Замкнутый ребенок: причины и способы решения. Ребенок замкнулся в себе Ребенок замкнулся в себе никуда не выходит

Как мы называем замкнутого ребенка? Неразговорчивым, угрюмым или даже застенчивым. Что-что, а вот застенчивость здесь уж никак не к месту, ведь застенчивый ребенок хочет общаться, но не совсем умеет это делать или стесняется и боится. А главным препятствием для замкнутого ребенка становится именно его собственное нежелание. Такой малыш если кого и допустит в свой мир, то только самых родных и близких – родителей. Для остальных людей он будет полностью закрытым. Такой ребенок – в некотором роде – «человечек в футляре». И хотя его родители достаточно часто объясняют нежелание ребенка общаться со сверстниками как слишком высокая одаренность, тогда как все остальные дети в его возрасте ему не ровня и не компания и самому ребенку не слишком интересно с ними. В реальности же мы имеем дело с очень глубоким заблуждением. Маленький «футлярчик» может вырасти очень несчастным человеком, которому будет очень нелегко угнаться за такими динамичными и интенсивными течениями жизни.

Если опираться на результаты множества исследований, врачами были сделаны выводы, что продолжительность беременности является первой и одной из главных причин, которые оказывают влияние на проявление замкнутости в ребенка. Чаще всего интровертом становится недоношенный ребенок, который родился до 33 недель. Объясняется это тем, что после рождения такой ребенок на протяжении слишком долгого времени находится без матери. Тем не менее, недоношенность не считается единственной причиной, в результате которой ребенок может стать замкнутым.

Усталость вместе с угрюмостью, вялостью также могут проявиться при болезни ребенка или же если его мысли не будут покидать какие-то неразрешенные проблемы. Тем не менее, в таком случае замкнутость проходит весьма быстро. Бывает также и масса более веских, серьезных и даже опасных причин, которые вынуждают ребенка запереться в своем мире. К примеру, издевательства в школе. Основная зацепка в школьном возрасте заключается в очках, заикании или полноте – именно такие дети зачастую и становятся объектами издевательств. В таком случае ребенку удается найти самостоятельный выходит – построить вокруг себя непробиваемую стену, ведь постоянно отвечать и отмахиваться от надоедливого сверстника как от мошкары надоедает.

Еще одним аспектом, который может толкнуть ребенка чтобы замкнуться в себе – сора между родителями. В такой ситуации ребенок думает, что любая семейная ссора происходит из-за него и видит решение данной проблемы в собственной незаметности. Может также проявляться нехватка общения со сверстниками – к примеру, ребенок часто болеет или же если родители решили, что их чаду не стоит идти в садик. Получается, что ребенок не успевает адаптироваться и в те редкие дни когда он оказывается на улице, он не дает отпора более шустрому и пронырливому другу, который может игрушку и отобрать, и поломать. Вот и приходят дети к выводу, что лучше быть самому по себе.

Крайне важно чтобы вы разобрались, когда ваш ребенок и правда нуждается в помощи. Если, к примеру, ваше чадо не слишком сильно любит ходить в гости и просто нравится играть в одиночестве, но при этом у него есть масса друзей – это не будет поводом для беспокойства. Ведь каждый человек имеет свой характер, темперамент и если родители являются «тусовщиками» и очень общительными людьми, то не нужно требовать, чтобы ребенок был таким же, ведь лучше если каждый человек будет развиваться по-своему. То же самое, если ваш ребенок решил посетить детский сад или школу, но при этом он дружит далеко не со всеми – это прекрасное качество – ребенок уже в самом детском возрасте учится определять, что именно ему нужно. А вот если ребенок и правда уходит в себя и становится нелюдимым, то эта проблема должна решаться как можно скорее, чтобы в будущем он имел возможность построить дружеские отношения, влюбиться и построить карьеру.

Как помочь «маленькому футлярчику»? Конечно, такие вопросы должны решаться вместе с психологами в первую очередь, но кое что родители могут сделать самостоятельно. В первую очередь уделять своему ребенку больше внимания независимо от его возраста и насколько самостоятельным он является. Дети в любом возрасте очень сильно требуют заботы и внимания со стороны родителей. При помощи объятий и поцелуев избаловать ребенка нереально, главное чтобы вы не потакали любому его желанию и не велись у него на поводу.

Не стоит скупиться на похвалу – достаточно часто ребенку очень нелегко оценивать собственные успели, соответственно, кто как не родители поднимут уровень самооценки ребенка и зададут ему стимул к новым достижениям.

