Мониторинг старшая группа. Диагностика психического развития детей старшей группы (к.г.) Результаты диагностики детей старшей группы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Солонина Ю.И.

за 2014-2015 учебный год

с. Елань-Колено

В старшей группе «Капелька» 24 ребёнка:11 девочек и 13 мальчиков.В мониторинге принимали участие 22 ребёнока.Отсутствовали Болдырев Никита (по семейным обстоятельствам) и Буравлева Ульяна (Отпуск) Итоги мониторинга показали, что детьми группы материал по всем образовательным областям усвоен на высоком, среднем и низком уровне

Наиболее высоко данное интегративное качество развито у

Саши К., Саши С,Егора Б.,Артёма В., Андрея Л., Вити Л.,Вероники П.

Высокий уровень – 25%

Средний уровень-66%

Низкий уровень-9%

Наиболее низкий результат усвоения программы у Переслыцких Кати и Буковой Согдианы в связи с индивидуальными особенностями детей.

С ними будет проводиться работа в данном направлении.

Наиболее Высокие баллы у Егора Б.,Игоря К.,Вити Л., Вероники П., Ильи К., Саши С,Саша К.Эти ребята всегда готовы к познанию нового,интересуются неизвестными им вещами и обстоятельствами.

Высокий уровень-23%

Средний уровень-73%.

Низкий Уровень-4%

Низкие баллы у Олега Б.,Согдианы Б., .Детей мало интересуют события вне их круга и образа жизни

У всех детей на среднем и низком уровне.

Высокий уровень-13%

Средний уровень-76%

Низкий уровень-11%

Меньшее количество баллов у Олега Б.,Согдианы Б.

Наиболее высокий бал у Егора Б. Игоря К.Саши К.,К удрявцева С.,Ильи К.,КАндрея Л,Вити Л.Саши С,Вероники П.

Высокий бал-21%

Средний уровень -78%

Низкий бал_1%-

Наиболее низкий бал у Согдианы Б.,АнжелыХ..и Олега Б.Эти дети имеют не достаточно богатый словарный запас,не высказывают свое мнение.

Наиболее высокий бал у Егора Б. Игоря К.Саши К.,К удрявцева С.,Ильи К.,КАндрея Л,Вити Л.Саши С,Вероники П

Высокий -12%.

Средний уровень-78%

Низкий уровень10 %

Низкие баллы у Олега Б.,Согдианы Б., Анжелы Х.

С этими детьми в данном направлении будет проводиться индивидуальная работа.

Физически развитый

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Сициально-коммуникативное развитие

Высокий

Средний (норма)

Низкий

Всего обследовалось детей

Процент усвоения

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида№1»

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Воспитателя старшей группы «Капелька»

Солонина Ю.И.

за 2014-2015 учебный год

с. Елань-Колено

Анализ диагностики в старшей группе «Капелька» на конец 2014-2015 учебный год.

В старшей группе «Капелька» 24 ребёнка:11 девочек и 13 мальчиков.В мониторинге принимали участие 22 ребёнока.Отсутствовали Болдырев Никита (по семейным обстоятельствам) и Буравлева Ульяна (Отпуск) Итоги мониторинга показали, что детьми группы материал по всем образовательным областям усвоен на высоком, среднем и низком уровне

Образовательная область «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» Наиболее высоко данное интегративное качество развито у

Саши К., Саши С,Егора Б.,Артёма В., Андрея Л., Вити Л.,Вероники П.

Высокий уровень – 25%

Средний уровень-66%

Низкий уровень-9%

Наиболее низкий результат усвоения программы у Переслыцких Кати и Буковой Согдианы в связи с индивидуальными особенностями детей.

С ними будет проводиться работа в данном направлении.

Образовательная область «Речевое развитие»

Наиболее Высокие баллы у Егора Б.,Игоря К.,Вити Л., Вероники П., Ильи К., Саши С,Саша К.Эти ребята всегда готовы к познанию нового,интересуются неизвестными им вещами и обстоятельствами.

Высокий уровень-23%

Средний уровень-73%.

Низкий Уровень-4%

Низкие баллы у Олега Б.,Согдианы Б., .Детей мало интересуют события вне их круга и образа жизни

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

У всех детей на среднем и низком уровне.

Высокий уровень-13%

Средний уровень-76%

Низкий уровень-11%

Меньшее количество баллов у Олега Б.,Согдианы Б.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Наиболее высокий бал у Егора Б. Игоря К.Саши К.,К удрявцева С.,Ильи К.,КАндрея Л,Вити Л.Саши С,Вероники П.

