». Для этого завязываем узелок из двух шнурков. Делаем из одного петельку. Второй шнурок протягиваем вокруг первого и формируем петельку, продев её в получившееся отверстие. Такой способ завязывания делает узел более крепким.

При условии систематических занятий длительностью 5−10 минут, на закрепление полученного навыка у дошкольника уйдёт от трёх до семи дней . Освоение данного навыка не только пригодится ребёнку в процессе одевания, но и повысит его самооценку.

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет - выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником - это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) - отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля - всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки - видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» - видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом - буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» - совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети - маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

Инструкция:

  1. Берём ботинки в руки - взрослый берёт один, малыш - второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш - левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход - попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

Инструкция:

  1. «Жили-были два братца - Левый и Правый» - перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» - левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» - правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте - наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, - то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Анимационный подход: мотивационные мультфильмы

Дети любят смотреть мультфильмы. Почему бы не воспользоваться этим для обучения завязывать шнурки? В интернете можно найти массу роликов с забавными мультфильмами, где герои осваивают эту премудрость. После просмотра ребёнок тоже захочет освоить это умение. Важно только закрепить полученные знания на практике, то есть на собственных ботинках или кроссовках.

Мультфильм «Барбоскины», серия «Шнурок» - видео

Мультфильм «Фиксики», серия «Узлы» - видео

Полезные игрушки

О существовании и пользе различных шнуровок для тренировки мелкой моторики уже упоминалось.

Причём их совершенно не обязательно покупать, можно сделать своими руками их плотного картона. Например, весёлые кеды.

Инструкция:

  1. Из картона вырезаем кеды.
  2. Раскрашиваем их яркими красками.
  3. Делаем шилом дырочки, в которые продеваем шнурки. Тренажёр готов.

Игры-шнуровки для отработки навыка завязывания узелка могут быть самыми разными:

  • фрукты с червячками, где червячки - это шнурки;
  • сапожки;
  • рукавички;
  • сыр с дырочками для мышки и пр.

И опять же: после работы на тренажёре нужно закрепить навык на обуви.

Фотогалерея игрушек-шнуровок

Шнуровки помогают научиться определять правый и левый ботинок
Деревянные шнуровки приятно брать в руки
Для совсем маленьких шнуровки должны быть большими
Шнуровки в виде ботинка отличное пособие, чтобы научить ребёнка завязывать шнурки

Завязать шнурки - что может быть проще? Однако дети младшего возраста так не думают, для них это целая наука сродни плетению макраме или игре на пианино. Но, поскольку никто не рождается с таким умением, ребёнку рано или поздно прийдётся осваивать этот навык. Вопрос в том, как понять, что уже пришло то время, когда можно научить малыша завязывать шнурки? Ведь успешный результат во многом зависит от того, насколько подходящий момент был выбран для обучения, а также от возраста малыша.

Как правило, дети 5–6 лет с лёгкостью овладевают этим навыком при условии, что мелкая моторика пальцев достаточно развита, и у ребёнка есть мотивация к обучению. При необходимости, или выявлении малышом желания, можно начинать подготовку с 4 лет, но главное, при этом не давить на ребёнка и при первых неудачах отложить дальнейшие занятия на более поздний период.

Для того чтобы малышу было проще в будущем научится завязывать шнурки, необходимо развивать мелкую моторику пальцев. Лепка пластилина, собирание мозаики, игры с конструктором - эти занятия способствуют тому, чтобы пальчики ребёнка стали ловчее и смогли справиться с нелёгкой задачей завязывания узлов и бантиков.

Нелишним будет познакомить малыша со шнурками, предложив ему игры с нанизыванием крупных бусин, или игрушки со шнуровками. Для наглядности такие забавы можно сделать самостоятельно нарисовав на плотном картоне ботиночки и проделав отверстия в которые нужно вставлять шнурок. А поскольку дети лучше воспринимают информацию, поданную в игровой форме, такое занятие вызовет у малыша больше интереса, чем завязывание шнурков на собственной обуви.

Если при первой попытке вы заметили, что ребёнок не готов к постижению новой для него науки, следует похвалить малыша за старание и сказать, что его пальчики ещё не готовы к такой нагрузке. Ребёнку очень важно знать, что его вины в неудаче нет, тогда при следующей попытке он не будет испытывать неуверенности, страха или негативных эмоций. А также не следует обсуждать с другими взрослыми или родственниками, проблемы, возникшие при обучении, будь то завязывание шнурков, чтение или рисование. Для вас это обыденные мелочи, а кроха воспринимает как предательство, и станет меньше вам доверять.