Стоит приглашать в гости друзей и таким образом ваше чадо будет привыкать к обществу разных людей. Конечно же, огромный плюс будет состоять в том, если ваши друзья приведут и своих детей. Деткам будет легче адаптироваться к новой обстановке, если они находятся в родном доме – таким образом, ребенок очень быстро раскрепостится и найдет общий язык со сверстниками.

Организуйте совместный праздник. Убедите ребенка, чтобы он выступил публично и хвалите его за любое достижение. Ведь есть настолько большое количество способов проявлять себя – загадать загадку, станцевать, спеть караоке, придумать ребусы, рассказывать стишки, устроить домашний спектакль, принять участие в соревновании – вкус победы очень сильно поможет вашему чаду.

Замкнутый ребенок чаще всего привыкает к определенным режимам еды, сна, игр и живут строго в соответствии с расписанием. Кардинальное изменение порядка дня вводить не стоит, но несколько новых идей и событий для вашего ребенка будут очень полезны. Не стоит также наседать на малыша, говорить с ним в приказном виде, никогда не сдавайтесь. Если ребенок будет раздражаться в ответ на ваши попытки растормошить его, значит, определенные сдвиги есть – уж лучше пусть он начинает проявлять хоть какие-то эмоции, чем подавлять их в себе. Опускать руки и бросать начатое не нужно – ведь кто тогда поможет вашему малышу?

Неустойчивых, с плохим аппетитом, нарушениями сна на фоне общего снижения настроения при малейших изменениях в его непростой детской жизни..

Такие дети сторонятся чужих людей, они скованно ведут себя, попадая в новую ситуацию. Обычно они сильно привязаны к матери, и даже ее непродолжительное отсутствие могут переносить болезненно. Им достаточно уютно и комфортно в своем замкнутом пространстве, не так-то просто выманить их и разговорить. Но сделать это крайне важно!

От застенчивых детей замкнутые отличаются нежеланием и неумением общаться. Застенчивые же стремятся к общению, не смотря на то, что не умеют. А замкнутый ребенок живет внутри своего собственного маленького мирка, допуская в него лишь самых близких. Родители часто совершают роковую ошибку, считая замкнутость своего чада признаком гениальности. Дескать, моему таланту с обычными детьми неинтересно. И всячески поощряют отказ ребенка общаться с себе подобными. А на самом деле замкнутые дети, как чеховский человек в футляре, личности глубоко несчастные — им невероятно трудно сходиться с людьми, строить отношения и приспосабливаться хоть как-то к чуждому для них миру.

Причины замкнутости

Специалисты утверждают, что на степень замкнутости ребенка непосредственно влияет... продолжительность беременности. Сильно недоношенный ребенок, как правило, становится интровертом (человеком, для которого внутренний мир гораздо важнее мира внешнего). Видимо, виной всему длительное пребывание в кувезе сразу после рождения, где выхаживают недоношенных детей. Но это лишь одна причина из многих.


Ребенок может уйти в себя, когда устал, заболел, . Но такие уходы обычно кратковременны. Гораздо серьезнее обстоит дело, когда причиной замкнутости становятся внешние обстоятельства (насмешки сверстников по поводу внешности, родительские ссоры и др.). В подобных ситуациях большинство детей считает виноватыми себя, поэтому стараются стать как можно менее заметными, тем самым якобы помогают родителям помириться. Частые болезни и связанная с этим изоляция от других детей тоже провоцирует замкнутость. Сначала малыш расстраивается, потом смиряется и привыкает видеть рядом только маму и бабушку.

Как быть родителям с таким ребенком?

Если все время быть внимательными по отношению к своему чаду, то можно вовремя внести коррективы. Если у малыша нет ста друзей, и он может долго играть сам — это еще не признак замкнутости. Особенно, если родители—экстраверты часто ходят в гости и принимают друзей у себя. Для них чуть ли не катастрофа, если их чадо довольно сдержанно реагирует на гостей. Неужели ему неинтересно общаться с людьми? Караул!

На самом деле у их ребенка свой несколько отличный от родительского темперамент. И вовсе не факт, что у экстравертов дети обязательно копируют их характер.

Ребенок может с удовольствием ходить в садик и но дружбу заводить только с избранными — это тоже не замкнутость. Так же как и если все дети гоняют мяч, а ваш сидит и наблюдает за букашками.