Высокий бал-21%

Средний уровень -78%

Низкий бал_1%-

Наиболее низкий бал у Согдианы Б.,АнжелыХ..и Олега Б.Эти дети имеют не достаточно богатый словарный запас,не высказывают свое мнение.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Наиболее высокий бал у Егора Б. Игоря К.Саши К.,К удрявцева С.,Ильи К.,КАндрея Л,Вити Л.Саши С,Вероники П

Высокий -12%.

Средний уровень-78%

Низкий уровень10 %

Низкие баллы у Олега Б.,Согдианы Б., Анжелы Х.

С этими детьми в данном направлении будет проводиться индивидуальная работа.

Итоги диагностики показали,что на конец года процент усвоения образовательных областей -88%

Уровень развития интегра-тивных качеств

Физически развитый

Речевое развитие

Виктория Буханцева
Выводы диагностики на начало года в старшей группе

Выводы диагностики на начало года в старшей группе .

«Социально - коммуникативное развитие» показал, что :

Высоким уровнем обладают 10 воспитанника (38,6%) . Дети этого уровня имеют представление о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Стремятся выполнять нормы и правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе. Относят содержащиеся в них требования к себе, четко их формулируют. Понимают важность нравственного поведения. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям. Все больше интересуются проблемами социального характера и обсуждают их. Задают соответствующие вопросы. Используют в общении развернутую речь. Проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеют договариваться, но иногда прибегают к помощи педагога. Стараются использовать развернутую речь, поддерживают общую тему разговора. В повседневной жизни четко соблюдают необходимую последовательность действий, организуют свое рабочее место, убирают за собой. Имеют четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах. Адекватно реагируют на эмоциональные состояния других людей, сопереживают и стремятся содействовать. С интересом участвуют во всех мероприятиях группы , проявляют инициативу. А также имеют устойчивый интерес к разным видам труда. Проявляют бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

(57,6%) . Дети этого уровня поведение определяют правилами повседневной жизнедеятельности, действуя в привычных ситуациях. Моральные нормы формируют слишком обобщенно или слишком конкретно. Могут их нарушать в реальной ситуации, но позитивно реагируют на замечания педагога. Знают и выполняют правила культуры общения в совместной с взрослыми и сверстниками деятельности, могут их нарушать, иногда нуждаются в напоминании взрослого. Стремятся высказывать свои предложения, но они могут быть нереалистичны. В сложных ситуациях обращаются за помощью, но устраняются от решения проблемы, нуждаясь в руководстве воспитателя. Имеют общие представления об эмоциях и чувствах, самостоятельно затрудняются объяснить причины их возникновения. В игре осознают необходимость соблюдения правил и выполняют их, но нуждаются в помощи взрослого, могут нарушать их при преобладании своих собственных предпочтений и интересов.

(0%) по социально-коммуникативному развитию.

«Познавательное развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают 10 воспитанников (38,6%) . Проявляют разнообразные познавательные интересы, при восприятии нового пытаются понять суть происходящего. Систематически применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач. Определяют и сопоставляют свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы. Классифицируют объекты по их свойствам, качествам и назначению. Проявляют исследовательское поведение, систематически стремятся самостоятельно получить новые знания об интересующем предмете. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.

Со средним уровнем развития – 15 воспитанников (57,6%) . Основной процент воспитанников со средним уровнем развития. Дети этого уровня принимают заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым. Стремятся экспериментировать сами, но нуждаются в помощи взрослого. В речи отражают ход и результат экспериментирования, задают вопросы. Испытывают затруднения в применении знаний и способов деятельности. Содержание игры недостаточно разнообразны. Имеют отдельные представления о своей жизнедеятельности. Выражают свои потребности в отдельных словах, жестах, позах. С помощью взрослого отражают свой практический опыт. Знают свои имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. Иногда затрудняются назвать фамилию и профессию своих родителей. Знают столицу России, могут назвать некоторые достопримечательности родного города.

С низким уровнем развития - 1 воспитанник(3,8%) . Дети с низким уровнем развития

«Речевое развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают 4 воспитанника (15,3%) . Дети этого уровня употребляют слова, обозначающие все части речи , их лексические средства разнообразны. При рассказывании по серии картинок соединяют все части в единое целое, композиция рассказов выдержана, относительно точно пересказывают литературные произведения. Отчетливо произносят звуки, речь отчетлива. Хорошо понимают прочитанное, развернуто отвечают на вопросы по содержанию. Пересказывают индивидуально и коллективно. Имеют предпочтения в литературных произведениях, называют некоторых писателей. Могут выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, могут выучить небольшое стихотворение. Драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворение. Выделяют первый звук в слове, сравнивают слова по длительности, подбирают слова с заданным звуком.

