Просвещение родителей. Программа родительского просвещения «Родительский Университет» учебно-методический материал по психологии на тему Программа психологического просвещения родителей
Страница 19 из 35
Педагогическое просвещение родителей
Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.
В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.
Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.
Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.
Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.
Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.
Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.
День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:
1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;
2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;
3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;
4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;
5 - просмотр художественного фильма учащимися;
6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).
Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.
Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:
Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.
Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.
Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.
Оглавление |
---|
Совершенствование воспитательных возможностей семьи. |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения |
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения |
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе |
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе |
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей |
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению |
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах |
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России |
Взаимодействие семейного педагога с родителями |
Социальный педагог семейного типа |
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей |
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи |
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ |
Рубрика (тематическая категория) | Педагогика |
Вторая функция работы классного руководителя с родителями - их психолого-педагогическое просвещение.
* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136-141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе
помочь школьнику учитьсяʼʼ, ʼʼДуховное развитие современного школьникаʼʼ, ʼʼКак помочь школьнику выбрать будущую профессиюʼʼ^ ʼʼШкольник в рыночных отношениях современного обществаʼʼ, ʼʼПредупреждение правонарушений несовершеннолетнихʼʼ и др.
>- Родительские лекторий по микрогруппам родителей на базе их групповых интересов: для родителей школьников-туристов; для родителей школьников, избравших педагогическую профессию; для родителей трудных детей; для родителей одаренных детей; для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.
>‣‣‣ Поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на базе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса. Разумеется, эта форма родительского всеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юридической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога, социального работника, приглашенных специалистов - врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специальной литературой.
>‣‣‣ Индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские, юридические), осуществляемые специалистами в консультациях ʼʼСемья и бракʼʼ, женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.
>‣‣‣ Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей...
ния воспитывающей среды, увеличения диапазона позитивных влияний на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.
В практике современной школы бывают использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:
О участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоустройство школы и т.д.);
О участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета͵ праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПапа, мама и я - спортивная семьяʼʼ); О участие родителей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;
О участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинетов профориентации; О ведение факультативов и кружков согласно профилю
своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся
О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;
О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства образования* рекомендованы для внедрения в практику
Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 200], № 4. С. 252-256.
448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе
участия родителей в деятельности школы, класса такие формы.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ школьников. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это бывают конкурсы: ʼʼСемья-эрудитʼʼ, ʼʼСемейное увлечениеʼʼ; читательские конференции ʼʼКруг семейного чтенияʼʼ.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок. Выставки ʼʼМир наших увлеченийʼʼ.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: ʼʼДень мамыʼʼ, ʼʼДень отцаʼʼ, ʼʼДень бабушек и дедушекʼʼ, ʼʼДень моего ребенкаʼʼ, ʼʼДень взаимного благодаренияʼʼ; игровые семейные конкурсы: ʼʼСпортивная семьяʼʼ, ʼʼМузыкальная семьяʼʼ, конкурс ʼʼМужчины на поверкеʼʼ (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста͵ преодоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вредных привычек (курения, употребления спиртных напитков, наркотических и токсичных средств), помощи в преодолении дурного влияния асоциальных и антисоциальных неформальных объединений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семьях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со сводными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.
И еще это индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся; аморальными и противоправными; вовлекающим детей в пьянство и преступную деятельность; семьями с повышенной конфликтностью; семьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный руководитель осуществляют совместно с правоохранительными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.
РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ |
И последняя, пятая функция - это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.
Наш опыт показал, что в идеале активом бывают все родители, в случае если родительское самоуправление строить параллельно с детским; если дочка - культорг, то и мама с папой помогают в данном; если сын - ʼʼказначейʼʼ, то и мама или папа - держатель классной кассы; родители туроргов или физоргов - турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) -* председатель родительского комитета и 2-3 человека для социально-бытовой комиссии,
15. Заказ №1233.
450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
2 человека - в родительский комитет школы (или совет школы, в случае если таковой функционирует).
Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей -- родительскими комитетами школы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами воинских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяется статусом и положением (либо уставом) соответствующей общественной организации. В компетенцию их может входить:
Оказание материальной помощи школе, отдельным се мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма териальные отчисления предприятий);
Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
Связь с административными и правоохранительными органами;
Помощь школе и классам в проведении воспитатель ной работы с учащимися;
Участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; ока зание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителей, нерадиво отно сящихся к воспитанию детей и др);
Объединение родителей по семейным проблемам (шко ла молодых родителей; союз, ассоциация, клуб моло дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди телей-инвалидов и родителей детей-инвалидов, досу- говые семейные клубы);
Установление связи с учреждениями культуры и допол нительного образования.
Так, к примеру, в школе № 49 ᴦ. Твери создана общественная родительская организация ʼʼСемья и школаʼʼ, при которой работают несколько комиссий, решающих насущные проблемы семейного воспитания: комиссия охраны прав детства и социальной.защиты; образовательная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из
В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или практически все функции. Назовем некоторые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитивного характера) педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошедший период; детские праздники, посвященные родителям; различного рода состязания ʼʼВзрослые и детиʼʼ (интеллектуальные, спортивные, игровые).