Не забывайте и о творческом, игровом подходе. Пусть у вашего малыша будет как можно больше дидактических игр, позволяющих тренировать мелкую моторику рук

Чтобы обучение пошло на пользу, а сам процесс доставлял радость и ребёнку и родителям, следует придерживаться таких рекомендаций:


Для того, чтобы детям было проще учиться и не путаться в верёвочках, следует подобрать не слишком длинные, крупные, плоские шнурки, яркого цвета

Мотивирующий мультик про шнурки. Барбоскины - видео

От теории к практике

Существует множество способов завязывания шнурков, некоторые из них настолько сложные, что не каждый взрослый может овладеть такими навыками. Для детей подходят самые распространённые, и условно лёгкие, способы, но сначала необходимо научить ребёнка завязывать узел, который формируется из перекрещенных между собой верёвочек и является основой для дальнейшего завязывания бантиков.

Начальный узел

  1. Возьмите два шнурка в обе руки и натяните их на себя.
  2. Затем наложите один на другой, крест-накрест.
  3. Кончик того шнурка, который оказался сверху, проденьте в образованную арку.
  4. Стяните узел, потянув за верёвочки в разные стороны.

Малыш запомнит последовательность действий если при обучении рассказать ему короткую весёлую историю. Каждое действие при вязании начального узла нужно сопровождать фразой из истории. Например:

  • жили-были два червячка - Тип и Топ;
  • однажды они повстречались;
  • они обнялись крепко-крепко;
  • и решили больше не расставаться.

Самый простой способ: стишок про зайчика и его ушки

  1. Сделайте начальный узел, который описан выше.
  2. Сформируйте петельки из свободных концов.
  3. Положите петельки крест-накрест как при завязывании начального узла, а затем проденьте верхнюю петельку под низ.
  4. Затяните бантик покрепче.

Обучая ребёнка, такой методике, которую ещё называют «бабушкин узел» или «заячьи ушки», можно рассказать стишок про зайчиков:

Зайчик-душка, у него два ушка - сделайте петельки из шнурков.

Зайчик кустик обошёл - перекрутите одну петельку об другую.

В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.

Вот и все! - затяните шнурок.

Такой метод считается самым лёгким для обучения детей, однако узел, завязанный таким способом, некрепок и может постоянно развязываться

Способ с одной петлёй

  1. Завяжите начальный узел.
  2. Сформируйте из одной верёвочки петлю.
  3. Второй верёвочкой обведите вокруг петельки и пропустите её сквозь арку так, чтобы конец оставался нетронут.
  4. На этом этапе можно затянуть бантик, но для прочности узла рекомендуется пропустить вторую петельку сквозь арку повторно, таким образом, как бы наматывая её, и только затем потянуть «ушки» в разные стороны.

Самый быстрый способ завязать бантик из шнурков


На первый взгляд, такой способ может показаться непонятным и сверхсложным для тех родителей, которые с детства привыкли завязывать шнурки на обуви «бабушкиным узлом». Однако не стоит сразу отмахиваться от такого варианта, ведь дети очень быстро обучаются всему новому и неизвестному, а значит и такой способ могут освоить и отработать до автоматизма. Но, прежде чем объяснить ребёнку, родителям, которые ещё незнакомы с этой техникой, рекомендуется потренироваться. Для наглядности можно просмотреть видеоинструкцию.

Как научить ребёнка быстрому способу завязывания шнурков на бантик - видео

У маленьких детей есть две особенности, которые помогают им развиваться и познавать этот мир - это любознательность и стремление делать всё самостоятельно. Собрал пирамидку, сам открыл шкафчик, впервые начал орудовать ложкой, всё это вызывает восторг малыша и одобрение у родителей.

Однако со взрослением, желание обучатся чему-то новому, может ослабевать, особенно если со стороны взрослых ребёнок не чувствует поддержки или часто слышит критику, снижающую его уверенность в себе, и тогда даже простое овладевание навыком завязывания шнурков может вызвать протест и отрицание. В любом случае родителям, желающим научить своё чадо, как быстро и правильно завязать шнурки самостоятельно, прийдётся запастись терпеньем и воспользоваться рекомендациями, которые и в дальнейшем помогут в таком нелёгком деле, как воспитание ребёнка.

Расскажите нам, как мы можем улучшить эту информацию?

Отношение к умению завязывать шнурки у всех родителей разное. Кто-то стремится как можно быстрее научить ребенка завязывать шнурки этому навыку, ведь скоро в детский сад. А кто-то не спешит и до школы. Но в любом случае, рано или поздно любому родителю придется столкнуться с этой проблемой.