Со средним уровнем развития – 20 воспитанников (76,9%) . Дети этого уровня затрудняются в общении с незнакомыми людьми. Лексические средства разнообразны, но не используют или пользуются редко синонимами, антонимами. Допускают немногочисленные ошибки в выборе лексических и грамматических средств, в употреблении предлогов. При рассказывании по серии картинок с помощью взрослого соединяют части в единое целое, композиция рассказов может быть не выдержана. По предложению воспитателя дети среднего уровня могут изменить слово, образовать слово. Отчетливо произносят большинство звуков, речь отчетлива.

С низким уровнем развития – 2 воспитанников (7,7%) . Дети с низким уровнем развития

«Художественно-эстетическое развитие» показала, что :

Высоким уровнем обладают -14 воспитанников (53,8%)

Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.

Со средним уровнем развития – 11 воспитанников (42,3%) .

У воспитанников этого уровня развития интересы неустойчивы. Рассматривают, анализируют по вопросам взрослого. Не всегда способны конструировать по собственному замыслу. Иногда прибегают к помощи взрослого. Способны использовать простые схематические изображения для несложных задач. Ножницы держат правильно. Используют однотипные приемы вырезания.

С низким уровнем развития 1 воспитанник (3.8%) .

Вывод : анализ результатов диагностики в начале учебного года показывает стабильную динамику развития детей по всем видам деятельности. В основном показатели реализации образовательной программы дошкольного образования находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает , что применение в педагогической практике рабочей программы положительно сказывается на результатах диагностики . Таким образом, образовательная деятельность группы реализуется на достаточном уровне.

Однако необходимо наметить :

план на дальнейшую перспективу и развитие каждого ребенка :

1. Продолжать вести целенаправленную работу по повышению качества освоения программного материала по всем образовательным областям.

2. В течение года продолжать развивать речевые и коммуникативные умения детей в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода.

3. Совместно с родителями, психологом, логопедом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем устранять пробелы в образовательной деятельности детей.

4. Продолжать развивать и расширять словарный запас, учить общению с педагогами, родителями, сверстниками. Развивать навыки употребления в речи синонимов, антонимов. Сложных предложений разных видов.

5. Продолжать формировать представления о различных группах предметов , имеющих общий признак. Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 10) Продолжать развивать временные представления о пространстве.

6. Продолжать развивать пространственные представления в конструировании, создавать различные конструкции объектов. Продолжать создавать условия для самостоятельных практических действий детей.

7. Продолжать развивать интерес у детей к художественному творчеству. Учить различать виды изобразительного искусства : живопись. Графика. Скульптура. Декоративно прикладное и народное искусство.

8. Развивать у детей игровые навыки. Продолжать развивать навыки театральной культуры. Закреплять умение договариваться в игре со сверстниками.

9. Продолжать развивать самостоятельность. Ответственность, трудолюбие.

10. Продолжать формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

11. Продолжать формировать интерес и любви к спорту, к физическим упражнениям. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

12. Продолжать развивать литературную речь детей, приобщать к словесному искусству. Продолжать знакомство с иллюстрациями известных художников.

Диагностика психического развития детей старшей группы (начало года)

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________
Дата рождения ___________________ Возраст на момент обследования __________
Дата обследования ___________ Детский сад № ______________ Группа________________

Задания: Приложение 7.docx
1. Построй домик.

2. Соедини точки.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз;
  • 3. Заштопай ковер.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1-3 ошибками;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.
    4. Найди одинаковые предметы.
  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно
    5. Домики.
  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

Ф.И. ребенка, дата рождения

Диагностика уровня сенсорного восприятия, умения распределять внимание. «Построим домик».

«Соедини точки» . Инструкция: «Соедини точки одной непрерывной линией, чтобы получились четкие, красивые фигуры»

«Заштопаем ковер».

Инструкция: «Выбери и обведи ту фигуру, которой не хватает в прямоугольнике»

Диагностика умения сосредоточиться, распределять внимание, развития сенсорного восприятия «Найди одинаковые предметы». Инструкция «В каждой строке найди одинаковые предметы и обведи их в кружочек»

Диагностика состояния памяти (непоредственного запоминания, утомляемости, активности внимания «Домики». Инструкция: « Перед тобой домики., первом домике закрась крышу, в третьем нарисуй окошко, в самом маленьком заштрихуй стенку». Повторить три раза.

Примечания

Итого:

Диагностика психического развития детей старшей группы (конец года)

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________
Дата рождения ___________________ Возраст на момент обследования ________________
Дата обследования ______________ Детский сад № ____________

Группа ________________

Занятия: Приложение 8.docx
1. Построй домик.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

2. Дорисуй фигуру.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1-2 ошибками, линии прерывистые, нечеткие или обведены несколько раз, нечеткая форма;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

3. Вычеркни лишнюю фигуру.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1-2 ошибками;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

4. Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

5. Запомни и подчеркни 5 названных предметов.

