Просвещение родителей. Программа родительского просвещения «Родительский Университет» учебно-методический материал по психологии на тему Программа психологического просвещения родителей

Страница 19 из 35

Педагогическое просвещение родителей

Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми.

В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч. Целью педагогического всеобуча является проведение научно-методической работы, которая охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом направлении проводит школа. Для педагогического просвещения родителей в школах создаются лектории по семейному воспитанию, народные университеты педагогических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методические конференции и семинары по обмену опытом семейного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кинофильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу c учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители получают педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на предприятиях, по месту работы родителей. Для родителей делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, оформляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководители и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

Рассмотрим основные формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

Вся работа школы с семьей делится на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Цель педагогического лектория - привлечение внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Педагогический всеобуч лучше начинать в I - II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы - завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и педагогическим всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется назревшая проблема семейного воспитания. Проводится ее изучение в школе и в семье по темам: «Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру - через прекрасное» и др.

День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, его обычно проводят в последние дни школьных каникул перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника и т.д. Примерная схема праздника:

1 - концерт в актовом зале минут на 30 для родителей I-XI классов с предварительным выступлением школьного актива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

2 - встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I - IV классах готовят сувениры и вручают их родителям;

3 - посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;

4 - спортивные соревнования на приз родительского комитета;

5 - просмотр художественного фильма учащимися;

6 - фильмы для родителей (например, «Первый ребенок», «Верните мне сына» и др.).

Конечно, вариантов может быть много. Главное - показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания - традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний - проблемная формулировка тем собраний, например: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?» и др. Но должна быть не только проблемная формулировка, но и заинтересованное проведение собрания. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогают воспитанию детей?» могут быть поставлены вопросы:

Припомните, какие жизненные трудности закаляли ваш характер, вырабатывали волю.

Припомните и охарактеризуйте состояние вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

Часто ли вы видите своего ребенка в ситуации преодоления трудностей?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся и педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; готовность к оказанию помощи; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.



Оглавление
Совершенствование воспитательных возможностей семьи.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе
Взаимодействие школы и семьи на современном этапе
Особенности взаимодействия дошкольных учреждений с некоторыми типами семей
Подготовка ребенка к дошкольному учреждению
Особенности взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в зарубежных странах
Специфика педагогической деятельности домашнего педагога в условиях современной России
Взаимодействие семейного педагога с родителями
Социальный педагог семейного типа
Исторические аспекты формирования педагогической культуры у родителей
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Рубрика (тематическая категория) Педагогика

Вторая функция работы классного руководителя с родителями - их пси­холого-педагогическое просвещение.

* Подробно об этом см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 136-141; Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

446 Глава VI Организация воспитательного процесса в школе

помочь школьнику учитьсяʼʼ, ʼʼДуховное развитие со­временного школьникаʼʼ, ʼʼКак помочь школьнику выб­рать будущую профессиюʼʼ^ ʼʼШкольник в рыночных от­ношениях современного обществаʼʼ, ʼʼПредупреждение правонарушений несовершеннолетнихʼʼ и др.

>- Родительские лекторий по микрогруппам родителœей на базе их групповых интересов: для родителœей школь­ников-туристов; для родителœей школьников, избрав­ших педагогическую профессию; для родителœей труд­ных детей; для родителœей одаренных детей; для роди­телœей учащихся, занимающихся в различных кружках, секциях, студиях и т.д.

>‣‣‣ Поклассное просвещение родителœей, осуществляемое классным руководителœем на базе задач воспитания, систематически проводимого изучения учащихся и клас­сного коллектива, содержания и методики воспитатель­ного процесса. Разумеется, эта форма родительского всœеобуча наиболее эффективна, но и требует высокого уровня писхолого-педагогйческой, медицинской, юри­дической подготовленности классного руководителя. Поклассное просвещение родителœей может проводиться и в различных формах: конференций (отцов, мам, ба­бушек и дедушек), проблемные конференции всœех ро­дителœей; индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителœей-предметников, школь­ного психолога, социального работника, приглашен­ных специалистов - врачей, психологов, работников культуры и т.д. Можно использовать и обмен специ­альной литературой.