Чтобы процесс не доставлял малышу беспокойства и не вызывал никаких негативных эмоций, родителям необходимо набраться терпения.

Существует несколько правил по обучению ребёнка завязыванию шнурков на обуви:
- подходящий возраст для обучения это 4-6 лет, так как к этому времени у ребенка формируется моторная функция.
- необходимо учитывать более раннее развитие девочек. При появлении желания у своей дочки учиться завязывать шнурки, нужно помочь ей в этом. Даже если ей не исполнилось четырёх лет.
- ребёнок должен знать, где у него находиться левая и правая нога.
- не нужно показывать ребёнку сразу несколько вариантов шнуровки. Ребёнок может в них запутаться.
- ребёнок быстрее запомнит шнуровку, если при этом повторять одни и те же слова-объяснения.
- помогать ребёнку в завязывании шнурков лучше находясь с боку или сзади.

Не каждому ребенку дается освоить умение завязывать шнурки за один вечер. Скорее всего, родителям придется повторять эту процедуру с малышом несколько раз в течение нескольких дней.

Начинать обучение можно, как только малыш проявил интерес к шнуркам. Это же так здорово, вытаскивать шнурок и просовывать его обратно в дырочку! Желательно приобрести для этой цели, специально созданные детские игрушки-шнуровки, но можно при желании и изготовить их своими руками. Благодаря подобным игрушкам малыши быстрее осваивают новое обучение. Ниже Вы можете увидеть один из вариантов самодельной шнуровки для тренировок.

Сядьте с ребенком так, чтобы он не повторял ваши движения зеркально. Положите перед ним шнуровку или обувь, и начните с простого — завязывания обычного узла. Когда ребенок освоит этот навык, можно переходить к бантикам.

Способов завязывания шнурков довольно много, но не стоит сразу загружать ребенка информацией, для начала лучше выбрать самый простой метод. Смысл в том, что «ушко» формируется только из одного шнурка, а второй продевается в петельку из скрещенных шнурков, но высовывается с другой стороны не до конца Такой метод называется «бантик».

Второй способ тоже довольно прост: «ушки» формируются у обоих шнурков и завязываются как обычный узелок. Такой метод называется «бабушкиным узлом».

Когда маленькие ручки с первого раза будут завязывать простые бантики, можно попробовать освоить и более сложные узлы.

Важный момент в любом обучении — это похвала. Даже, если у ребенка в двадцатый раз ничего не получилось — не ругайте, иначе возникнет ассоциация: шнурки — неудача — будут ругать. Уделяйте хотя бы 10 минут в день этой процедуре и ваш малыш вскоре освоит этот навык.

Для того, чтобы обучение было веселее и проще, можно использовать сказки и стихи, представленные ниже.

Встретились два червячка Бим и Бом (левый и правый) .
«Пошли гулять?» «Пошли!» (перекрест шнурков)
Взялись за ручки (узел). Идут -веселятся (шнурками помахать:))))
Навстречу зайчики (делаем уши из шнурков) Придумайте имена зайцам….Зайцы приглашают ЧЕРВЯЧКОВ пить чай.
Берутся все за руки (перекрест ушей) и бегут в норку (одно ухо в дырочку) .

Ты хочешь завязать шнурки?
Не бойся, это пустяки.
Берешь шнурок, петля крючок,
О, чудо! Вышел узелок.
Сначала нужно их стянуть,
Потом продеть и захлестнуть.
Петля, крючок и вот,
Ботинок не спадет.

Зайчик-душка,
У него два ушка! — Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. — Просовываем петельку в дырочку .
Вот и всё! — Затягиваем!

Навык завязывания шнурков на сегодняшний момент не является жизненно необходимым, так как существует немало разновидностей обуви, снабженной застежками иного типа. Однако подобное умение не будет лишним, поэтому родителям стоит задуматься, как научить ребенка завязывать шнурки.

Не стоит требовать от двухлетней крохи умения красиво завязывать шнурки, необходимые навыки дети, как правило, приобретают к 4-6 годам. Причем, девочки, обычно, овладевают этим непростым умением раньше мальчиков.

Чтобы быстро научить ребенка завязывать шнурки, необходимо с раннего возраста заниматься с ним упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики пальчиков.

Младенцам нужно регулярно массировать пальчики, обучать их различным играм, в которых звучный ритмичный стишок сопровождается выполнением определенных действий руками – «ладушки», «сорока-ворона» и пр.

Деткам с двух лет можно предложить игры по сортировке бусин и пуговиц (разумеется, такие игры должны проходить под контролем мамы, чтобы малыш не сунул игровой элемент в рот или в нос). Полезно рисование пальчиками на песке (крупе), использование пальчиковых красок, лепка из пластилина и пр.