Иное дело, если ребенок замыкается в себе, не делится школьными и другими новостями, уходит от общения, и это заметно. Значит, настала пора мягко вмешаться, помочь разобраться в себе, в проблеме, справиться с мнимыми и вполне реальными страхами, наработать уверенность, без которой невозможна полноценная жизнь, учеба, дружба и любовь.

Лучше всего, конечно, обратиться к специалисту. Но даже и без родителям многое по силам.

  • Проявляйте внимание и заботу. Они нужны как воздух и 2-хлетнему и 12-летнему. Тискайтесь, целуйтесь — испортить детей может потакание их желаниям, но не объятья и поцелуи.
  • Щедро хвалите за малейшие успехи! Это укрепляет их самооценку и поднимает уверенность.
  • Регулярно встречайтесь с друзьями, особенно если их дети — сверстники вашим. Детвора в привычной обстановке быстро адаптируется друг к другу, раскрепостится и начнет благополучно общаться.
  • Поощряйте детей при гостях выступать. Стихи, песни, загадки, игры, конкурсы помогут вытащить замкнутого малыша из состояния привычной апатии, если ему помогать почаще выигрывать.
  • Проявляйте такт, не наседайте с вопросами типа «Что случилось? Не молчи, выкладывай!». Вы ведь и сами не захотите откровенничать, если точно так же насесть на вас.
  • Любые новшества добавляйте по чуть-чуть, постепенно. Замкнутые дети нуждаются в четком режиме. Новая еда, мультик вместо привычной сказки не должны быть резкой неожиданностью. Для малыша главное — чтобы он ощущал стабильность. Говорите ему, чем вы собираетесь с ним заняться, заранее и несколько раз, чтобы он морально готовился.
  • Новую еду можно обыграть — вместе купить и приготовить, пусть помогает по мере сил — тогда на тарелке не будет для него неприятной неожиданностью.
  • Страх перед улицей «лечится» интересными любимыми игрушками, лежащими на пороге — и ребенок откроет дверь с интересом, а не испугом. В своем доме это сделать проще, чем в этажке.
  • Постепенно, но терпеливо и настойчиво внедряйте чадо в общество. Даже если он брыкается. Это лучше, чем если он загонит свои эмоции вглубь. Если вы, как родители, сдадитесь, то кто будет помогать детям социально адаптироваться?

Во всех перечисленных рекомендациях ресурса сайт главное — проявлять постепенность. Боится малыш подойти к детской площадке — не уговаривайте, пусть пока привыкнет, поиграет сам, но рядом с детьми. Потом вы его потихонечку начнете сближать со сверстниками, очень мягко и ненавязчиво.

Чтобы преодолеть замкнутость, времени понадобится много. За день, неделю или месяц такие вещи не проходят. Пусть вам помогут мудрость, терпение и здравый смысл.

Добрый вечер! Подскажите что делать, сыну 8 лет мы закончили 3 класс, переходим в 4 класс, учеба дается тяжело, был последний звонок все дети стихи рассказывают ему не дали, учительница говорит он у вас перестал улыбаться 3-4 четверть вообще с трудом закончили. Так как он самый маленький в классе его постоянно хотят ребята обидеть, он ребенок, как может так и защищается, один раз ребенку карандашом щеку проткнул. А все началось с садика, у него день рождения в конце года, не знаю почему его записали в группу на год старше и когда все дети выпускались в школу, мы решили что бы не болтался пусть идет в школу. Конечно тогда казалось, что он потянит учебу, мог и читать и писать, но с каждым годом видно что ему тяжело, он и физически меньше всех, всем ребятам по 9-10 лет, а ему 8 лет. Хотя дома уроки делает сам все получается, но в школе не может, я потом говорю ты же дома такие решал задачи, а почему в школе сделал такие ошибки, молчит. Раньше хоть как то и 4-5 были, а последние время с 2 не вылазиет, то забыл записать, то не выучил, хотя уроки я проверяю каждый день и помогаю, если что не получается. Как то пришел радостный со школы, мама я 5 по контрольной получил, похвалила его, а он говорит учительница спрашивала у меня, ты сам делал или кто подсказывал и потом поставила в дневник 4, хотя я сам делал. Незнаю ругаться с учительницей, потом вообще затюкает его, что делать не знаю! Оставить на второй год не могут статистика, учительница говорит он же учился, вот если бы вообще не мог, тогда оставили бы на второй год. Один раз уже переводили в другой класс, ситуация не изменилась! Помогите, что делать, боюсь сейчас учебный год начнется, как ребенок себя поведет, не дай бог на этой нервной почве что нибудь произойдет. Спасибо за ответ и оказанную помощь.