>‣‣‣ Индивидуальные консультации (психологические, пе­дагогические, медицинские, юридические), осуществ­ляемые специалистами в консультациях ʼʼСемья и бракʼʼ, женских консультациях по месту жительства, в школе во время дня открытых дверей и т.д.

>‣‣‣ Различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителœей...

ния воспитывающей среды, увеличения диапазона пози­тивных влияний на развивающуюся личность школьни­ка, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителœей, родителœей и детей в ходе этой деятельности.

В практике современной школы бывают использо­ваны различные формы вовлечения родителœей в совмес­тную с детьми деятельность:

О участие во всœех формах внеурочной деятельности, орга­низуемой классным руководителœем (походы, экскур­сии, вечера, турниры, состязания, ремонт и благоус­тройство школы и т.д.);

О участие родителœей в подготовке общешкольных тради­ционных форм работы (вечеров встреч выпускников, школьного турслета͵ праздника Последнего звонка, выпускного вечера, состязаний типа ʼʼКВНʼʼ, ʼʼЧто? Где? Когда?ʼʼ, ʼʼПапа, мама и я - спортивная семьяʼʼ); О участие родителœей в создании и функционирований различных школьных.производственных кооперативов; О подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам России и мира;

О участие в профориентационной работе школы: встре­чи с учащимися, экскурсии на предприятия, проф-консультаций, оборудование кабинœетов профориента­ции; О ведение факультативов и кружков согласно профилю

своей профессиональной деятельности; О ведение микрокружков (5-6 человек) для учащихся

О участие в работе советов школы, советов -содействия семье и школе, школьных и классных родительских комитетов;

О оказание материальной помощи в реализации различ-. ных. школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями, фирмами и т.д. Так, в методических рекомендациях Министерства об­разования* рекомендованы для внедрения в практику

Журнал ʼʼНародное образованиеʼʼ, 200], № 4. С. 252-256.

448_ _Глава VI. реализация воспитательного процесса в школе

участия родителœей в деятельности школы, класса такие формы.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, тур­ниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предмет­ных газет, заседания, отчеты научных обществ школьни­ков. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосред­ственно участвовать в мероприятиях, создавая собствен­ные или смешанные команды. Это бывают конкурсы: ʼʼСемья-эрудитʼʼ, ʼʼСемейное увлечениеʼʼ; читательские кон­ференции ʼʼКруг семейного чтенияʼʼ.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинœетов, благоустройство и озелœенение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распро­дажа семейных поделок. Выставки ʼʼМир наших увлеченийʼʼ.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка кон­цертов, спектаклей. Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей. Соревнования, конкурсы, КВНы, туристские походы, слеты, экскурсионные поездки. В домашних клу­бах выходного дня родители организуют деятельность дет­ских групп, сформированных с учетом интересов и симпа­тий. Широкое распространение получают семейные праз­дники и фестивали: ʼʼДень мамыʼʼ, ʼʼДень отцаʼʼ, ʼʼДень ба­бушек и дедушекʼʼ, ʼʼДень моего ребенкаʼʼ, ʼʼДень взаимного благодаренияʼʼ; игровые семейные конкурсы: ʼʼСпортив­ная семьяʼʼ, ʼʼМузыкальная семьяʼʼ, конкурс ʼʼМужчины на поверкеʼʼ (соревнования между отцами и сыновьями), совместная деятельность в творческих объединœениях раз­личной направленности, музеях.

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Другое направление заботы классного руководителя -это оказание родителям психолого-педагогической помо­щи в решении трудных проблем семейного воспитания: разрешения противоречий подросткового возраста͵ пре­одоления трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; профилактика формирования вред­ных привычек (курения, употребления спиртных напит­ков, наркотических и токсичных средств), помощи в пре­одолении дурного влияния асоциальных и антисоциаль­ных неформальных объединœений молодежи, профилактика правонарушений, специфика воспитания в разных семь­ях; однодетных и многодетных, неполных (когда одна мама, один отец или бабушка и дедушка), семьях со свод­ными детьми, с низким (или высоким) материальным обеспечением, семьях с жестким обращением с детьми и др.