Ребенку трех лет можно приобрести специальные игрушки-тренажеры по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков.

Сделать игрушку-шнуровку легко можно и самостоятельно. Для этого нужно вырезать из плотного картона заготовку (можно в форме ботинка) и сделать в ней два параллельных ряда дырочек. Осталось купить несколько ярких шнурков – и отличное пособие по освоению способов шнуровки и завязыванию узелков и бантиков готово.

Читайте также: Как приучить годовалого ребенка к горшку? Плюсы, минусы и способы обучения

Какой способ завязывания шнурков выбрать?

Завязать шнурки можно двумя основными способами: используя одну петлю или две. Первый способ позволяет получить более прочный узел, зато второй существенно легче.

При проведении обучения нужно выбрать один из способов, причем схема движений всегда должна быть одной и той же. Показать второй способ завязывания можно будет только после того, как ребенок будет выполнять все действия «на автомате».

Первый способ ,наиболее простойс двумя петлями, который принято называть «бабушкиным узлом». Он очень прост: нужно из свободных концов шнурка сложить две петельки, затем перекрестить их и завязать узелок, протаскивая одну из петель через серединку образованной «арки».

При обучении этому способу нужно показать весь процесс поэтапно. Научить складывать аккуратные петельки, которые так похожи на заячьи ушки, а затем завязывать и хорошо затягивать узелок.

Проще всего научить ребенка завязывать шнурки в игровой форме. Например, можно рассказать такую сказку: « Встретились две гусенички (свободные концы шнурков) и решали пойти гулять, взявшись за ручки (завязываем узелок). А им на встречу прыгают мальчики-зайчики (делаем петельки из свободных концов), которые пригласили гусениц пить чай. Взялись они за ручки (перекрещиваем петельки), да и прыгнули в норку (просовываем петельку в «арку») и затягиваем узелок.

Второй способ с одной петелькой несколько сложнее, но зато надежнее. Чтобы научить ребенка завязывать этот вид узла можно рассказать следующую сказку: «Зайчик по имени Бом считал, что он самый быстрый (складываем из одного свободного конца шнурка петельку). Но другой зайчик по имени Бим решим обхитрить Бома. Он оббежал вокруг него (вторым свободным концом обводим первую петлю) и первым оказался на финише (вытягиваем вторую петлю из серединки и затягиваем узел).

Читайте также: Как научить ребенка прыгать на скакалке? Развиваем выносливость и координацию

Разумеется, родители могут придумать другие сказки, заменив зайчиков гоночными машинками или феями, в зависимости от интересов ребенка. Но придуманную один раз сказку нужно запомнить и постоянно повторять ее до тех пор, пока ребенок не приобретет устойчивый навык. Вместо сказок можно придумать считалочку или просто четко комментировать каждое действие ребенка.

Собственный пример

Чтобы быстро и просто научить ребенка завязывать шнурки, хорошо бы показать, как это делается на собственном примере. Для этого мама или папа встают рядом с ребенком, и начинают вместе с ним шнуровать ботинок (каждый свой), проговаривая комментарии, которые малыш уже запомнил.

При таком методе обучения важно вставать сбоку от ребенка, а не напротив, так как в последнем случае, малыш, повторяя движения, может легко перепутать правую и левую стороны.

Полезные советы

В обучении ребенка могут помочь следующие советы:

  • Начинать обучение рекомендуется на крупных предметах. Это необязательно должны быть шнурки, их вполне может заменить поясок от маминого халата. Освоив процесс завязывания узелка и бантика на пояске, ребенок гораздо проще справится с ботинками.
  • Помните, что «повторение – мать ученья». Настройтесь на то, что нужно будетпоказывать процесс завязывания снова и снова. При этом нужно постараться разбить процесс на этапы (в этом очень помогут сказки или стишки).
  • Если ребенок взялся сам завязывать шнурок, то не нужно хватать его за руки, чтобы исправить ошибку. Постарайтесь обойтись словесными указаниями.
  • Занятия должны проходить в доброжелательной форме, даже если малыш не справляется, нельзя терять терпение, сердиться или называть ребенка неумехой.
  • А вот похвала очень поможет в процессе обучения. Но и тут перебарщивать не стоит. Если ребенок завязал кривой и непрочный бантик, похвалите его, но отметьте, что он вполне может сделать и лучше, если немного потренируется.
  • Большие сложности с обучением возникают в тех семьях, где ребенок левша, а мама и папа правши или наоборот. В этом случае, желательно, найти кого-то из родственников или знакомых, у которых «ведущей» является левая рука, чтобы он показал ребенку, как справляться со шнурками.