Занятие по развитию речи с использованием пальчиковых игр «Орешки для белочки. Пальчиковая гимнастика

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 65

Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей первой младшей группы (2-3 года)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Лепка с использованием здоровьесберегающей технологии

«Пальчиковая гимнастика»

Тема: «Орешки для белки»

Составил: воспитатель

Милованова О. Л.

Санкт-Петербург

2014 год

Цель: Развивать навык лепки предметов округлой формы круговыми движениями рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Упражнять в навыке отщипывания небольших кусочков пластилина от большого куска и скатывания в форму шарика ;
  • Прививать доброе отношение к сверстникам и взрослым через игровые ситуации .

Оборудование:

  • мягкая игрушка белочка, разноцветные мячики разного размера по величине,
  • дощечки для лепки,
  • клеёнки для столов,
  • бумажные салфетки для рук,
  • тарелочки из игрушечного набора посуды,
  • фартуки, нарукавники,
  • пластилин светло-коричневого цвета.

Место проведения: групповое помещение в ДОУ

Предварительная работа:

  • беседа по теме «Кто живёт в лесу?»;
  • рассматривание иллюстраций по теме «Животные леса. Белка»;
  • рисование пальчиковыми красками «Орешки» (печатание пальчиком);
  • разучивание правил подвижной игры «Белочка»

Словарная работа:

  • активизировать в речи детей слова (белка, орешек)

Ход мероприятия

Дети находятся в групповом помещении ДОУ.

Воспитатель показывает детям мягкую игрушку белки и спрашивает: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Дети: Это белочка.

Воспитатель: Правильно, белочка. Давайте поздороваемся.

Ребята здороваются, подходят, гладят белочку.

Воспитатель: Белочка приглашает нас поиграть.

Подвижная игра «Белочка»

(Цель: соблюдение режима двигательной активности, повышение физической выносливости детей)


Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день,
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево – вправо целый день.

Прыгать белочке не лень.

Ход игры: прыжки в стороны чередуются с приседаниями и бегом по маленьким кругам.

Воспитатель: Белочка говорит, что проголодалась. А что любит есть белочка?

Дети: Орешки.

Воспитатель: Давайте поможем белочке – слепим для неё вкусное угощение – орешки. На что похожи орешки?

Дети: На маленькие мячики, на шарики.

Воспитатель: Правильно. Какие орешки? Какой они формы?

Дети: Круглые.

Воспитатель приглашает детей сесть за столы, застеленные клеенкой. Показывает ребятам, как нужно лепить орешки круговыми движениями.

Воспитатель: Посмотрите на мои руки, я совершаю круговые движения. Какие движения?

Дети проговаривают вместе с воспитателем: Круговые движения.

Воспитатель: Что будем лепить?

Дети: Орешки.

Воспитатель: Для кого орешки?

Дети: Для белочки.

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы возьмем пластилин, отщипнём от него небольшой кусочек. Этот кусочек мы положим на ладошку и будем раскатывать круговыми движениями. Надавливаем на пластилин, чтобы получился круглый орешек.

Ребята начинает лепить. Воспитатель наблюдает и помогает ребятам.

Воспитатель: Замечательные орешки у нас получились. Давайте положим их на блюдечки и поставим перед белочкой. Оботрём пальчики от пластилина салфетками, и наши пальчики немножко поиграют.

Пальчиковая гимнастика. «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ» Сидит белка на тележке, Продает она орешки. (Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ

ПРОДАВЕЦ

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные,

Золотые рыбки

И всем нам - по улыбке.

В. Степанов

Наш дворец для всех открыт! -

Продавщица говорит.-

Он наполнен чудесами,

Вы на них взгляните сами.

Посмотрите на витрины:

Тут и звери, и машины,

Тут и куклы в платьях модных -

Выбирайте, что угодно!

Вот на выбор сто мячей,

Этот мяч пока ничей.

Желтый, красный, голубой -

Покупай, бери с собой.

А. Кардашова

Загадки

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»


В магазин везут продукты,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш... (молочный).

Ну а в этом магазине

Крендель, булки на витрине,

С отрубями хлеб лечебный.

Магазин зовется... (хлебный).

У метро - стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

(Овощной магазин)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить -

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем.

Мы проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин).

Н. Нищева


Игра

«В УНИВЕРМАГЕ»

Развитие слухового внимания

Воспитатель объясняет, что каждый герой покупает предметы только одного цвета. На наборное полотно выставляются картинки с изображением героев и их покупок.


В универмаге встретил я

Осла, козу и кошку.