И еще это индивидуальная работа с неблагополучны­ми семьями учащихся; аморальными и противоправны­ми; вовлекающим детей в пьянство и преступную дея­тельность; семьями с повышенной конфликтностью; се­мьями, не обеспечивающими надлежащего развития и воспитания детей и т.п. Эту работу школа и классный ру­ководитель осуществляют совместно с правоохранитель­ными органами: инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, отделами охраны прав ребенка и опеки департаментов образования, прокуратурой и судом, с общественными организациями.

РАБОТА С РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ

И последняя, пятая функция - это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общест­венными организациями родителœей.

Наш опыт показал, что в идеале активом бывают всœе родители, в случае если родительское самоуправление стро­ить параллельно с детским; если дочка - культорг, то и мама с папой помогают в данном; если сын - ʼʼказначейʼʼ, то и мама или папа - держатель классной кассы; роди­тели туроргов или физоргов - турорги и физорги тоже. Правда, есть специфические должности (по выбору иди самовыдвижению) -* председатель родительского коми­тета и 2-3 человека для социально-бытовой комиссии,

15. Заказ №1233.

450 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

2 человека - в родительский комитет школы (или совет школы, в случае если таковой функционирует).

Возможно создание совместного с детьми совета класса. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными органи­зациями родителœей -- родительскими комитетами шко­лы и класса, школьными советами, Советами по месту жительства и на предприятиях, женскими Советами во­инских организаций, попечительских советов, Советов отцов и т.д. Содержание общей деятельности определяет­ся статусом и положением (либо уставом) соответствую­щей общественной организации. В компетенцию их мо­жет входить:

Оказание материальной помощи школе, отдельным се­ мьям и учащимся (через нахождение спонсоров, ма­ териальные отчисления предприятий);

Коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;

Связь с административными и правоохранительными органами;

Помощь школе и классам в проведении воспитатель­ ной работы с учащимися;

Участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций, лекториев; ока­ зание материальной помощи и моральной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям; моральное и правовое воздействие на родителœей, нерадиво отно­ сящихся к воспитанию детей и др);

Объединœение родителœей по семейным проблемам (шко­ ла молодых родителœей; союз, ассоциация, клуб моло­ дой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, роди­ телœей-инвалидов и родителœей детей-инвалидов, досу- говые семейные клубы);

Установление связи с учреждениями культуры и допол­ нительного образования.

Так, к примеру, в школе № 49 ᴦ. Твери создана обще­ственная родительская организация ʼʼСемья и школаʼʼ, при которой работают несколько комиссий, решающих на­сущные проблемы семейного воспитания: комиссия ох­раны прав детства и социальной.защиты; образователь­ная, культмассовая и финансовая комиссии. У каждой из

В практике школ используются такие организационные формы работы с родителями, в которых фактически реализуются сразу несколько или прак­тически всœе функции. Назовем неко­торые из них: родительские собрания и конференции, дни открытых дверей в школе и в классе, переписка (позитив­ного характера) педагогов и родителœей, благодарственные письма родителям, итоговые совместные с учащимися собрания с демонстрацией достижений детей за прошед­ший период; детские праздники, посвященные родите­лям; различного рода состязания ʼʼВзрослые и детиʼʼ (ин­теллектуальные, спортивные, игровые).

Творчески работающим учителœем бывают ʼʼизобре­теныʼʼ нестандартные формы общения и взаимодействия учителœей, родителœей и детей. К примеру, ʼʼпедагогический рингʼʼ, ʼʼпедагогический треугольникʼʼ, ʼʼчаепитие по пят­ницамʼʼ, открытые уроки для отцов и матерей, педагоги­ческие практикумы, диспуты (к примеру, на тему ʼʼЛю­бовь к детям, какая она?ʼʼ, ʼʼЧто значит семейный уют?ʼʼ, ʼʼХорошая семья -- какой ей быть?ʼʼ), семейные празд­ники, вечера, клубы общения, миникружки под руко­водством родителœей...