  • высокий уровень - задание выполнено без ошибок;
  • средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;
  • низкий уровень - задание выполнено неправильно.

Результаты диагностики психоэмоционального развития

Старшая группа _________________Дата______________

Ф.И. ребенка, дата рождения

Диагностика уровня сенсорного восприятия, умения распределять внимание, сосредоточиться. «Построим домик».

Инструкция: «Посмотри на правый и левый домики. В правом домике тебе надо добавить линии, чтобы два домика получились одинаковыми»

Диагностика уровня саморегуляции, внимания «Дорисуй фигуру» . Инструкция: «Перед тобой на листочке недорисованные круги и треугольники, Д дорисуй их»

Диагностика сформированности мышления «Зачеркни лишнее».

Инструкция: «В каждом ряду зачеркни лишнюю фигуру, ту, что на твой взгляд не подходит к остальным»

Диагностика умения сосредоточиться, уровня словесмно-логического мышления «Найди предметы на один звук». Инструкция «Соедини предметы которые начинаются на один звук»

Диагностика состояния памяти «Запомни и подчеркни». Инструкция: «Послушай слова: зонт, чайник, медведь, слон, гриб (повторить 2 раза). Зачеркни на своем листочке те предметы которые я назвала».

Примечания

Итого:

Педагог-психолог ________________________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО

программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

ПО

программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

СТАШАЯ ГРУППА

Примечания: на начало и на конец учебного года ребенок выполняет одни и те же задания

Образовательная область «Познание»

Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

Критерии оценки

Что изучается?

Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт

1. Дидактическая игра «Виды транспорта» (классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой,

транспорт специального назначения).

Предметные картинки: троллейбус, автобус, трамвай, грузовик, самосвал, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина и другие.

2. Дидактическая игра «Найди пару».

Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие

1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.

Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).

2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.

Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.)

Критерии оценки

3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.

2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.

1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения

Что изучается?

Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан пред-мет, и умение его описывать

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «А знаешь ли ты?»

Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.

2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».

Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1

1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,

отвечает на в о п р о с ы:

Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?

Назови цвет всех колец пирамидки.

Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)

2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.

Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет

Критерии оценки

3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.

2 балла - ребенок, отвечая на вопросы задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.

1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может

Что изучается?

Знания о свойствах и качествах различных материалов

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного каче-ства: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, металлические; салфетки бумажные, матерчатые.

Или

Дидактическая игра «Сравни предметы»

Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их.

Задания:

1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.

2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.

Критерии оценки

3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое), стеклянный стакан с металлической кружкой и другие.

3 балла - ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость - мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.

2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.

1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок

Что изучается?

Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

1. Какая профессия у этого человека?

2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?

3. Что делают люди этой профессии?

4. Объедини строителей.

5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?

3 балла - ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Без-ошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия

профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работ-ников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет

Что изучается?

Знания о некоторых родах войск

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Материал: предметные картинки с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий

Примерные вопросы:

1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)

2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.

3.Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?

4. Для чего нужны военные? И другие

Критерии оценки

3 балла - ребенок различает рода войск, правильно отвечает на все вопросы.

2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.

1 балл - ребенок называет 1-2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии

Что изучается?

Знания о себе, родном городе; стране

Беседа

Примерные вопросы:

1. Назови свой домашний адрес.

2. С кем ты живешь вместе?

3. У тебя есть бабушка (и), как ее зовут?

4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них?) И т. п.

5. Назови город, в котором ты живешь.

6. Как называется наша страна?

7. Сможешь назвать главный город страны?

Критерии оценки

3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира), может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.

2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.

1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны

Что изучается?

Знания о некоторых правилах дорожного движения

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».

Материал: сюжетная картинка с изо-бражением улицы, тротуара, свето-фора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»

Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы:

1. Как называют людей, идущих по улице?

2. Как правильно ходить по улице?

3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.

Ребенок рассматривает предметные картинки.

Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора

Критерии оценки

3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.

2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.

1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает

Высокий уровень - 18-21 балл,

средний уровень – 11-17 баллов,

низкий уровень – 7-10 баллов.

Образовательная область Познание:

«Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой »

Что изучается?

Знания о зимующих птицах (синица, воробей, ворона, снегирь, галка, сорока)

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Кто прилетает к кормушке».

Материал: иллюстрация с изображением кормушки (с прорезями) на фоне зимнего пейзажа; карточки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Или Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Материал: карточки с изображением 5-6 зимующих птиц и 2-3 перелетных птиц (синица, ворона, скворец, сорока; галка, снегирь, ласточка, воробей)

1.Ребенок рассматривает картинку, уточняет изображенное время года.

Вопросы:

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Найди и помести на кормушку зимующих птиц.

- Расскажи, какие птицы прилетели к кормушке.