Они купили красный мяч

И желтую гармошку.

Зайдя в другой, увидел я

Осла, козу и белку.

Они купили красный плащ

И белую тарелку.

Зашел я в третий, встретил там

Опять осла и кошку.

Они купили в этот раз

Лишь желтую матрешку.

Мне срочно нужен твой совет,

Задумайся немножко.

Скажи, какой любимый цвет

У белки и у кошки

И кто не сделал ни одной

Покупки в магазинах,

Поскольку не было, увы,

Товаров ярко-синих.

Н. Разговоров



Чистоговорка

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Диалог

«ВЕСЕЛЫЙ МАГАЗИН»

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

Сколько стоит кабачок?

Кабачок? Пятачок.

Дайте два кабачка.

Дайте два пятачка.

В магазин пришли с работы

Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

Две копейки огурец!

Дайте нам по огурцу!

Заплатите продавцу.


КОНСПЕКТ

Сюрпризный момент

По описанию угадать кто придет сегодня в гости. Потом появляется белка в сопровождении стиха.

Я маленькая белочка

Прыг-скок, прыг-скок,

Я прыгаю по веточкам

Прыг-скок, прыг-скок

Зимой не замерзну я,

Прыг-скок, прыг-скок,

Орешки собираю я

Прыг-скок, прыг-скок.

Художественная литература

Дидактическая литература

  1. ШСГ 2-3 года. «На лесной полянке».

Стихи

См. Приложение.

Видео

Мультфильмы

  1. http ://www .youtube .com /watch ?v =ODBmuBlgreI – лесные путешествиники

Презентации

Музыка

Аудиосказки

http://sovmult.ru/index/0-3877 - лесные сказки

http://sovmult.ru/index/0-3150 - белочка-умелочка

Демонстрационный материал

Карточки и фото с изображением белки.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Логика

  1. Собрать пазлы
  2. Игра «Угадай по тени», что ест белка
  3. Разложи по возрастанию (орехи, грибы)
  4. Собрать по абразцу с помощью блоков Дьеныша или фигур вырезанных из картона/плитки белку.

Математика

Белка угощает друзей. Раздать согласно заданию друзьям животным (лиса, медведь, ёжик). Счет до 3.

Сенсорика

  1. Рассортировать орехи по величине
  2. показывю зайчика и белочку, говорю, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, в жмурки и др. Однажды они решили поскакать по пенечкам. На лесной полянке друзья расставили пенечки, и договорились, что у зайчика будут синие пенечки, а у белочки - красные.

1 вариант:

Каждый может перескакивать на пенечек своего цвета.

2 вариант:

10 кубиков и расставляю по кругу, чередуя по цвету: красный - синий - красный - синий. Предметы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Ставлю зайчика на синий кубик, а белочку рядом с ним - на красный и договариваюсь: «Ты будешь зайчиком, а я - белочкой.» Фигурки поворачиваются друг к другу спинками и начинают «перескакивать» через пенечек, попадая только на свой цвет, наконец, они встречаются на противоположной стороне круга, обращенные друг к другу мордочками. Этот момент эмоционально обыгрываю: зверюшки здороваются, разговаривают и разбегаются в обратную сторону, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. При повторении игры, прошу самостоятельно расставить кубики – «пенечки», чередуя их по цвету, форме или величине.

Внимание

  1. Прятать фигурку ёжика и белки под стаканчики и угадывать.
  2. Сравнить две картинки и найти отличия.

Память

  1. Рассмотреть внимательно одну картинку, потом убрать и показать две картинки, отличные друг от друга и спросить какую видел.
  2. Показать две фигурки животных, затем одну спрятать и спросить кто убежал в лес.

ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1. Раскраска белка

2. Раскраска карандашами

3. Раскраска «Котишка-плутишка»

Лепка

  1. Сделать орешки белочки, грибы (катаем шарики)

Аппликация

  1. Из рваной бумаги хвост белки
  2. Аппликация белка на ветке
  3. Белкины запасы
  4. ЭМВМ 1-3 года Геометрическая аппликация
  5. Белка из луковой шелухи
  6. Белка из крашенной манки
  7. Сделать хвост из крашенной ваты
  8. Рыжий львёнок
  9. Геометрическая аппликация
  10. Маленькие фантазеры. Аппликация «Белка»

Развитие речи

Рассмотреть картинку с белкой и ответить на вопросы.

Артикуляция

1. Учимся делать упражнение «Орешек».

Белка щелкает орешкиОбстоятельно,

без спешки. Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка тов левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).