Успешность (либо неуспешность) пе­дагогического взаимодействия шко­лы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педа­гога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями. В основу любого общения пе­дагога с родителями (будь то родительское собрание, ин­дивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка ученика) должны быть положены пять обязательных элементов. Отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы: 1. Выражение позитивного отношения к ученику (груп­пе детей или классу в целом): ʼʼчто хорошего я могу ска­зать...ʼʼ. И дальше перечень положительных черт характе-

452 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

ра, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в классе, характеристика елœе заметного или зна­чительного продвижения в учебе, нравственных поступ­ках, духовном развитии детей, преодолении негативных явлений прошлого... Даже если это встреча с родителя­ми трудного ученика, недостойного поведения учащих­ся, печального или возмутительного события в классе... Что дает данный элемент встречи с родителями? Прежде всœе­го взаимное расположение родителœей и педагога: психо­терапевтический настрой, самовнушение педагога на то, что он имеет дело с нормальным ребенком (или клас­сом), в котором много хорошего (даже если это хорошее и не видно невооруженным глазом) - с одной стороны. И настрой на педагога и внимательное восприятие его советов со стороны родителœей - с другой, ибо посте­пенно в сознании родителя утверждается мысль: ʼʼОн (она) аналогично тому, как и я, любит моего ребенка, уважитель­но к нему относится, ему (ей) можно доверить мои за­боты и тревоги: вот кто мне может помочьʼʼ. Это очень важно, так как предмет озабоченности и у школьного педагога, и у родителœей один - проблемы ребенка. И здесь происходит, как говорят психологи, своеобразная ʼʼпод­стройкаʼʼ чувственной родительской и общественной (школьного педагога) позиций родителœей в отношении ребенка. Положительно и то, что при будущих встречах и родителœей, и педагогов с ребенком, группой детей или с классом не будет нервозно-обвинительных сцен.

2. Следующий элемент должна быть выражен в словах школьного педагога: ʼʼ...но меня беспокоит...ʼʼ И дальше суть того негативного, ради чего встреча и задумана. При­ чем важно выражение недовольства, негодования, воз­ мущения и т.д. в форме беспокойства; ведь мы оба лю­ бим, уважаем, ценим ребенка и в равной мере заинтере­ сованы в решении его проблем. Такая постановка проблемы обеспечивает атмосферу спокойного подхода обеих сто­ рон, заинтересованность, доброжелательность, общую озабоченность в решении проблемы, принятие родите­ лями сообщения о чем-то негативном в их сыне (дочери).

3. Выявление и анализ причин, породивших данное негативное явление в личности ученика, в особенностях группы или класса, тех обстоятельств, в которых оно име-

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

ет место дома и в школе, следствием каких других явле­ний и процессов является. Ведь процесс воспитания -процесс многофакторный. И для его нормального проте­кания крайне важно создание гармоничной воспитывающей среды -- усиление позитивных факторов и устранение, либо нейтрализация факторов отрицательных. Здесь чрез­вычайно важны союз педагогов и родителœей, их взаим­ная расположенность и доверительность, полная откро­венность, ибо в противном случае сокрытие важных при­чин одной из сторон ведет к выбору неадекватных средств методов и приемов воспитательного воздействия.

4. Выбор наиболее эффективных с позиций педагога и родителœей мер воспитательного воздействия на ребен­ ка, группу или класс в целом. Но не только сиюминут­ ного воздействия. Классный руководитель проектирует на основании этого целую систему воспитательных мероп­ риятий: классных часов, диспутов, встреч, походов, эк­ скурсий и т.д. для формирования устойчивого адекватно­ го отношения учащихся к явлениям и проблемам, вол­ нующим отдельных учащихся, их родителœей, класса в целом и коллектив родителœей. При этом хорошо, в случае если са­ мое активное участие в делах класса примут родители.