Творчески работающим учителем бывают ʼʼизобретеныʼʼ нестандартные формы общения и взаимодействия учителей, родителей и детей. К примеру, ʼʼпедагогический рингʼʼ, ʼʼпедагогический треугольникʼʼ, ʼʼчаепитие по пятницамʼʼ, открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (к примеру, на тему ʼʼЛюбовь к детям, какая она?ʼʼ, ʼʼЧто значит семейный уют?ʼʼ, ʼʼХорошая семья -- какой ей быть?ʼʼ), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей...
Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения педагога с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (группе детей или классу в целом): ʼʼчто хорошего я могу сказать...ʼʼ. И дальше перечень положительных черт характе-
452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе
ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителями трудного ученика, недостойного поведения учащихся, печального или возмутительного события в классе... Что дает данный элемент встречи с родителями? Прежде всего взаимное расположение родителей и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или классом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителей - с другой, ибо постепенно в сознании родителя утверждается мысль: ʼʼОн (она) аналогично тому, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему (ей) можно доверить мои заботы и тревоги: вот кто мне может помочьʼʼ. Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная ʼʼподстройкаʼʼ чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.
2. Следующий элемент должна быть выражен в словах школьного педагога: ʼʼ...но меня беспокоит...ʼʼ И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При чем важно выражение недовольства, негодования, воз мущения и т.д. в форме беспокойства; ведь мы оба лю бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто рон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родите лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).
3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
ет место дома и в школе, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального протекания крайне важно создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрезвычайно важны союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность, ибо в противном случае сокрытие важных причин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.
4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителей мер воспитательного воздействия на ребен ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут ного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероп риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол нующим отдельных учащихся, их родителей, класса в целом и коллектив родителей. При этом хорошо, в случае если са мое активное участие в делах класса примут родители.
5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта͵ общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избран ных средств, методов и приемов. Это общие договорен ности типа: ʼʼДавайте не будем унижать его (ее) подозре нием (недоверием, мелочной опекой...)ʼʼ, ʼʼНадо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и домаʼʼ, ʼʼНам, очевидно, нужно почаще контактировать, чтобы не утратить так крайне важно го сейчас контроляʼʼ, ʼʼК вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школеʼʼ, ʼʼНужно переменить тактику строгости и ули чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контрольʼʼ, ʼʼЧтобы сформировать культу ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре дельно дисциплинированны и культурныʼʼ и т.п.
Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, делают все более и более продуктивными, постепенно при-
Предмет особой заботы классного руководителя - возникновение конфликтов ʼʼродители & школаʼʼ. Οʜᴎ могут быть разнообразны, как разнооб-‣‣‣ разны и причины, их породившие. К ним нужно относиться серьезно, ибо они нарушают единство и системность воспитательного процесса. Надо тщательно изучить причины, расстановку позиций всех участников конфликта и в логике названных выше пяти элементов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоления конфликта*.
Вопросы для самопроверки и размышления
Философское, психологическое и педагогическое обосно-
вание крайне важно сти работы школы, классного руководителя с родителями учащихся.
2. Понятие ʼʼвоспитание родителейʼʼ: в чем его смысл? Како во назначение?
3. Основные функции работы школы, классного руководите ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание этой работы?
4. Этико-психологические основы и методические правила работы школьного педагога с родителями учащихся.
5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.
Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993.
Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.
Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.
Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.
Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.
6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся
Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,
Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.
Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М, 2000.
Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
Помощь родителям в воспитании детей / Пер.
Размещено на реф.рф
с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.
* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37-47.
Вместо заключения
ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ" 2017, 2018.
Программа
психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.
В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.
Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.
Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.
Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:
Конституция Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период
до 2025 года»;
Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;
Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;
2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;
3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;
4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;
5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;
Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.
Здоровый образ жизни. Половое воспитание.
Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.
Профилактика жестокого обращения в семье.
Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Профориентация.
Популярная психология.
Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.
Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.
Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.
Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.
Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.