Моторика

  1. Помочь белке засушить грибы, продев веревку
  2. Помочь белке засушить грибы, подвесив с помощью прищепок
  3. Покормить белку (фасолью)
  4. В корзинку собрать грибы. И рассортировать съедобные и несъедобные
  5. Дорожки: помоги найти еду, добраться до шишек.

Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке,

Хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Загибать пальчики, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Физкультминутка

У медведя дом большой (Руки поднять вверх, подъем на носочки.)

А у белки - маленький. (Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.)

Наш медведь пошёл домой, (Переступание с ноги на ногу.)

А за ним и белочка.(Прыжки.)

Мы зверяток провожаем (Прощальные движения рукой.) И занятие продолжаем.

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела(прыгаем влево и приседаем) .
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом(прыгаем вправо и кружимся) .
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень(прыгаем в стороны) .

Одна из рук – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползут по голове.

«Две мартышки».

Две мартышки (показывают 2 пальца, затем ушки мартышки)

Слов не тратя (мах правой рукой перед собой)

Раз подрались на кровати («кулачки»)

Друг за другом (соединяют указательные пальцы)

В этой схватке (кулаки)

Вышибли ума остатки (палец у виска)

Врач пришел (крестик)

Уселся в кресло (руки полочкой)

И сказал(указательный палец) мартышкам(ушки) «Если,(указ. палец)

Драться будете (кулаки)мартышки(ушки)

Выгоню из этой книжки!» (правую руку резко вперед)

«Жук ползет».

По тропинке жук ползет,Изображают пальчиками жука.

У него усы вразлет.

Жук большой и деловитый,Показывают пальцами размеры жука.

У него сердитый вид.Сердятся

Тащит веточку ракитыПошевелить «усами» - пальчиками.

И усами шевелит.

Угадать совсем не просто,Удивляются

Что с ней сделает потом?

Может быть, построит мостикСоединяют указательные пальцы

Или даже целый дом?

Мы спешим с тропы сойти,Прячут руки за спину

Пожелать ему удачиМашут правой рукой.

И счастливого пути.

«Бабушка кисель варила»

Бабушка кисель варила

(Правая рука помешивает кисель)

На горушечке

(Кончики пальцев рук соединяются («гора»)

В черепушечке

(Округленные ладони, смыкаясь образуют «горшок»)

Для Аленушки, для Андрюшечки.

(Ладони рук ложатся на грудь)

Летел, летел соколок через бабушкин порог.

(Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг с другом)

Вот он крыльями забил,(Руками несколько раз ударяют по бокам)

Бабушкин кисель разлил,

(Вытянуть руки вперед, пальцы растопырить)

У старушечки(Повторяют движения)

На горушечке в черепушечке.

Бабуля плачет: «Ай, ай, ай!» (Руками «утирают слезы»)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!(Указательный палец правой руки «грозит бабуле»)

Чтоб ты стала весела,(Улыбаются)

Мы наварим киселя(«Помешивают кисель»)

Во-о-от столько!»(Руки разводятся широко в стороны)

«Купим мы бабушке курочку»

Купим мы бабушке курочку

Курочка по зернышкам –

Кудах, тах,тах! (дети стуча по коленям)

Купим мы бабушке уточку

Уточка – та, та, та, та! (волнообразное движение рукой)

Купим мы бабушке индюшонка

Индюшонок: шалты - балты! (любое движение руками)

Купим мы бабушке коровенку

Коровенка: муки-муки! (показ «рожек»)

Купим мы бабушке поросенка

Поросенок: хрюки-хрюки (показ «пяточка»)

Купим мы бабушке телевизор

Телевизор: время – факты(ладони рук перед лицом)

Дикторша ля-ля-ля-ля!(показ «язычка»).

«Замок» (

Руки переплетаются в замочек.

На двери такой замок, такой замок, такой замок!

А кто его открыть бы смог, его открыть бы смог!

Крутим кистями рук («показываем замочек»).

Мы стучали, вот так стучали!

Ударяем ладонями (не расплетая пальцев).

Мы качали, мы качали!

Не расплетая пальцев, по очереди поднимаем кисти рук вверх.

Мы кружили, вот так кружили!

Вращаем кистями.

И замочек открыли!

Разводим руки в стороны («открыли замок»)

Упражнение «Дерево».

Прижать руки тыльной стороной ладоней друг к другу. Пальцы раздвинуты и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Упражнение «Жук».

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Упражнение «Зайчик».

Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Упражнение «Птенчики в гнезде».

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где взяла она зерно.