5. Выработка единого стиля и тона, педагогического такта͵ общих критериев оценки поступков и личности ребенка или класса, совместная инструментовка избран­ ных средств, методов и приемов. Это общие договорен­ ности типа: ʼʼДавайте не будем унижать его (ее) подозре­ нием (недоверием, мелочной опекой...)ʼʼ, ʼʼНадо отныне дать ему (ей) больше самостоятельности и б школе и домаʼʼ, ʼʼНам, очевидно, нужно почаще контактировать, чтобы не утратить так крайне важно го сейчас контроляʼʼ, ʼʼК вашему ребенку нужно повышать требования и дома, и в школеʼʼ, ʼʼНужно переменить тактику строгости и ули­ чений в мелочных проступках на доверие и незаметный для подростка контрольʼʼ, ʼʼЧтобы сформировать культу­ ру поведения наших детей, мы сами должны быть пре­ дельно дисциплинированны и культурныʼʼ и т.п.

Итак, эти пять элементов взаимодействия учителя, классного руководителя с родителями, ставшие нормой этих отношений, постепенно меняют их тональность, де­лают всœе более и более продуктивными, постепенно при-

Предмет особой заботы классного ру­ководителя - возникновение конф­ликтов ʼʼродители & школаʼʼ. Οʜᴎ мо­гут быть разнообразны, как разнооб-‣‣‣ разны и причины, их породившие. К ним нужно относиться серьезно, ибо они нарушают един­ство и системность воспитательного процесса. Надо тща­тельно изучить причины, расстановку позиций всœех уча­стников конфликта и в логике названных выше пяти эле­ментов любого взаимодействия с родителями строить тактику воспитательного воздействия с целью преодоле­ния конфликта*.

Вопросы для самопроверки и размышления

Философское, психологическое и педагогическое обосно-

вание крайне важно сти работы школы, классного руководи­теля с родителями учащихся.

2. Понятие ʼʼвоспитание родителœейʼʼ: в чем его смысл? Како­ во назначение?

3. Основные функции работы школы, классного руководите­ ля с родителями учащихся. Как они определю! содержание этой работы?

4. Этико-психологические основы и методические правила работы школьного педагога с родителями учащихся.

5. Традиционные и творческие формы работы с родителями.

Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: за­чем? М., 1993.

Беликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979.

Вулъфов Б.З., Иванов В.Д. Семья - субъект и объект воспи­тания // Кн. Общая педагогика. М., 2000. Тема 9.

Гаерилоеа Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982.

Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996.

6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алек­сеевой. Вып. 1, 2. М., 2001,

Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родите­лями. М., 1980.

Капустин Н.П. Работа школы с родителями // Кн. Педаго­гические технологии адаптивной школы. М., 1999- Гл. 5.

Коляда М. Шпаргалка для родителœей. Гл. 4, 5, 8. Донецк, 1998.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателœей, классных руководителœей. М, 2000.

Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.

Петряевская Л.Г. Образование родителœей и школа. М., 1999.

Помощь родителям в воспитании детей / Пер.
Размещено на реф.рф
с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992.

Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В. Гребен­ников, Л.В. Ковинько. М., 1990.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Ч. 6.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителœей. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл.7.

* См.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. С. 37-47.

Вместо заключения

ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ" 2017, 2018.

Программа

психолого-педагогического просвещения родителей обучающихся Туринской школы-интернат

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям

большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский.

Актуальность

Формирование ответственного и позитивного родительства - одно из основных направлений социальной политики Российской Федерации, закреплённых в «Концепции государственной семейной политики до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25 августа 2014 года. Педагогические коллективы образовательных организаций призваны формировать обучающихся основы семейной культуры, а у родителей - педагогические компетенции, необходимые для выстраивания гармоничных семейных отношений.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года» говорится о необходимости формирования ответственного и позитивного родительства. О повышении педагогической культуры родителей записано в «Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года», о возрождении традиций семейного воспитания, о предоставлении родителям возможностей получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей - в «Основах государственной культурной политики». Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе.