2. Ребенок рассматривает картинку

Вопросы:

Какая птица лишняя и почему?

Назови зимующих птиц, изображенных на картинке

Критерии оценки

3 балла - ребенок без помощи взрослого находит и называет 5-6 зимующих птиц.

2 балла - ребенок самостоятельно находит и называет 3-4 зимующих птиц.

1 балл - ребенок называет 1-2 птицы, затрудняется в классификации птиц (зимующих и перелетных)

Что изучается?

Знания о растениях и способах их размножения

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Чьи плоды?»

Материал: карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна); картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка)

1.Ребенок подбирает к каждому дереву

нужную картинку с плодами.

Вопросы:

Назови, какие деревья ты узнал.

Найди на картинках плод каждого дерева.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания:

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Критерии оценки

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения.

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но до-пускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений.

1 балл - называет правильно 1-2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления

Что изучается?

Представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что было бы если..?»

Материал: иллюстрации лета и зимы, на которых изображена вода в разных состояниях (лужа, речка, снег, ледяная горка и др.)

Ребенок рассматривает картинки. Вопросы:

На какой из картинок изображена вода?

На зимней картине есть вода?

Почему ты так решил? Объясни.

А можем мы летом увидеть лед?

Почему?

Критерии оценки

3 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, обоснованно делает выводы, правильно отвечает на вопросы.

2 балла - ребенок имеет представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, но затрудняется сделать выводы.

1 балл - ребенок не имеет представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот

Что изучается?

Общая осведомленность о роли человека в природе

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Материал: диск со стрелкой в центре (по типу циферблата), в середине которого изображение природы, а по краям знаки, символизирующие положительное (кормушка для птиц, скворечник, посадка деревьев и т. д.) и отрицательное (сломанная ветка, сачок для бабочки и т. д.) поведение человека в природе

Ребенок, перемещая стрелку, рассказывает о помощи человека природе и о его вредном воздействии на природу

Критерий оценки

3 балла - ребенок анализирует поведение человека в природе, делает выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 балла - ребенок имеет представление

о правильном поведении человека в природе, не всегда может объяснить вред,

который причиняет человек природе.

1 балл - ребенок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении задания, затрудняется делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе

Что изучается?

Знания о травянистых растениях (подорожник, крапива, лопух)

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что лишнее».

Материал: карточки с изображением растений (подорожник, крапива, лопух, береза)

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы:

Как называются эти растения?

Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.)

Береза это... (дерево).

Критерии оценки

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые».

2 балла - ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые). Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)

Что изучается?

Знания о диких животных и их повадках. (Белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Засели лес».

Материал: иллюстрация леса; карточки с изображением диких животных (белка, лиса, заяц, медведь, волк)

Ребенок рассматривает картинки.

Вопросы:

Как называют зверей, которые живут в лесу? (Дикие звери.)

Посмотри, лес пустой, давай заселим его животными. Расскажи, что ты знаешь о каждом из них.

Ребенок поочередно «заселяет» в лес животных, отвечая на вопросы воспитателя об их жизни в лесу и повадках.

Чем питается белка? (Грибами, орехами.)

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям? Что ей помогает спасаться от врагов? Что защищает от холода? (Зимняя шуба, пушистый хвост.)

Чем питается заяц? Как он спасается от врагов? (Путает следы, меняет окраску.)

Что помогает ему выдержать холод?

Почему волка и лису называют хищниками? Что им помогает охотиться за животными?

Как ведут себя волки во время охоты?

(Волки собираются в стаи, вместе охотятся по ночам, могут подолгу гнаться за добычей.)

Как охотится лиса? (Лиса незаметно подкрадывается, подкарауливает, заметает следы.)

Чем питается медведь? Что делают медведи в зимнюю пору? (Впадают в спячку.) Что помогает медведю не питаться всю зиму? (Запас жира.)

Какие еще животные впадают в спячку? (Ежи.) Чем питается еж? Как спасается от врагов и что помогает ему в этом? (Сворачивается клубком, иголки.)

Критерии оценки

3 балла - ребенок с интересом выполняет задание, правильно отвечает на все вопросы воспитателя о жизни диких животных.

2 балла - ребенок имеет представление о повадках диких животных, не на все

вопросы может ответить.

1 балл - ребенок имеет очень слабые представления о, повадках диких животных

Высокий уровень - 16-18 баллов;

Средний уровень - 10-15 баллов;

Низкий уровень - 6-9 баллов.

Формирование словаря, связная речь

Что изучается?

1 . Умение самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.

2. Умение сочинять концовки к сказкам.

3. Умение последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие

литературные произведения

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья».

2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан».

3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку

1. Вопросы по содержанию картинки:

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники?

Как можно назвать их вместе, одним словом?