Упражнение «Филин».

Руки в кулачок прижаты. Большие пальцы вверх (уши), указательные пальцы вместе. К этому времени у скворца подросли птенцы. Вот идут волк и лиса к норке зайца. Тут вылетели скворцы из скворечника, налетели на волка и лису, стали их клевать. Волку и лисе ничего не оставалось, как убежать обратно ни с чем.

Упражнение «Скворцы».

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (сцеплены друг с другом) - это голова, остальные пальцы - крылья, помахали ими.

Пальчиковая гимнастика "Белочка"

Сидит белочка в тележке,

Продает на орешки.

Лисичке-сестричке,(Дети поочередно загибают пальчики)

Воробью, синичке,(От мизинца к большому).

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Пальчиковая гимнастика

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил-
Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.
Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик я.

"БЕЛОЧКА”
(по мотивам народной песенки)

Сидит белка на тележке,

Продаёт свои орешки;

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

"ДЕТКИ”

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове "вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
"ОЧКИ”

(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.
"БАБОЧКА"
(народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

(скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки)

"ПТИЧКИ"

Птички прилетали,

Крыльями махали.

(пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз)

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший эффект во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:
– застёгивание и расстёгивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);
– всевозможные шнуровки;
– нанизывание колец на тесьму;
– игры с мозаикой;
– сортировка мозаики по ячейкам;
– игры с конструктором;
– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, трем (пальцы рук сжаты в кулаки, кулаки к себе, от себя ).

Мы капусту солим, солим (движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем, жмем (интенсивное сжимание пальцев в кулаки).

«Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).

Кто открыть его бы смог? (Повторение движений .)

Потянули ( пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть сначала в одну, потом в другую сторону),

Покрутили ( движения кистями рук со сцепленными пальцами к себе, от себя),

Постучали ( пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга )

И открыли ( пальцы расцепить, ладони в стороны ).

«Лошадки»

По дорожке ровной, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Цок, цок, цок, цок,

Мчится резвый табунок (указательные и средние пальцы идут по поверхности стола).

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, (Дети показывают, как доят корову)

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем дает здоровье (Снова «доят»)

Молоко коровье.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке, (

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, ( Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (пальцы рук собраны вместе – «бутон»),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание (ритмичные движения пальцами вместе и врозь)

Дружно дают под землей корешки (пальчики смотрят вниз – «корни»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке (одна рука сжата в кулак – «ножка», на кулаке раскрытая ладонь другой руки – «крышка стола»),

Рядом стульчик у окошка (к ладони одной руки приставлен кулачок ).

Два бочонка под столом (обе ладони сжаты в кулак ).

Вот какой я видел дом! (ладонями обеих рук показать крышу дома .)

« Домик»

Раз, два, три, четыре, пять (разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого),

Вышли пальчики гулять (ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два, три, четыре, пять (сжимание поочередно, начиная с мизинца, широко расставленных пальцев в кулак).

В домик спрятались опять (ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Снежок»

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы, начиная с большого),

Мы с тобой снежок лепили (лепят, меняя положение ладоней ).

Раз – подбросим (подбрасывают ),

Два – поймаем ( приседают, ловят ),

Три – уроним ( роняют)

И… сломаем ( топают) .

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки )

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках (ритмично сжимают и разжимают кулаки ).

Всем хватило зернышек! (Опять сжимают и разжимают кулаки.)

«Уточка»

Шла уточка бережочком, («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (Загибают безымянный палец; большой палец )

И среднего и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец )

И самого любимого. (Загибают указательный палец )

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья! (Поочередно разгибают пальцы, начиная с большого .)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка,

Милая ласточка,

Ты где была?

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну-красу! ( На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного сначала правой руки, потом левой.)

«Елочка»

Перед нами елочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «елочки»),

Шишки, иголочки ( пальцы сжаты в кулаки, указательные выставлены ),

Шарики, фонарики («шарики» из пальцев вверх, вниз),

Зайчики и свечки («ушки» из указательного и среднего пальцев, обе ладони сложены, пальцы сжаты),

Звезды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы стоят на столе).

Игра "Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!
(Роняем руки на колени).

Игра "Паучок"

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

Игра "Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Игра "Улитка"

Улитка в домике она сидит, рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне"). Игра "Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).


("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Игра "Разминка"

(Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьём
И сначала всё начнём.
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.)

«перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,
(Складываем ладоши "ковшом") .

Мышат позвала.
(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) .

Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать.
(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). чиками мы покрутим,...