Семья и школа являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья - одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Правовой основой Программы психолого-педагогического просвещения родителей являются:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период

до 2025 года»;

Перечень поручений Президента РФ от 04.03.2014 г. № ПР-411ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета «О государственной политике в сфере семьи, материнства и детства»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента РФ от 21.12.2014 г. № 808 «Основы государственной культурной политики»;

Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель - формирование кругозора у родителей в области психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Познакомить с основами педагогических, психологических знаний;

2. Сформировать мотивацию к самообразованию и развитию родительских компетенций;

3. Оказать актуальную помощь родителям в решении проблем воспитания детей с интеллектуальными нарушениями;

4. Предупредить распространенные ошибок воспитания;

5. Привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе;

Направления (разделы) психолого-педагогического просвещения:.

Здоровый образ жизни. Половое воспитание.

Профилактика саморазрушающего поведения обучающихся.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Профориентация.

Популярная психология.

Формы психолого-педагогического просвещения и условия его реализации.

Психолого-педагогическое просвещение осуществляется педагогом-психологом в рамках просветительской деятельности посредством лекториев, семинаров, тренингов, круглых столов.

Занятия организуются с группами родителей. Группы формируются по классам, параллелям, а также по актуальности проблемы для определённого круга родителей. Также программа предусматривает индивидуальные тематические консультации для родителей.

Календарно-тематическое планирование по программе рассчитано на один учебный год и включает 15 групповых мероприятий общим объёмом 22 часа, реализуемых по плану работы школы-интернат и индивидуальные тематические консультации для родителей каждый последний четверг месяца.

Практическая значимость данной программы состоит в создании системы организованного психолого-педагогического просвещения родителей, существенно повышающего роль семьи в воспитании и развитии детей.

В процессе работы по программе предусматривается ее доработка и корректировка, с учетом пожеланий родителей и педагогов.

Планируемые результаты:

повышение уровня педагогической компетентности, обеспечивающей эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка с интеллектуальными нарушениями с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей;

формирование представлений о создании условий благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями;

формирование мотивации родителей к самообразованию и развитию родительских компетенций;

профилактика негативного семейного воспитания;

сокращение числа неблагополучных семей;

Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся школы-интерната на 2017-2018 учебный год

Календарно - тематическое планирование педагога-психолога

Наименование раздела (направления)

Тема мероприятия (форма)

Кол-во часов

Аудитория

Дата проведения

Детская психология

Собрание для родителей вновь прибывших обучающихся

Вновь прибывшие

Детская психология

Подвижные и медлительные дети. Лекция

Родители обучающихся 3а кл, 3б кл

ЗОЖ. Половое воспитание

Психология ребёнка подросткового возраста. Психология ранней юности. Роль семьи в формировании гармоничных добрачных и брачных отношений.

Профориентация

Как помочь своему ребёнку в период подготовки и сдачи экзамена. Результаты исследования профессиональных склонностей.

«Коррекционно-развивающая среда дома». Круглый стол.

1-2 кл, 1 кл

Детская психология

«Формирование у детей навыков эффективной коммуникации дома». Семинар.

Профилактика

«Профилактика жестокого обращения с детьми». Семинар с элементами тренинга

«Психологическое здоровье обучающихся. Роль семьи в его укреплении». Лекция.

4а кл, 4б кл

Профилактика

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (курение, алкоголь, ПАВ). Семинар.

7а кл, 7б кл

Роль семьи в профилактике саморазрушающего поведения подростков (суицидальное поведение). Семинар.

Родители обучающихся «группы риска»

Психология личности

Знакомство с методикой определения способа познания окружающего мира. Практикум.

д/о «Родительский клуб»

Женская и материнская психология. Тренинг.

д/о «Родительский клуб»

Роль семьи в формировании гармоничной личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Лекция.

Адаптация

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при поступлении в школу.

Как помочь ребёнку адаптироваться в новых условиях при переходе в среднее звено.

5а кл, 5б кл

Профилактика

Формирование личности в семье, роль родительской заботы и любви.

Влияние поведения родителей на формирование поведенческого стереотипа детей.