Назови членов семьи, изображенных на картинке.

Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает?

Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи.

2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки.

3. Ребенок слушает и пересказывает сказку

Критерии оценки

3 балла - ребенок составляет рассказ о

семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи

взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью.

2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя

сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью.

1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды

Грамматический строй речи

Что изучается?

1 . Умение согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных.

2. Умение заменять слово другим со сходным значением

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Материал: предметные картинки

лимон, яблоко, елка и другие.

2. Игра «Как сказать по-другому?»

Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на в о п р о с ы:

Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.)

Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.)

Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.)

Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова-«приятели» к следующим словам:

1. Метель (вьюга, буран, пурга).

2. Смешной (забавный, потешный, комичный).

3. Грустный (невеселый, печальный).

4. Торопиться (спешить)

Критерии оценки

3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным

по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением.

2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов.

1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам

Звуковая культура речи

Что изучается?

Умение определять место звука в слове

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове».

Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова).

2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком»

1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова.

Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.)

Задание:

Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м].

Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова

Критерии оценки

3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове.

2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова.

1 балл - ребенок допускает большое коли-чество ошибок

Высокий уровень - 8-9 баллов;

Средний уровень - 5-7 баллов;

Низкий уровень – 3-4 балла

Образовательная область «Познание»: Формированию элементарных математических представлений

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическое упражнение «Скажи сколько».

Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек).

2. Дидактическое упражнение

«Скажи, который по счету предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.

2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

Критерии оценки

3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл - ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

Что изучается?

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал.

Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

Сколько всего солдатиков?

Сколько матрешек?

Кого больше (меньше)?

На сколько?

Сделай так, чтобы их стало поровну.

Как еще можно это сделать?

Критерии оценки

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

Что изучается?

Умение сравнивать предметы различной величины

Дидактические игры, упражнения, вопросы

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.

2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал: ленточки разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

Что ты видишь на столе?

Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

Чем они отличаются?

Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

Критерии оценки

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла - правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Что изучается?

Знания о форме предметов

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки: мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

Какие геометрические фигуры ты видишь?

Назови их.

Чем отличаются круг и овал от других фигур?

Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

Разложи фигуры в ряд, под каждой из них положи картинку похожей формы

Критерии оценки

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1-2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Что изучается?

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо.

Вопросы:

Что ты видишь справа (слева) от себя?

Что ты видишь впереди (сзади) от себя?

Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа

от себя и т. п.

Критерии оценки

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношеиию к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Что изучается?

Знания о днях недели, последовательности частей суток

Дидактические игры, упражнения, вопросы

    Дидактическая игра «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

    Дидактическое упражнение «Назови соседей»

    Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2. Вопросы:

Если вчера было воскресенье, какой день недели сегодня?

А какой день недели следует за четвергом? И т. п.

Критерии оценки

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.

2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Что изучается?

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

Сосчитай количество частей «Группы игрушек».

Сколько их? (Три.)

Какие это части? (Первая часть - куклы, вторая часть - мишки, третья - машины.)

Посчитай количество игрушек каждой части.

Чего больше?

Значит, какая часть больше?

В какой части игрушек меньше?

Что можно сказать об этой части игрушек? (Она самая маленькая.)

Критерии оценки

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.

1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Высокий уровень – 18-21 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10

баллов.

Диагностические задания

Знакомство с искусством

Задание: «В мастерской художника». Индивидуальная беседа с каждым ребенком.

    Как ребенок воспринимает содержание картины, ее выразительные средства?

    Какие предметы нравятся, почему?

    Какие изобразительные материалы были использованы?

Материал: могут быть использованы картины различных жанров, предметов прикладного, народного и декоративного искусства, живопись, книжная графика, различные средства художественной выразительности (краски, кисть, палитра и т. д.).

Изобразительная деятельность

Задание: рисунок на тему «Лето» либо педагог проводит анализ нескольких работ ребенка (декоративный орнамент, предметный и сюжетный рисунок).

Лепка

Задание проводится по подгруппам (4 ребенка) : по сказке «Теремок» вылепить кого-либо из зверей (заяц, лиса, медведь, волк) в соответствии с сюже том (вылепить героев для своей композиции). Например, заяц, тарелка, стол. Объединить работы нескольких детей в единую композицию.

Аппликация

Задание: коллективная аппликация «Аквариум».

Правильно пользуется ножницами, использует разнообразные приемы вырезания. Изображает предметы и несложные композиции.

Критерии оценки:

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослого

«Познание» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности.

Конструирование

Задание:

Коллективное конструирование «Построим город».

Постройка по образцам, каждый ребенок выбирает, что будет строить и где будет

нахо диться его постройка.