Ответы психологов

Сауле, здравствуйте.

Из всего. что вы написали, можно сделать вывод, что проблемы у вашего мальчика не с тем, что он не может усваивать материал (дома он прекрасно с этим справляется), а с отношениями которые он имеет в классе. Согласно вашему изложению ситуации - ваш ребенок каждый день прибывая в школе, находится в среде, где его не любят, дразнят и обижают, учитель тоже не доверяет ему- занижает оценки. Есть ли возможность в такой ситуации проявлять себя - отвечать на уроках пред людьми, которые к тебе плохо относятся? Естественная реакция в этой ситуации замкнутся, не отвечать - когда тебя спрашивают, теряться - когда чувствуешь давление со стороны. Поэтому вам скорее всего нужно обратить внимание на то, чтобы помочь мальчику адаптироваться в школьной среде - завести друзей, почувствовать себя в безопасности, научиться быть тверже, давать отпор. если нужна будет помощь, обращайтесь, я работаю с детьми, у которых есть подобные проблемы.

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

поход в школу с 6 лет уже сказался на его нервной системе. Проткнуть карандашом щеку...это не защита "как может - так и защищается", это нарушенное поведение. Ребенок загнан в тупик. Мальчик 8 лет по сравнению с девочками 8 лет считается 7-леткой (девочки опережают по эмоциональному и социальному развитию). Так что в сравнениями с девочками из класса - Ваш мальчик еще на год младше. Между детьми 9-10 лет (младшие подростки) и ребенком 8 лет - возрастная пропасть.

Если замкнулся в себе и стал вести себя необычно, то обязательно нужно пройти ряд занятий с психологом по восстановлению психического равновесия, чтобы не допускать ухудшения состояния.

И касательно перевода в другой класс....Я не верю, что это невозможно. Значит, нужно искать другую школу или возможность все-таки договориться с руководством в прежней школы. На фоне участившихся детских суицидов - любой директор найдет способ перевести ребенка в предыдущий класс, тем более, если программа не усвоена качественно.

Если оставить все, как есть, на авось, то ситуация будет прогрессировать и свой подростковый возраст мальчик встретит с серьезно расшатанной психикой. Вам следовало обратиться за помощью в начале его первого года учебы, а за консультацией - до подачи документов в школу. Только единицы из 6-леток способны без ущерба для себя потянуть школьную программу, не только в плане учебы, но и в эмоционально-волевом аспекте.

С уважением,

Коньшина Анастасия, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте,Сауле.К сожалению,у Вас нарушены отношения с ребенком в домашней среде.А после этого они нарушены и в школьной среде.Если ребенок плохо учится,а матриал знает,значит,Вы его вынудили все годы чувствовать,что он Плохой мальчик. у него все не так,как у всех.Поэтому,даже,если он знает материал,он будет использовать его плохо и специально,бессознательно,делать ошибки,что бы быть хуже других.Так как мама не верит,что он хороший ребенок.Отсюда и его слабость и раздражительность.-так как мама не верит,что он сильный и мужественный.Я думаю,нужна консультация в несколько встреч именно с Вами,что бы понять,как среда воспитания ломает хорошие навыки ребенка и делает его пассивным и гадким утенком.Вам важно понять свои ошибки и создать условия в семье ,что бы ребенок Вам поверил.В письме этого не расскажешь.Находите психолога и поработайте с ним над вопросами воспитания.Основной принцип-Базовое доверие ребенка к маме и Безоценочно-хорошее принятие мамы ребенка.Когда Вы это сделаете,на следующий год ребенок будет и смелым и хорошистом.Но,работа большая.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1

Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка - надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться - это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.

3 317

Воспитание ребенка – процесс достаточно трудоемкий и затратный. Причем, в первую очередь, по усилиям, которые приходится прилагать для решения различных проблем и сложностей. И когда контакт с малышом нарушен, можно увидеть, что ребенок замыкается в себе. Естественно, такого не хочет ни один нормальный родитель, т.к. в подобном состоянии дети не имеют ни авторитетов, ни желания куда-либо двигаться дальше. Естественно, в такой ситуации необходимо продумывать, что со всем этим делать и искать вариант решения в максимально сжатые сроки.