Гармоничные семейные отношения и почему их нет.

Ежедневное участие в жизни своего ребенка - обязательное условие его благополучия.

Пропаганда знаний о закономерностях психического развития ребёнка, о влиянии родителей на него.

Почему дети не выполняют обещания.

Компания в жизни старшеклассников.

Индивидуальные (семейные) консультации для семей, состоящих на профилактическом учёте и семей «группы риска».

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ВВЕДЕНИЯ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

МОУ Атамановская СОШ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в нашей школе начнется эксперимент в 1-ом классе по переходу начальной школы на стандарты второго поколения. Одной из отличительных черт проекта является расширение общественного участия в жизни школы, и в первую очередь это касается родительского сообщества. Родители получат возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и будут более активно вовлечены в управление школой. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом. Для своевременного и полноценного информирования родителей об изменениях в содержании образования и сущности стандартов нового поколения, а также в целях их психолого-педагогического просвещения проводится «Родительский лекторий». Он организуется на базе школы как специализированная система лекционных и практических занятий, где родители не только получат информацию, но постепенно сами становятся полноправными участниками образовательного процесса. Задача лектория для родителей как формы повышения их педагогической культуры – дать возможность всем, кто заинтересован в усилении эффективности и качества семейного воспитания, овладеть такими знаниями, которые помогут выстроить наиболее эффективную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Важным условием успеха родительских собраний-лекториев является их непрерывный характер и постоянный контингент участников. В связи с тем, что по причине болезни, командировки не все родители смогут посещать лекторий регулярно, для этих родителей изложенная информация будет продублирована в тезисном изложении и размещена на школьном сайте. Ведь сама школа и учителя заинтересованы в том, чтобы родители усвоили тот минимум педагогических знаний, который необходим для эффективного взаимодействия в период внедрения стандартов второго поколения. Программа рассчитана на 9 занятий, раскрывающих основные направления внедрения стандартов нового поколения. Каждая тема лектория сопровождается примерным планом, методическими материалами, литературой и Интернет-ресурсами. Кроме того, предлагается перечень коллекции электронных образовательных ресурсов и образовательных порталов, материалы которых могут быть использованы на любом занятии. Для того чтобы взаимодействие с родителями было максимально эффективным - оптимальное время проведения лектория не более 1 часа. Занятия будут начинаться с небольшой разминки (интерактивных упражнений, теста, игры и т.п.) и заканчиваться рефлексией (обсуждением новой информации и обменом впечатлениями). Предполагается предоставление участникам раздаточного материала (буклеты, памятки, схемы и т.п.), которые подкрепляют или дополняют знания, полученные родителями на занятии. В заключение необходимо отметить, что заинтересованность родителей во внедрении ФГОС напрямую зависит от понимания актуальности и их значимости для организации образовательного процесса ребенка, что, в свою очередь, связано с доступным уровнем подачи материала, оптимальным соотношением времени и видов деятельности, комфортным психологическим климатом, наличием обратной связи.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Педагогическая культура: шпаргалка для родителей.

Цель: вооружить родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка в начальной школе и сформировать понимание роли родителя в образовании ребенка, осваивающего программу на основе стандартов нового поколения.

План проведения:

1. Проведение опроса (анкетирование родителей для выявления их педагогической культуры, определения типа воспитания в семье).

2. Стили семейного воспитания. Типичные ошибки родителей и пути их преодоления.

3. Организация взаимодействия семьи и школы: от родительского собрания до Интернет-форума (обратная связь педагогов и родителей: собрание, консультирование, лекторий, школьный сайт, сайт Федеральных Государственных стандартов).

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Секреты успешной учёбы в начальной школе

Цель: познакомить родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения, предложить рекомендации по созданию оптимальных условий для безболезненного включения детей в школьную жизнь.

План проведения:

1. Презентация памяток и буклетов – «Построение образовательного процесса на первой ступени школьного образования в ходе реализации ФГОС второго поколения», «Особенности первой ступени общего образования», «Планируемые результаты начального общего образования».