Критерии оценки:

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Ручной труд

Задание: «Магазин игрушек». Выполняется из листа, сложенного пополам. Сгибая лист в разных направлениях, смастерить игрушки с использованием дополнительных материалов: конфетти, полоски бумаги.

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрос

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств

Критерии оценки:

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым, 1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Особенности проведения мониторинга по разделам

Образовательная область «Познание»: ФЭМП

Для определения уровня ФЭМП педагог проводит наблюдения за свобод

При выполнении заданий детьми старшей и подготовительной групп необходимо обратить особое внимание на:

    умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться);

    умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку;

    умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету;

    знание цветов спектра;

    умение выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков;

    умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть;

    умение называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный);

    умение классифицировать предметы по общим качествам и характерным признакам;

    умение при обследовании предметов включать движения рук по предмету.

Полученный в ходе наблюдения результат вносится в таблицы.

Заключительным этапом проведения диагностики по этому разделу будет подсчет баллов, набран ных каждым ребенком индивидуально.

Образовательная область «Коммуникация» Развитие речи

Педагог проводит наблюдения и беседу с ребенком в интересной, интонационно выразительной форме. Проводить наблюдение можно как индивидуально, так и с подгруппой детей, в зависимости от сложности задания.

Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста исполь зуются наглядные предметы, картинки, игрушки, соблюдается временной отрезок не более 15 минут.

Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут.

В конце наблюдений производится подсчет баллов, механизм подсчета индивидуален для каждой возрастной группы.

Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение

Педагог проводит наблюдения за свобод ной игровой и совместной деятельностью детей, а также предлагает им выполнить ряд заданий. Задания выполняются как индивидуально, так и малыми группами. Результат выполнения заданий вносится в та блицу, в соответствующие заданию колонки.

Образовательная область «Социализация»: Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств;

Образовательная область «Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков

Исследование осуществляется через наблюдение. Результат вносится в та

Образовательная область «Социализация»: Игровая деятельность

При заполнении этого раздела воспитатель не только наблюдает за ребенком, но и специально организует игры с детьми. Результат вносится в та блицу, в соответствующие колонки.

Образовательная область «Труд»

Знания и умения воспитанников по направлениям: «Самообслуживание» , «Хозяйственно-бытовой труд» и «Труд в природе». выявляются в результате наблюдений за ребенком. «Ручной труд» - в соответствии с изложенными ниже заданиями и в результате наблюдений за ребенком.

Знания воспитанников по направлениям « Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека» и «Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам» выявляются в разделе: Образовательная область «Познание» Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение.

Образовательная область «Художественное творчество»

фронтальные занятия. По отдельным направлениям раздела педагог проводит анализ прошлых работ ребенка (например: рисование, аппликация).

Образовательная область «Познание» Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности.

Для мониторинга этого раздела педагог проводит индивидуальные и подгрупповые беседы с детьми, фронтальные занятия. Педагог может проводит анализ прошлых работ ребенка в разделе «Конструирование из бумаги и природного материала»

Список используемой литературы.

    Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная группа. Реализация ФГТ в ДОУ. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

    Диагностика к "Программе воспитания и обучения в детском саду " : под ред. М.А. Васильевой" Издательство: Красноярск 2009 г.

    Колесникова Е.В. Демонстрационный материал по математике для детей 3-4 лет. Методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 3-4 лет. Ред. Ю.Н. Стальская. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

    Колесникова Е.В. Демонстрационный материал по математике для детей 4-5 лет. Методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 4-5 лет. Ред. Ю.Н. Стальская. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Колесникова Е.В. Демонстрационный материал по математике для детей 5-6 лет. Методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 5-6 лет. Ред. Ю.Н. Стальская. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

    Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад общеразвивающего вида «Вишенка».

Психологическая диагностика детей 5 лет

(для детей дошкольного возраста)

Подготовила

педагог-психолог МБДОУ

г. Семикаракорск

Основная цель психодиагностики - создание психологического портрета обследуемого, который включает в себя характеристику поведения, описание особенностей познавательных процессов и развития личности.

Психодиагностика детей дошкольного возраста проводится в сентябре. Особое внимание уделяется изучению эмоционально - личностной сфере ребенка. Оценивается уровень тревожности , определяется наличие страхов, конфликтности в общении и способности выходить из конфликтных ситуаций.

Психологическая диагностика в старшей группе

I . В блок методик, предназначенных для определения умственного развития дошкольников, можно включить

1. шкалу Бине-Симона .

Детям предлагаются следующие задания:

>- определить время дня;

>- рассказать о назначении нескольких предметов обихода (калькулятора, секундомера);

>- нарисовать ромб по образцу;

>- сравнить людей (детей) с эстетической и моральной точек зрения. (Кто самый аккуратный в вашей группе? Почему? Кто самый добрый в вашей группе? Почему? И т. д.)