В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Планируемые результаты:
повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;
формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;
формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;
профилактика негативного семейного воспитания;
сокращение числа неблагополучных семей;
Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год
Календарно - тематическое планирование педагога-психолога
Наименование раздела (направления) | Тема мероприятия (форма) | Кол-во часов | Аудитория | Дата проведения |
Детская психология | Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся | Вновь прибывшие | ||
Детская психология | Подвижные и медлительные дети. Лекция | Родители обучающихся 3а кл, 3б кл | ||
ЗОЖ. Половое воспитание | Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений. | |||
Профориентация | Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей. | |||
«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол. | 1-2 кл, 1 кл | |||
Детская психология | «Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар. | |||
Профилактика | «Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга | |||
«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция. | 4а кл, 4б кл | |||
Профилактика | Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар. | 7а кл, 7б кл | ||
Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар. | Родители обучающихся «группы риска» | |||
Психология личности | Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум. | д/о «Родительский клуб» | ||
Женская и материнская психология. Тренинг. | д/о «Родительский клуб» | |||
Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция. | ||||
Адаптация | Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу. | |||
Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено. | 5а кл, 5б кл | |||
Профилактика | Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви. Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей. Гармоничные семейные отношения и почему их нет. Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия. Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него. Почему дети не выполняют обещания. Компания в жизни старшеклассников. | Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска». |
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
МОУ Атамановская СОШ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в нашей школе начнется эксперимент в 1-ом классе по переходу начальной школы на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом. Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения проводится «Родительский лекторий». Он организуется на базе школы как специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получат информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. В связи с тем, что по причине болезни, командировки не все родители смогут посещать лекторий регулярно, для этих родителей изложенная информация будет продублирована в тезисном изложении и размещена на школьном сайте. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного взаимодействия в период внедрения стандартов второго поколения. Программа рассчитана на 9 занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения. Каждая тема лектория сопровождается примерным планом, методическими материалами, литературой и Интернет-ресурсами. Кроме того, предлагается перечень коллекции электронных образовательных ресурсов и образовательных порталов, материалы которых могут быть использованы на любом занятии. Для того чтобы взаимодействие с родителями было максимально эффективным - оптимальное время проведения лектория не более 1 часа. Занятия будут начинаться с небольшой разминки (интерактивных упражнений, теста, игры и т.п.) и заканчиваться рефлексией (обсуждением новой информации и обменом впечатлениями). Предполагается предоставление участникам раздаточного материала (буклеты, памятки, схемы и т.п.), которые подкрепляют или дополняют знания, полученные родителями на занятии. В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Педагогическая культура: шпаргалка для родителей.
Цель: вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка в начальной школе и сформировать понимание роли родителя в образовании ребенка, осваивающего программу на основе стандартов нового поколения.
План проведения:
1. Проведение опроса (анкетирование родителей для выявления их педагогической культуры, определения типа воспитания в семье).
2. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки родителей и пути их преодоления.
3. Организация взаимодействия семьи и школы: от родительского собрания до Интернет-форума (обратная связь педагогов и родителей: собрание, консультирование, лекторий, школьный сайт, сайт Федеральных Государственных стандартов).
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: Секреты успешной учёбы в начальной школе
Цель: познакомить родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения, предложить рекомендации по созданию оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь.
План проведения:
1. Презентация памяток и буклетов – «Построение образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения», «Особенности первой ступени общего образования», «Планируемые результаты начального общего образования».
2. Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе? 3. Секреты успешной учёбы: советы родителям.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Образовательные потребности государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения
Цель: рассмотреть понятие образовательных потребностей социума как заказа государства и общества на образовательные услуги системе образования на уровне школы, изучить способы их выявления, а также учет запроса на образовательные услуги при формировании образовательных программ ступеней общего образования.
План проведения:
1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей.
2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.
3. Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.
4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.
План проведения:
1. Экспресс-опрос «Мой досуг 20 лет назад».
2. Обсуждение результатов изучения межличностных отношений в детском коллективе.
3. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.
4. Моделирование «Идеальная модель досуга ребенка».
ЗАНЯТИЕ 5
Тема: Общественное участие в управлении образовательным учреждением. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общественный договор как отражение взаимной ответственности за качество образования.
Цель: рассмотреть перспективу активизации участия родителей в управлении образовательным учреждением; обсудить обязанности и права участников образовательного процесса и степень реализации предоставляемых прав; дать оценку реальности существования общественного договора на образование.
План проведения:
1. Основные формы участия родителей в управлении образованием.
2. Права и обязанности участников образовательного процесса.
3. Общественный договор как итог согласования интересов участников образовательного процесса в результатах образования.
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: Как оценивают Вашего ребёнка в школе?
Цель: познакомить родителей с современными принципами и особенностями оценивания учебных и внеучебных достижений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО; с особенностями и правилами проведения итоговой контрольной работы; с особенностями и правилами проведения комплексной проверочной работы; способствовать формированию у родителей желания подробнее узнать о ФГОС НОО.
План проведения:
1. Требования по оцениванию планируемых результатов начального общего образования. 2. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
3. Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.
4. Итоговая проверочная работа, правила проведения и оценивания.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Федеральный государственный стандарт и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Цель: рассмотреть факторы, влияющие на формирование здоровья школьников, представить систему гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса, осветить основные направления деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению школьников.
План проведения:
1. Факторы, формирующие здоровье школьников.
2. Система гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования.
3. Принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса.
4. Основные направления оздоровительной работы в образовательном учреждении.
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: Как помочь ребенку стать исследователем? Или Проектная деятельность в начальной школе.
Цель: формирование у родителей системы теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для организации и проведения проектной деятельности; привлечение родителей к внедрению проектов в образовательное пространство школы. План проведения:
1. Результаты анкетирования детей и родителей. Посещение выставки «Участвуя в проектах…».
2. Особенности проектной деятельности в начальной школе.
3. Практическая работа: «Ярмарка проектных идей».
ЗАНЯТИЕ 9
Тема: Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?
Цель: показать пути позитивной социализации ребенка в семье и образовательном учреждении как основного направления реализации стандартов второго поколения, помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем возраста
План проведения:
1. Анализ жизненных ситуаций.
2. Социализация и воспитание: кто кого «победит»?
3. Создание памятки «Как воспитать успешную личность?»