2. Почему учиться трудно, или Что такое адаптация к школе? 3. Секреты успешной учёбы: советы родителям.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: Образовательные потребности государства и общества и их значение при формировании образовательных программ ступеней общего образования образовательного учреждения

Цель: рассмотреть понятие образовательных потребностей социума как заказа государства и общества на образовательные услуги системе образования на уровне школы, изучить способы их выявления, а также учет запроса на образовательные услуги при формировании образовательных программ ступеней общего образования.

План проведения:

1. Понятие образовательных потребностей. Образовательные потребности государства, обучающихся и их родителей.

2. Способы выявления образовательных потребностей местного социума. Диагностика спроса на образовательные услуги.

3. Принципы формирования образовательной программы. Учет образовательных потребностей в образовательной программе.

4. Понятие учебного (образовательного) плана. Примерные программы по предметам.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?

Цель: определить воспитательную функцию школы согласно новым образовательным стандартам, сформировать у родителей понимание важности и значимости организации интересного и содержательного досуга ребенка как одного из средств профилактики асоциального поведения детей и их успешной социализации.

План проведения:

1. Экспресс-опрос «Мой досуг 20 лет назад».

2. Обсуждение результатов изучения межличностных отношений в детском коллективе.

3. Виды и направления внеурочной деятельности. Досугово-развлекательная деятельность. Социальное творчество.

4. Моделирование «Идеальная модель досуга ребенка».

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Общественное участие в управлении образовательным учреждением. Права и обязанности участников образовательного процесса. Общественный договор как отражение взаимной ответственности за качество образования.

Цель: рассмотреть перспективу активизации участия родителей в управлении образовательным учреждением; обсудить обязанности и права участников образовательного процесса и степень реализации предоставляемых прав; дать оценку реальности существования общественного договора на образование.

План проведения:

1. Основные формы участия родителей в управлении образованием.

2. Права и обязанности участников образовательного процесса.

3. Общественный договор как итог согласования интересов участников образовательного процесса в результатах образования.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Как оценивают Вашего ребёнка в школе?

Цель: познакомить родителей с современными принципами и особенностями оценивания учебных и внеучебных достижений младших школьников в соответствии с ФГОС НОО; с особенностями и правилами проведения итоговой контрольной работы; с особенностями и правилами проведения комплексной проверочной работы; способствовать формированию у родителей желания подробнее узнать о ФГОС НОО.

План проведения:

1. Требования по оцениванию планируемых результатов начального общего образования. 2. Оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

3. Итоговая оценка выпускника и ее использование в системе образования.

4. Итоговая проверочная работа, правила проведения и оценивания.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: Федеральный государственный стандарт и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Цель: рассмотреть факторы, влияющие на формирование здоровья школьников, представить систему гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования, принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса, осветить основные направления деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению школьников.

План проведения:

1. Факторы, формирующие здоровье школьников.

2. Система гигиенических требований к условиям реализации основных образовательных программ общего образования.

3. Принципы формирования новых гигиенических требований к организации и условиям образовательного процесса.

4. Основные направления оздоровительной работы в образовательном учреждении.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: Как помочь ребенку стать исследователем? Или Проектная деятельность в начальной школе.

Цель: формирование у родителей системы теоретических и практических знаний, умений, навыков, необходимых для организации и проведения проектной деятельности; привлечение родителей к внедрению проектов в образовательное пространство школы. План проведения:

1. Результаты анкетирования детей и родителей. Посещение выставки «Участвуя в проектах…».

2. Особенности проектной деятельности в начальной школе.

3. Практическая работа: «Ярмарка проектных идей».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?

Цель: показать пути позитивной социализации ребенка в семье и образовательном учреждении как основного направления реализации стандартов второго поколения, помочь родителям грамотно оценивать проблемные, критические ситуации во взаимоотношениях с детьми с учетом специфических проблем возраста

План проведения:

1. Анализ жизненных ситуаций.

2. Социализация и воспитание: кто кого «победит»?

3. Создание памятки «Как воспитать успешную личность?»