Все результаты фиксируются в диагностическом журнале на

странице, отведенной для старшей группы, с помощью условных

обозначений:

задание выполнено - «+»;

задание выполнено, но имеются отдельные ошибки, неточнос­ти - «+?»


задание не выполнено - «-» (табл. 1).

Затем проводится исследование психических процессов: внима -
ния, восприятия, памяти, мышления и речи.

II . Для диагностики внимания используются следующие игровые задания:

1. «Сравни картинки».

Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначи­тельными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмот­ри картинки, сравни их и найди отличия».

2. «Небылицы».

Ребенку предлагают внимательно послушать текст и найти в нем небылицы. Например:

Сел воробышек на дом - Провалилась крыша. Под березкою с котом Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука, Рыба ловит рыбака, На телегу села лошадь, Погоняет ездока.

3. «Найди несоответствие».

Ребенку показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие: «Внимательно посмотри на картинку. Определи, что нарисовано неправильно. Отметь крестиком каждую нелепицу и объясни, почему это не таки как должно быть на самом деле».

III . Изучение особенностей восприятия

1. «Разложи кружочки по ко­робочкам»

Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый; серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый) и раскладывают набор разноцвет­ных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем малышу пред­лагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цве­том. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков.)


2. Восприятие формы проверяется с помощью игры-классифика­ции «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту-таб­лицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета, что в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соот­ветствии с их формой.

3. Диагностика восприятия величины проводится с помощью за­дания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного оп­ределенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Примечание. Внимательное наблюдение за действиями ребен­ка поможет сделать предварительные выводы о состоянии тон­кой моторики.

4. Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью про­бы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать неболь­шой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает у ребенка о том, что делала Таня в разное время суток.

Примечание. Дополнительно выявляется уровень речевого раз­вития (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй , связность речи).

5. Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить сло­ва, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом поряд­ке.

Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».

При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».

При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сей­час я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».

На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хоро­шим результатом является:

Повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;

Повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления. . Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в табл. 2.

___________ _______ ____________ _________________

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Кол- во

предъяв-

лений

часы

утюг

слон

кошка

пятно

солома

яблоко

лото

солнце

дорога

6. Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картин­ки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.


7. Опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики ­ева, предложенный для обследования детей в предшкольный период. Его суть заключается в упрощении сти­мульного материала и сокращении количества предъявляемых слов и карточек.

Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев.

Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе.

Карточки: столовый прибор, школьная доска, булочная, расчес­ка, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызываю­щих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нуж­но выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую картинку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обу­чающая работа не проводится. Но при предъявлении первого сло­ва («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснова­ния выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет запомнить слово «пожар».

Для выбора карточки-подсказки отводится 30 сек. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Пси­холог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют (табл. 3).

Фамилия, имя возраст группа дата исследования

Слова,

предъявляемые

для запоминания

Время

выбора

карточки

(сек)

Мотивы выбора карточки

Воспроизведение

пожар

дождь

труд

ошибка

горе

При оценке результатов учитываются следующие факторы:

Понимание ребенком инструкции;

Способность к нахождению опосредствующих символов;

Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать

более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные

картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того,

что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Продуктивность опосредования в целях запоминания;

Необходимость и количество оказанной помощи.

8. Для изучения умственной работоспособности детей использу­ют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по ме­тодике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят верти­кальную черту рядом с той фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий.

9. Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволят следующие методики:

1. « Дополнение фраз ».

Ребенку последовательно предъявляют ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее окончание, указав либо последовательность событий, либо причин­но-следственные связи. Например:

Девочка взяла карандаш и...

Мальчик быстро бежал, потому что... И т. п.

2. «Классификация» (методика Гольдштейна-Выгодского-Зей-гарник2).

3. «Свободная классификация».

Ребенку предъявляют набор картинок, которые он должен раз­делить на группы, самостоятельно выделив принцип группиров­ки. В качестве стимульного материала психолог может использовать лото «Парочки», тогда в основе классификации будут обоб­щающие понятия: «фрукты», «овощи», «ягоды», «грибы» и т. д., или игру «Логический поезд», что дает возможность сгруппиро­вать картинки различного цвета, рассортировать по группам изоб­ражения игрушек, транспорта, животных, посуды, одежды, гри­бов и т. д

4. «Последовательность событий» (методика).

Психолог подготавливает серию из трех-пяти картинок, отра­жающих быт детей. Сюжеты должны быть простыми, понятными для дошкольников. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Пси­холог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было вид­но, где начало и где конец, и придумать по ним рассказ.

В протоколе регистрируется очередность разложения карточек, ход рассуждений, рассказ ребенка.