Как распознать замкнутость

Изначально родителям стоит определить – замкнулся ли их ребенок, или он просто переживает какое-то событие внутри себя и хочет побыть один. У психологов есть свои рекомендации, как распознать, что дети замыкаются. Стоит понимать, что в своей замкнутости малыш находит силы, и с помощью нее он пытается отгородиться от всего мира. Внешне он может казаться отчужденным и сдержанным и в своих поступках, и во всем том, что происходит вокруг него. Однако параллельно у него проявляется ряд симптомов, указывающих на то, что он замкнулся:

  • Он может не разговаривать вообще, либо произносить слова по какой-то необходимости и вынужденности
  • У него отмечаются сложности с вхождением в коллектив и полное нежелание в принципе туда входить
  • У него практически нет друзей, даже если речь идет о малыше в детском саду
  • Он не рискует начинать какие-то новые дела
  • Своего мнения от него услышать практически невозможно
  • В разговоре, особенно со взрослыми, он часто уклоняется от ответов при помощи фразы «я не знаю»
  • У ребенка отмечается излишняя осторожность во всех его действиях и даже произносимых им словах
  • У малыша, особенно если он еще в детском саду, отсутствуют спонтанные действия – чем младше ребенок, тем импульсивнее он
  • Малыш имеет поверхностное дыхание
  • У него нередки психосоматические проявления, например, боли
  • На то, что ребенок замкнулся, указывает и желание завести крайне необычного домашнего питомца – ящерицу, крысу, свинью и т.д.
  • У него отсутствует активная жестикуляцию


Самое интересное, что такой ребенок может вполне нормально учиться в школе, находиться в саду, показывать определенные успехи в тех или иных областях. Кроме того, именно такие дети зачастую максимально спокойны и не устраивают истерик. Психологи связывают это с тем, что ребенку хорошо и комфортно внутри самого себя, и желания покидать свой уютный мирок у него нет. При этом вопрос, что с таким малышом делать очень актуален, т.к. в дальнейшем такая замкнутость может обернуться боком как для него, так и для родителей.

Почему ребенок уходит в себя

Дети могут замыкаться в любом возрасте. И главный вопрос здесь у родителей – почему так происходит. Психологи выделили ряд причин, почему дети могут «уйти в себя». В него входят:

  • Наличие какой-то врожденной патологии (например, ДЦП, большие родимые пятна в зоне видимости) и ненормального отношения к ней со стороны окружающих
  • Недостаток внимания со стороны близких ему людей
  • Наличие ссор и скандалов родителей при ребенке
  • Жестокие методы воспитания малыша
  • Неадекватные взрослые в учебном заведении

Воспитание ребенка – процесс достаточно трудоемкий и затратный. Причем, в первую очередь, по усилиям, которые приходится прилагать для решения различных проблем и сложностей. И когда контакт с малышом нарушен, можно увидеть, что ребенок замыкается в самом себе. Естественно, такого не хочет ни один нормальный родитель, т.к. в подобном состоянии дети не имеют ни авторитетов, ни желания куда-либо двигаться дальше. Естественно, в подобном случае важно детально продумать, что следует с этим делать и заняться поиском варианта решения в максимально сжатые сроки. Достаточно:

  • Насмешек и подтруниваний
  • Предвзятого отношения со стороны педагогов в школе
  • Безответной любви
  • Неудачи в тех или иных начинаниях

И в этом возрасте крайне важно помочь подростку выбраться из пучины депрессии. В противном случае последствия непредсказуемые. Не секрет, что именно подростки чаще многих других склонны к максимально радикальным и бесповоротным вариантам решения своих проблем от неудовлетворенности своей жизнью.

Как справиться с проблемой

Естественно, с такой ситуацией надо бороться, и делать это обязательно должны родители – ведь они тыл ребенка и самое родное, что у него есть. Специалисты разработали свои рекомендации, которые позволят провести в семье необходимую работу по решению такой проблемы. Так, в первую очередь, требуется сделать атмосферу максимального тепла и комфорта в доме. К примеру, не оставлять конфликты с ребенком открытыми – все обязательно следует проговаривать и мириться. При этом родителям стоит отказаться от позиции, что они правы в любом случае. Их задача в данной ситуации – найти вариант решения проблемы.


На ребенка не стоит давить. Когда он не собирается и не хочет что-то делать, он вряд ли пойдет на поводу и начнет выполнять все под давлением. При этом следует показать малышу, что вы всегда открыты для него и сможете прийти на помощь тогда, когда ему потребуется, не осуждая и не ругая.